Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность — взаимодействие — общество






 

В последние годы предпринимались настойчивые попытки свести в одну общую рамку понятия и открытия, взятые их трех разных областей изучения: индивидуальной личности, социального взаимодействия и общества. Я хотел бы предложить здесь простое добавление к этим междисциплинарным усилиям.

Когда индивид предстает перед другими, он как со знанием дела, так и непреднамеренно выстраивает определение ситуации, важной частью которого является его представление о себе. Когда случается событие, экспрессивно несовместимое с этим внушаемым впечатлением, значимые последствия ощущаются одновременно на трех уровнях социальной реальности, каждый из которых предполагает свою точку отсчета и свой порядок фактов.

Во-первых, в социальном взаимодействии, трактуемом здесь как диалог между двумя командами, может внезапно произойти остановка, наполненная замешательством и смущением; ситуация может перестать быть определенной, прежние позиции могут утратить свою надежность и участники могут оказаться без проторенного курса действия. Как правило, участники улавливают в такой ситуации фальшивую ноту, начинают чувствовать неудобство, возбуждаются и буквально теряют самообладание. Иначе говоря, маленькая социальная система, создаваемая и поддерживаемая упорядоченным социальным взаимодействием, дезорганизуется. Таковы последствия данного сбоя с точки зрения социального взаимодействия.

Во-вторых, помимо этих дезорганизующих последствий для действия в текущий момент, сбои в исполнении могут иметь и гораздо более долгосрочные последствия. Аудитории склонны воспринимать Я, творимое индивидуальным исполнителем в ходе любого текущего исполнения, как ответственного представителя группы его коллег, его команды и его социального учреждения. Кроме того, аудитории воспринимают конкретное исполнение индивида как свидетельство его способности исполнять рутину и даже как свидетельство его способности исполнять любую рутину. В каком-то смысле эти более крупные социальные единицы — команды, учреждения и т. д., — подключаются всякий раз, когда индивид исполняет свою рутину; легитимность этих единиц будет с каждым исполнением вновь проверяться на прочность, а их долговременная репутация — ставиться на кон. Особенно силен этот вид зависимости во время некоторых исполнений. Так, когда хирург и ассистирующая ему медсестра оба отворачиваются от операционного стола, а в этот момент находящийся под анестезией пациент случайно падает со стола и гибнет, не только вопиющим образом прерывается сама операция, но и могут пострадать репутация врача как доктора и человека, а также репутация больницы. Это возможные последствия сбоев с точки зрения социальной структуры.

Наконец, мы часто видим, что индивид может глубоко вовлечь свое эго в собственную идентификацию с конкретной ролью, учреждением и группой, а также в собственное представление о себе как о человеке, который не срывает социальное взаимодействие и не дает пасть социальным единицам, зависящим от этого взаимодействия. Когда происходит сбой, может вдруг обнаружиться, что Я-концепции, вокруг которых строилась его личность, дискредитированы. Это возможные последствия сбоев с точки зрения индивидуальной личности.

Таким образом, сбои в исполнении приводят к последствиям на трех уровнях абстракции: личности, взаимодействия и социальной структуры. Хотя вероятность сбоя от взаимодействия к взаимодействию будет сильно меняться, и хотя от взаимодействия к взаимодействию социальная значимость вероятных сбоев тоже будет меняться, представляется все-таки, что не существует такого взаимодействия, в котором бы участники не шли на ощутимый риск быть слегка смущенными или на некоторый риск быть глубоко оскорбленными. Жизнь, быть может, не Бог весть какая азартная игра, но взаимодействие — еще какая! Кроме того, поскольку индивиды пытаются избегать сбоев или исправлять те, которых избежать не удалось, эти попытки тоже будут иметь одновременные последствия на трех уровнях. Следовательно, здесь мы имеем простой способ, позволяющий связать три уровня абстракции и три перспективы, с точки зрения которых изучается социальная жизнь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.