Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы лечебных упражнений






А. Принцип кратковременного упражнения. При фонетических лечебных упражнениях всегда надо по­мнить, что ребенок от упражнений быстро утомляется, так же как и его слух, и понижается способность точного определения правильного и неправильного звука. Поэтому мы стараемся, чтобы упражнение длилось 2—3 минуты, но его следует повторять очень часто — 20—30 раз в день. При повторении упражнений образу­ются и закрепляются условные рефлексы между правильным зву­чанием и артикуляционными движениями. Этим способом вы­рабатываются и фиксируются правильные артикуляционные стереотипы желаемых звуков.

Б. Принцип применения слухового контроля...У слышащего ребенка обучение новым звукам или исправ­ление неправильных звуков основано главным образом на тре­нировке фонемного слуха. Ребенок обычно не осознает свое не­правильно^ произношение. При обучении мы должны прежде всего стремиться, чтобы ребенок правильно слышал вновь обра­зованные звуки и затем научился сам отличать правильное про­изношение от неправильного. Пока это не будет достигнуто, ре­бенок не сможет правильно произносить новый звук и тем более применять его в разговоре. Целью систематических слуховых упражнений является совершенствование функции корковбго окончания слухового анализатора, чтобы ребенок научился хорошо улавливать и точно различать отдельные звуки. Это трени­ровка взаимодействия первой и второй сигнальных систем...

В. Принцип применения вспомогательных звуков...Нельзя постоянно указывать детям при исправлении непра­вильных звуков, как держать рот, как шевелить языком и т.д. как только ребенок начинает думать о постановке языка, напри­мер при образовании вибрирующего р, результат большей час­тью не достигается. Сознательный контроль положения языка и артикуляционных движений ведет к неестественной артикуля­ции, к излишнему напряжению мышц языка, к ментальной диспраксии, особенно у невропатических детей; иногда излишнее старание ребенка при артикуляции приводит к неестественным судорожным движениям, которые нарушают, а иногда делают невозможным фонетическое исправление.

Поэтому с самого начала следует исправлять неправильные звуки при помощи вспомогательных звуков, которые ребенок произносит правильно. Поступают так для того, чтобы ребенок не сознавал, какой звук подлежит упражнению, потому что как только он начинает думать об этом звуке, сейчас же включаются старые неправильные артикуляционные стереотипы.

Для образования новых правильных звуков требуется разрушение старых артикуляционных связей и выработка новых двигательных связей, причем применяются правильные вспомога­тельные звуки, образуемые таким же способом и в том же месте, что и неправильные...

Г. Принцип минимального действия

...Закон экономии движений и силы при образовании речи является одним из важнейших фонетических законов; звуки при взаимосвязанности формируются так, чтобы артикуляционные движения были как можно меньше и сила их возможно слабее.

Артикуляционные движения взаимно приспосабливаются. Мы наблюдаем это главным образом при произношении согласных, образование которых зависит от гласных или согласных, которые им предшествуют или следуют за ними. Это особенно отно­сится к звукам, образуемым внутри ротовой полости, при этом наступает перемещение артикуляционного места... С этим нуж­но считаться при исправлении недостатков произношения. Мы должны вырабатывать связи согласных с различными гласными.

В старых учебниках по фониатрии рекомендуется проводить артикуляционные упражнения энергично, с преувеличенной силой при артикуляционных движениях. Этим вызываются излишние движения артикуляционной мускулатуры вследствие ирра­диации нервных импульсов группы мышц, которые обычно не должны участвовать в артикуляции. Вырабатываются неестественные движения, которые потом трудно устранять. Поэтому такой метод неправилен. Каждый звук, который во время речи или упражнений произносится напряженно или слишком заметно, считается чужим элементом, чем-то неестественным. Ребенок долго стесняется произносить этот звук в разговоре. Мы предупреждаем это тем, что упражняем новый звук сначала легко, тихо без излишней силы и движений. Некоторые звуки, особенно шипящие, упражняем настолько тихо, что они едва слышны. Связывание с последующей гласной проводится сначала шепо­том — этим быстрее достигается артикуляция и естественные связи в беглой речи...

Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского. — М. 1962. - С. 83-127.

 

Р. И. Мартынова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.