Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспорта






 

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (ст. 216 ТК РФ) [6].

В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и т. д., в том числе в сфере условий и охраны труда.

Основополагающие принципы построения единой государственной системы управления охраной труда следующие:

· реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда;

· приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

· гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;

· профилактическая направленность деятельности в области охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве;

· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирование права застрахованных на обеспечение по страхованию;

· экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· научная обеспеченность требований охраны труда, содержащихся в законодательных и нормативных актах по охране труда;

· социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников;

· перспективное планирование по охране труда и их финансирование;

· неукоснительное выполнение работодателями и работниками обязанностей по соблюдению требований охраны труда, ответственность за их нарушение;

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: Государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);

Устойчивое снижение уровня производственного травматизма возможно только в тех организациях, где усилия всех работающих направлены на коллективный поиск путей предупреждения травматизма и создание обстановки нетерпимости к нарушениям правил безопасности.

Система воспитания должна быть такой, чтобы каждый человек проникся важностью вопросов безопасности и их жизненной необходимостью в производственной деятельности и быту.

Требуется обеспечить гласность работы руководителей любого ранга (активное участие в собраниях, посвященных безопасности труда, посещение совещаний мастеров, выдача премий победителям смотров-конкурсов по охране труда, беседы с пострадавшими от несчастных случаев на производстве и т. д.).

Рабочие должны быть твердо убеждены, что обеспечение безопасности труда является приоритетным среди всех основных производственных вопросов. Рабочий будет верить в безопасность своего труда только в той мере, в какой верит в это его непосредственный руководитель.

Руководители должны опираться в своей работе на мастеров и бригадиров. Руководству организации следует обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда.

При создании системы управления охраной труда необходимо:

· определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

· выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

· определять политику организации в области охраны труда;

· определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

· разрабатывать организационную схему и программу для выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать [9, 10]:

· планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

· контроль плановых показателей;

· возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;

· внутренний контроль (аудит) системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, чтобы обеспечить соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду.

Основными задачами службы (отдела, специалиста) охраны труда являются: 1) проведение политики в области охраны труда и промышленной безопасности, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда; 2) обеспечение функционирования системы управления охраной труда; 3) осуществление контроля законодательства РФ, нормативных документов ОАО «РЖД» и нормативных документов в области охраны труда и промышленной безопасности; 4) методическое руководство и координация деятельности по вопросам охраны труда, промышленной безопасности и непроизводственного травматизма.

Служба (отдел, специалист) охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

· организацию и проведение профилактической работы по обеспечению безопасных условий труда работников, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

· разработку программ по улучшению условий и охраны труда, промышленной безопасности и подготовку предложений для включения их в программы по улучшению условий и охраны труда, промышленной безопасности отделений, дороги, ОАО «РЖД»;

· разработку нормативных документов железной дороги по охране труда, промышленной безопасности и непроизводственному травматизму;

· подготовку предложений по вопросам охраны труда в коллективный договор (соглашение);

· контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами железной дороги и ОАО «РЖД» по улучшению условий и охраны труда и коллективного договора;

· анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также разработку мероприятий по их предупреждению;

· методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда;

· подготовку предложений и мероприятий по ликвидации неблагоприятных условий труда;

· контроль за обеспечением сертифицированными средствами индивидуальной защиты работников структурных подразделений железной дороги;

· участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

· контроль за соблюдением правил электробезопасности и охраны труда при эксплуатации электроустановок и других промышленных установок;

· контроль за безопасной эксплуатацией технических устройств на опасных производственных объектах и выполнением мероприятий по профилактике травматизма при их эксплуатации;

· организацию и контроль за обучением, проверкой знаний, повышением квалификации по вопросам охраны труда работников, а также лиц, ответственных за эксплуатацию электроустановок потребителей и объектов повышенной опасности;

· планирование и анализ расходов на улучшение условий и охраны труда;

· представление в установленные сроки отчетности, в том числе справок, цифровых сводок и иных документов по вопросам охраны и условиям труда в установленном порядке;

· контроль за использованием в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ труда женщин и лиц моложе 18 лет.

Служба (отдел, специалист) охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями обладает следующими правами:

· запрашивать и получать от подразделений и работников статистические и иные данные, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных задач и функций;

· издавать в пределах своей компетенции инструктивные документы (письма, памятки и др.), обязательные для исполнения;

· пользоваться в установленном порядке бухгалтерской, статистической и иной отчетностью железной дороги;

· беспрепятственно посещать без предварительного уведомления и в любое время соответствующие подразделения в целях проверки состояния охраны труда, требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, нарушивших правила охраны труда и техники безопасности, и запрещения производства работ, если имеется угроза жизни и здоровью людей или аварии;

· вносить предложения руководителям о привлечении лиц, нарушивших требования охраны труда и техники безопасности, к ответственности;

· выдавать руководителям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, норм и требований охраны труда, отменить которые имеет право соответствующий работодатель;

· по поручению руководства представлять службу во всех государственных, общественных и других организациях по вопросам, относящимся к компетенции службы.

 


4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ОАО «РЖД» И НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ И ЕГО ВИДЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.