Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дислалия






Под термином «дислалия» подразумевают такое расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки меж­ду собой.

Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним названием. В 1830 г. врач Шультес (Швейцария) все рече­вые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязы­чие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». В 80-х годах прошлого столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалий. Позднее (конец XIX и начало XX в.) появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Куссмауля, Гуцмана, Фрешельса, Либмана, Зеемана и других.

В 1912 г. Е. С. Боришпольский (Россия) разделил расстрой­ства речи также на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазии органическо­го происхождения и функциональные (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалий, или алалии. Сре­ди дислалий (алалии) выделялись глухонемота, связанная с по­ражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляцион­ного аппарата.

Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф. A. Pay, С. М. Доброгаева, М. Е. Хват-цева, Ю. А. Флоренскую, Р. Е. Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связан­ные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата. Они ука­зывают и на косноязычие центрального происхождения.

Уже давно дислалий стали разделяться на две подгруппы: ме­ханические и функциональные. Правда, это деление весьма ус­ловное. Механические дислалий зависят от неправильного раз­вития артикуляционного аппарата, т.е. анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого нёба и т.д.

В некоторых случаях речь принимает носовой оттенок, кото­рый обусловливается дефектами нёба и носовой полости. При неврологическом обследовании обычно не отмечается симпто­мов органического поражения центральной нервной системы.

К функциональным дислалиям относят случаи неправильно­го произношения различных звуков: шипящих, свистящих, р и л и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образова­нии речи, не наблюдается и признаков органического пораже­ния центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обыч­но нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.

В прошлом считали, что в генезе функциональных дислалий лежит неправильное речевое окружение (неправильная речь ро­дителей, диалекты). Однако последующие наблюдения показа­ли, что с этой точки зрения полностью согласиться невозможно.

В основе функциональных дислалий лежит не только небла­гоприятное речевое окружение: значительно большую роль здесь играет физическая ослабленность ребенка, обусловленная пере­несенными инфекциями, расстройствами питания (диспепсия). Нередко при обследовании таких детей можно констатировать выраженные невротические реакции. По-видимому, эта форма дислалий связана с некоторым нарушением корковой нейроди-намики и ослаблением тонких дифференцировок в речедвигательном анализаторе.

Этиология возникновения дислалий различна. Наши данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте пере­несли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.

При соматическом обследовании у некоторых детей-дислали-ков отмечается бледность кожных покровов, некоторое отстава­ние в росте.

Нарушение дыхания у дислаликов не отмечалось за исключе­нием... детей, страдающих механической дислалией (ринолалией). Голос детей громкий, ясный; у ринолаликов — с носовым оттенком. Нарушение сердечной деятельности, а также рас­стройств со стороны других внутренних органов у обследован­ных детей не наблюдалось.

Исследование нервной системы дислаликов показывает, что грубых органических поражений центральной нервной системы у большинства детей не встречалось, за исключением отдельных детей, у которых мы определяли органическую микросимптома­тику. В основном наблюдалась легкая сглаженность той или дру­гой носогубной складки, беспокойство языка при высовывании, затруднение при попытке коснуться кончиком языка верхней губы, неравномерность сухожильных рефлексов и общее беспо­койство в позе Ромберга.

Значительно чаще отмечалось нарушение вегетативной не­рвной системы, которое проявлялось в повышенной потливости ног и рук, а также в устойчивом, расплывчатом дермографизме.

Со стороны психики большинство детей-дислаликов облада­ли нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда была отмечена задержка в психичес­ком развитии.

По данным исследования удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы. Так, у не­которых... детей отмечалась раздражительность, плаксивость, расторможенность, а в единичных случаях и вспышки аффекта...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.