Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткие сведения






Предисловие

Современное развитие системы высшего образования в Рос­сии предполагает переход на новый более высокий уровень ка­чественной профессиональной подготовки широко образован­ных специалистов, владеющих не только определенной суммой знаний и профессиональных умений, но и стремящихся к посто­янному творческому и самостоятельному поиску. Творческий по­иск, возможность индивидуального выбора проблемы или пред­мета для самостоятельного углубленного изучения обеспечивает, в свою очередь, повышение общекультурной, исторической и те­оретической подготовки студентов, осуществление чего невоз­можно в современном цивилизованном мире без непосредствен­ного знакомства с подлинниками авторских работ в той или иной отрасли научных знаний. К сожалению, такой творческий поиск все более ограничивается в настоящее время в связи с тем, что многие, наиболее значимые авторские работы становятся боль­шой библиографической редкостью.

Попытка создания «Хрестоматии по логопедии» предприни­мается впервые в истории развития логопедии как науки. По­требность в таком пособии назрела давно. И уже изначально пе­ред его научными руководителями остро встали две проблемы: в каком ключе должно быть построено такое пособие и какой кол­лектив мог бы справиться с такой задачей?

Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно пред­ставить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относит­ся к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочис­ленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обуче­нию детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.

Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, свя­занных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в ис­тории логопедии, или в виде развития отдельных проблем лого­педии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное ис­следование не обходится без анализа литературных источников но теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

Главной задачей составителей предлагаемой «Хрестоматии» было — дать суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как на­уки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррекционного воспитания и обучения. Поэтому в разделах данной «Хрестоматии» использовался принцип тематического распреде­ления материала по традиционно принятым видам речевой па­тологии в полном соответствии с учебной программой и учебни­ком по логопедии для студентов педагогических вузов.

«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

I том: 1. Дислалии. 2. Ринолалии. 3. Дизартрии. 4. Нарушения
голоса. 5. Заикание.

II том: 6. Алалии. 7. Афазии. 8. Нарушения письменной речи.
9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Составители тематических разделов «Хрестоматии» в подбор­ке материала по каждому виду речевой патологии старались при­держиваться объективного хронологического расположения ав­торских извлечений и текстов, позволяющего в определенной мере увидеть состояние проблемы на разных исторических эта­пах ее развития.

Таким образом, совокупность программы, учебника, практикума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концептуально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учебный процесс в вузе по данной дисциплине.

Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок на званных учебных пособий по логопедии был подготовлен по инициативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцен» и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррск ционной педагогики РАО и Московского государственного от крытого педагогического университета.

Характерно, что и научные истоки развития логопедии в России (и в СССР) оказались тесно связанными прежде всего с этими двумя педагогическими гигантами и долгожителями — в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в Москве. В начале XX в. имена подавля­ющего большинства известнейших в дефектологии ученых были в разной степени связаны с этими научно-образовательными центрами. Можно без преувеличения сказать, что именно здесь преимуществен­но концентрировались истоки развития современной дефектологии как науки (и логопедии как ее части).

Поэтому в 9 разделе «Хрестоматии» мы сочли правомерным про­иллюстрировать эту мысль некоторыми малодоступными и мало­известными широкой дефектологической общественности текста­ми о зарождении и развитии высшего дефектологического (и в частности — логопедического) образования в нашей стране.


Краткие сведения

об авторском коллективе составителей «Хрестоматии по логопедии»

ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕДАКТОРЫ - НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОБЩЕЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ I - II ТОМОВ:

ЛАРИСА СТЕПАНОВНА ВОЛКОВА - Заслужен­ный деятель науки Российской Федерации, академик Академии гуманитарных наук, профессор Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагоги­ческого университета им. А. И. Герцена, доктор педа­гогических наук, декан дефектологического факуль­тета (1970—1988), заведующая кафедрой логопедии, (1980—1995). Стаж работы в вузе — 45 лет. Отв. редактор и соавтор: «Логопедия с историей ло­гопедии» / Программа пединститутов. — М., 1989; «Логопедия» / Учебник для пединститутов. — М., 1989, 1995. Имеет свыше 90 печатных работ, среди них научные статьи, научные сборники, пособия по логопедии и по подго­товке кадров-логопедов. Занимается проблемой сложной структуры рече­вых нарушений, в том числе у детей с депривацией зрения.

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ СЕЛИВЕРСТОВ - Заслужен­ный работник высшей школы РФ, чл.-корр. Между­народной Академии наук педагогического образо­вания, профессор Московского педагогического государственного университета, заведующий кафед­рой логопедии (1979, 1980), заведующий одногодич­ными курсами переподготовки дефектологов (1984— 1989), заместитель декана дефектологического факультета по научной работе (с 1980). Стаж работы в вузе — 35 лет.

Отв. редактор и соавтор вузовского учебного пособия «Практикум по дегской логопедии» — М., 1988, 1995; соавтор программы «Логопедия с историей логопедии» (для педвузов) — М., 1989 и учебника «Логопедия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. Имеет свыше 170 печатных работ: по теории логопедии, организации логопедической помощи, истории лого­педии, заиканию у детей, подготовке кадров логопедов и дошкольных дефектологов.

АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ:

РАИСА ИВАНОВНА ЛАЛАЕВА - профессор Рос­сийского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А И. Герцена, док­тор педагогических наук. Стаж работы в вузе — 30 лет Соавтор программы «Логопедия с историей лого­педии» (для педвузов) — М., 1989 и учебника «Логопе­дия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» является автором-составителем разде­ла «Нарушения письменной речи». Имеет свыше 80 печатных работ по логопедии, в том числе учебные пособия для студентов и методистов. Занимается проблемами нарушений письменной и устной речи у детей с отклонениями в интеллекту альном и психическом развитии.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ШАХОВСКАЯ - про фессор Московского педагогического государственно го университета им. В. И. Ленина, кандидат педаго! и ческих наук, заместитель декана дефектологическою факультета по учебной работе (с 1971). Стаж работы и вузе — 36 лет.

Соавтор вузовских пособий: «Практикум по детской логопедии— М., 1988, 1995; программы «Логопедия с историей логопедии» — М., 1989; и учебника «Логопедия» — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» являем я автором-составителем разделов: «Ринолалии», «Алалии», «Нарушения голоса». Имеет более 160 печатных работ по разным проблемам логомг дни, в том числе — зарубежной логопедии, вузовской подготовке логопедов и др.



 

ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ВОЛКОВА - доцет Российского (Санкт-Петербургского) государстпеи ного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук. Стаж работы в вузе 30 лет.

Соавтор учебника «Логопедия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» явля­ется автором-составителем разделов: «Заикание», «Афазии».6

Имеет более 80 печатных работ по разным проблемам логопедии, в том числе: по заиканию, логоритмике, по подготовке кадров логопедов и др.

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ЛОПАТИНА -

доцент Российского (Санкт-Петербургского) государ­ственного педагогического университета им. А. И. Гер­цена, кандидат педагогических наук, заведующая кафед­рой логопедии (с 1996). Стаж работы в вузе 15 лет. В «Хрестоматии по логопедии» является автором-составителем разделов: «Дислалии», «Дизартрии». Имеет более 25 печатных работ, среди них учеб­ные пособия для логопедов. Занимается проблемами стертой дизартрии.

ЮЛИЯ ГЕРМАНОВНА ГАУБИХ - доцент Мос­ковского педагогического государственного универ­ситета. Стаж работы в вузе — 16 лет. Соавтор вузовского учебного пособия «Практикум. по детской логопедии» — М., 1988, 1995. В «Хрестома­тии по логопедии» является автором-составителем раздела «Предпосылки и истоки развития логопедии». Занимается проблемами общей истории логопедии и проблемами логопедии во вспомогательной школе. Имеет более 20 печатных работ.

Авторский коллектив составителей настоящей «Хрестоматии» уве­рен, что предлагаемое пособие будет представлять учебный, науч­ный и практический интерес для самого широкого круга специали­стов. Авторский коллектив также заранее приносит свою благодарность всем коллегам, кто захочет прислать свои пожелания по дальнейшему переизданию лучших и значимых работ по логопе­дии и смежным дисциплинам.

Л. С. Волкова и В. И. Селиверстов

 

Раздел 1 ДИСЛАЛИИ

А. Куссмауль






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.