Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь терминов. Затрудненное общение – специфический социально-психологический феномен, обладающий широкой сферой форм проявления.
Затрудненное общение – специфический социально-психологический феномен, обладающий широкой сферой форм проявления.
В узком смысле слова, затрудненное общение – это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для него характерны: сохранность и непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений, поиск причин, приводящих к осложнениям, попытки преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений.
В широком смысле слова, затрудненное общение – это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения пратнеров и общеностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.
Психология затрудненного общения – область научного знания, изучающая трудности межличностного общения, особенности и причины их возникновения, механизмы развития, функции и механизмы их преодоления.
Ситуация затрудненного взаимодействия – такая ситуация, в которой один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате чего один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности.
Субъект затрудненного общения – индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения. Для него характерно искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями преобразовательной активности субъекта затрудненного общения выступают трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением желаемого результата.
Субъект незатрудненного общения – индивид, у которого высоко развиты социальные способности и позитивный спектр его личностных свойств, а соответствующая преобразовательная активность направлена на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения и на достижение взаимопонимания. Для него характерны рефлексия по поводу собственной представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Результатом преобразовательной активности субъекта незатрудненного общения выступают такие формы взаимодействия, как согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами.
Тип субъекта общения – субъект затрудненного общения и субъект незатрудненного общения
Социально-психологические и личностные характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения (по В.А. Лабунской)
Социально-психологические и личностные характеристики
субъекта
(Критерии описания субъектов общения)
| Тип субъекта общения
| Субъект затрудненного общения
| Субъект незатрудненного общения.
|
|
|
| 1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения
| обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознаваемые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентри-ческая, манипулятивная направ-ленность
| признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитив-ные, развивающие, продуктивные, направленные к людям отношения, диалогическая, личностная направленность
| 2. Мотивационно-потребностная сфера
| внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собстенной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого
| внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого
| 3. Эмоционально-волевые характеристики
| эмоциональная, нестабильность, частая смена настроения, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, сверну-тость сочувствия, невырази-тельность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несба-лансированность саморегуляции, низкий самоконтроль
| эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направлен-ность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль
| 4. Социальные способности
| низкий уровень развития способнос-тей к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психо-логической проницательности, к сензитивности и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
| высоко развитые способности к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитивности и чувствительнос-ти, к наблюдательности, к исполь-зованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
| 5. Социально-психологические свойства личности
| робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость " Я", безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцентричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипулятивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость
| смелость, уверенность, общитель-ность, сила " Я", инициативность, воспитанность, децентрация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость
| 6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия
| отсутствие умении аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-контролирующая, формально-вежливая дистантная стратегии
| умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекват-ную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспресссивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанции, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии
| 7. Роль, статус
| нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы
| следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к " центру" группы
| 8. Социтально-культурные нормы
| дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм
| следование моральным и нравственно-этическим нормам
| 9. Преобразовательная
активность
| а. направленность
| против себя и других
| на себя и к другим
| б. интенсивность
| различная
| различная
| в. качество
| обезличивание
дезадаптация
деградация
разрушение
уничтожение
| персонификация
адаптация
развитие
созидание сотворение
| г. субъективные последствия
| фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных
ориентации в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций,
низкого уровня эмпатии
| удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально-значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей
представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к
себе и к другому, демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого
уровня эмпатии
| д. объективные последствия
| трения, сбои, конфликты, сопровождаю-щиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение развития личности
| согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими
партнерами, развитие личности
|
|