Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библейски-обоснованное видение евангелической церкви в мультикуль-турном обществе.






В чем смысл этого напоминания о четырех евангелических особенностях? Упоминанием об этих особенностях я хотел описать суть евангелизма и пояснить, какой силой может стать евангелизм в жизни нашего общества, если мы сознательно внесем эти особенности в общественный дискурс. Если в первой части моего реферата я в общих чертах обрисовал мультикультурность нашего общества, во второй – объяснил сущность евангелизма, способного принять участие в общественном дискурсе, то в третьей части моего реферата я в несколько ассоциативной форме хотел бы сказать о том, какое в и дение евангелической церкви в мультикультурном обществе может быть выведено из всего сказанного, а также из библейских источников.

1. «Итак, идите» (Мф. 28, 19), этими словами Иисуса оканчивается Евангелие от Матфея. Сколько побуждений к миссионерской деятельности было извлечено из этого так называемого миссионерского повеления Иисуса! Однако же эти слова Иисуса не помешали нам, как церкви, прекрасно обустроиться и ждать прихода людей. В мультикультурном обществе церковь вновь должна стать идущей церковью. Она заново должна научиться искать подходы к людям с разными культурными традициями, идти за ними следом. Она должна стать взыскующей церковью. Но это может произойти только в том случае, если она перестанет бояться столкновения с миром и снизойдет до людей с их стилем жизни, культурными традициями, религиозными ожиданиями, требующими всякий раз нового решения.

2. «Вы … царское священство» (1 Петр. 2, 9), утверждает автор Первого послания Петра. Он имеет в виду всех членов церкви, и его слова еще раз напоминают о том, что в протестантизме, разумеется, не может быть существенного различия между священниками и мирянами. Евангелическая церковь в будущем должна преодолеть имеющуюся в ней de facto ложную иерархию между священниками и мирянами, и заново осовоить священство всех верующих. Она должна осознать, что все верующие призваны к службе в миру, что все верующие должны передать что-то от божественной действительности, придающей человеческой жизни иное, глубокое измерение и ориентацию. Не эксперты в области теологии сумеют показать божественную действительность как действительность вспомоществующую, целительную, ориентирующую, но свидетельство веры священства всего Божьего народа.

3. «Мы все одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13). Павел постоянно прибегает к образу тела, чтобы показать, что церковь может быть только церковью Иисуса Христа, если она ориентирована на благодать в размышлениях и действиях. В признании того, что все христиане имеют дары, которые они должны внести в образование церкви, содержится в то же время и критическая корректива некоторых церковных властных и руководящих структур, которые, конечно же, должны присутствовать в нашей церкви, но которые должны быть ограничены и сформированы в соответствии с дарами. Вопрос: «кто что имеет право делать» не может быть ведущим; помочь формированию порядка нашей церкви может вопрос: «кто что может делать лучше всего». Мы сможем пойти навстречу мультикультурному обществу, только если научимся мыслить и действовать мультихаризматично.

4. «Пустите детей приходить ко мне» (Марк 10, 14). Эти слова Иисуса мы хотя и приняли в своей церковной практике крещения, но еще далеко не полно осуществили в нашей церковной жизни. Развить церковь из детской перспективы, сформировать церковную жизнь таким образом, чтобы не только терпела детей, но чтобы детская вера, благочестие, смех, благодарность, короче: детские дары повсеместно проникали в общину верующих – вот в чем состоит наша задача. Стать справедливой, дружелюбной, прислушивающейся к детям, учащейся у детей церковью – вот что спасет нас от ограниченности, многих устаревших представлений, которые отличают нашу церковную жизнь. Это, очевидно, спасет нас и от непонимания, что в христианской вере идет речь о какой-то форме знания. У детей мы в особенности можем научиться том, что вера - дело сердца.

5. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Петр. 2, 5), - требует автор Первого послания Петра, развивая модель церкви как дома из живых камней. Дом имеет комнаты, двери и окна. Дом является символом в высшей степени коммуникативного единства, ибо в доме невозможно жить сообща, не коммуницируя друг с другом. А без окон и дверей дом оказался бы тюрьмой без связи с внешним миром. Как дом живых камней, церковь должна улучшить свою внутреннюю коммуникацию, чтобы каждый из ее членов – живых камней – мог ощущать ее как единство; и она должна улучшить свои контакты с внешним миром, если хочет восприниматься как приветливо открытый дом. С какими информационными потерями мы по неосторожности миримся каждый день! И какой сигнал мы ежедневно снова и снова посылаем евангелическим церквям своими закрытыми дверями! Церковь, как дом живых камней, должна стать церковью с упорядоченной и налаженной внутренней и внешней коммуникацией. При налаживании внешних коммуникаций нужно со вниманием относиться к чужим представлениям об истине в других культурах и религиях, нужно научиться говорить «я» в этом дискурсе, так как собственная уверенность в истине есть предпосылка плодотворного диалога; нужно рассчитывать услышать пророческий глас и от наших партнеров по диаглогу; нужно научиться выносить и принимать различие между культурами и религиями.

6. «Несть ни иудея, ни эллина, …ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). Это ключевое высказывание Павла из Послания к галатам дает понять, что в церкви, как сообществе спасенных, различие между различными снято в двояком смысле. Церкви будет принадлежать будущее только в том случае, если она научится обращаться с различием между своими членами иначе, чем зачастую делала до сих пор, руководствуясь принципом отлучения; то есть если она внутрицерковно допустит то, чего добивается в широком общественном дискурсе. Сознавая нашу общую принадлежность Богу, мы должны допускать гораздо больше различий, больше прлюралитета наряду с одновременным собиранием в единство, что в особенности справедливо в экуменическом контексте. Церковь будущего должна как внутри-, так и внеконфессионально развить профиль многообразия, она должна быть открыта для усвоения экуменического опыта, если хочет иметь силы для достойного свидетельства веры.

7. «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах … и имели все общее» (Деян. 2, 42, 44). От начала церковь была и остается церковью евхаристической, то есть церковью, не только имеющей свое средоточие в празднике тайной вечери, но и охватывающей все сферы жизни, исходя из тайной вечери. Евхаристическая церковь – это такая церковь, в которой отсутствует раскол между службой Божественной и службой мирской, воскресным днем и повседневностью, тайной вечерей и социальной деятельностью. За столом Господа поделенный хлеб – это тот же самый хлеб, который мы делим друг с другом в обычной жизни, хлеб в одно и то же время есть тело Господа и плод человеческого труда. Богослужение и социальное делание, борьба и созерцание, молитва, верность апостольской вере и обращенность к миру неразрывно соседствуют в евхаристической церкви. Эта перспектива евхаристической церкви должна быть вновь завоевана, иначе церковь станет клубом отвернувшихся от мира «святых», и мир будет отдан на откуп греху.

8. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14). В этих словах из Послания к евреям церковь понимается как странствующий богоизбранный народ, следующий сквозь эпохи за Иисусом Христом к обещанной цели царства божия. Всякое в и дение церкви должно иметь в виду различие между «последним» и «предпоследним», иначе говоря оно должно иметь в виду, что обещанная цель есть не сама церковь, но божие царство справедливости и мира. Поэтому церковь ни в коем случае не должна полагать себя собственной целью, но во всякой своей деятельности указывать на обещанную цель и тем самым – за свои собственные пределы. Не происходит ли известное ожесточение, с которым мы занимаемся планированием церкви, из-за того, что мы упустили из вида эту далекую цель, и променяли странствие на прочное и длительное обустройство? Заново открыть и всерьез воспринять преходящесть церкви есть поэтому важнейший момент в развитии в и дения церкви.

Сводя теперь воедино мое в и дение церкви, разработанное на основании реальных библейских источников, я формулирую его в четырех словах веры: Я верую в единую взыскующую человека церковь, где преодолена ложная иерархия между священниками и мирянами, и где вновь освоено священство всех верующих. Я верую в церковь, в которой ориентация на дары отдельных людей важнее сохранения управленческих и силовых структур, которая поэтому может стать учащейся у детей церковью, и которая в экуменической открытости развивает профиль многообразия. Я верую в церковь, которая, как дом из живых камней, представляет собой церковь с упорядоченной и налаженной внутренней и внешней коммуникацией, и в которой, как в церкви евхаристической, преодолен раскол между богослужением и повседневностью. И я верую в церковь, которая, как странствующий богоизбранный народ, никогда не забывает своей временности и направленности на царство божие мира и справедливости.

Я убежден, что с такою верой евангелическая церковь способна уверенно действовать в мультикультурном обществе и вместе с ним формировать будущее.

(Перевод С. Месяц и Р. Пархоменко)

 


1 Из сборника «73 kleine Erzдhlungen». Berlin, 1866 (M. von Loga. Siegwart und Jцrd).

 

1 О «eстественном» развитии здесь, разумеется, можно только говорить, когда, выходя за пределы, «второй природы» культуры, в технике видят нашу «третью природу«(об этом Spinner H.F.Naturen, Kulturen, Techniken – Ueber Freind/Feind/Fremd-Verhдltnisse im auЯerpolitischen Sinne, in: Alois Wierlacher, Hrsg., Kulturthema Fremdheit, Mьnchen: Indicium, 1993, S. 483-495

 

2 Относительно «сложившихся представлений» во многих областях следует отметить, что сложившиеся представления в большинстве случаев являются не решением проблем, а разве что их постановкой, а часто даже их неправильной оценкой или уклонением от их решения.

4 D.Riesmann, Die einsame Masse, Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1958, S. 318

5 Hirsch E.E. Die Werkherrschaft, in G.Roeber, Hrsg., Persцnlichkeit und Technik im Lichte des Urheber-, Film-, Funk– und Fernsehrechts – Ehrengabe fuer E.Hirsch, Baden-Baden: Verlag fuer Angewandte Wissenschaften, 1993, S. 19-54.

6 По вопросу более ранней, ныне основательно забытой ведущей роли филологии в традициях Гумбольдтского университета, сравни весьма показательное авторское исследование Horstmann A. Anthike Theoria und moderne Wissenschaft – Augusts Theorie Konzeption der Philologie, Frankfurt/Main, Berlin, Bern: Lang, 1992.

[1] Berdjaev/ Kommunismus, S. 41.

[2] Popperl/ Woran, S. 25.

[3] Vgl. Gorshkov/ Environment, S. 18, 19.

[4] Spinner/ Wissensordnung, S. 22.

[5] So schreibt Hans Knьrr in dem 12. Kapitel " Rahmenbedingungen aus der Sicht eines Unternehmers" des Buches DABEI/ Erfinder, S. 327.

[6] Popperl/ Woran, S. 240. Vgl. auch Gorokhov/ Progress, S. 175-185 bzgl. der verwirklichten Hцlle fьr die Russischen Ingenieuren in der Stalin Zeit.

[7] Gorshkov/ Environment, S. 18.

[8] Berdjaev/ Kommunismus, S. 75-76.

[9] Habermas/ Revolution, S. 186.

[10] Jesse/ Demokrafie, S. 41, 36-37.

[11] Bekkermann/ Technokratie, S. 201.

[12] EKD/ Gemeinwohl, S. 58.

[13] Jesse/ Demokratie, S. 182.

[14] Bekkermann/ Technokratie, S. 193.

[15] Popper/ Woran, S. 238.

[16] Jesse/ Demokrafie, S. 41.

[17] Euve/ Russland, S. 6.

[18] Habermas/ Revolution, S. 93.

[19] EDK/ Gemeinwohl, S. 142.

[20] EKD/ Gemeinwohl, S. 144-145.

[21] VDl/ Technikbewertung, S. 71.

[22] VDl/ Technikbeweriung, S. 71.

[23] Kahlem/ Wirtschaftsbegriffe, S. 41.

[24] EKD/ Gemeinwohl, S. 146-147.

[25] Habermas/ Revolution, S. 197.

[26] Gorshkov/ Environment, S. 19-20.

[27] Popper/ Woran, S. 236.

[28] Berdjaev/ Kommunismus, S. 75.

[29] Bekkermann/ Technokratie, S. 19, 211.

[30] Gorshkov/ Environment, S. 21, 22.

[31] Bcrlgakov/ Philosophy, S. 135.

[32] EKD/ Gemeinwohl, S. 148.

[33] Lenk/ lnformationstechniken, S. 273.

[34] Spinner/Wissensordnung, S. 118.

[35] Spinner/ Wissensordnung, S. 119-122.

[36] Lenk/ Informationstechniken, S. 288.

[37] Vgl. Spinner/ Wissensordnung, S. 130-132.

[38] Vgl. hierzu Gorokhov/ Engineering, S. 191-243.

[39] Vgl. Sclove/ Design, S. 148-152.

[40] Popper/ Woran, S. 250.

[41] Spinner/ Wissensordnung, S. 128.

[42] Spinner/ Wissensordnung, S. 195, 197. Zur Geschichte der Informations– und Technologie-Revolution sowie der " High-Tech Revolution" und " Computer-Revolution" vgl. Forrester/ High-Tech.

[43] Spinner/ Wissensordnung, S. 195.

[44] Vgl. Quellenverzeichnis in Gorokhov/ Technikforschung, S. 31-38.

1 Статья написана в виде комментария к книге профессора Хельмута Шпиннера „Порядок знания«, опубликованной в Германии в 1994 году (Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fьr die dritte Grundordnung des Informationszeitalters. Opladen: Leske+Budrich, 1994) и посвящена обсуждению различных видов и форм организации знания или, по Шпиннеру, „порядка знания» в информационном обществе. Поэтому употребляемые в ней понятия коррелируются с понятиями, вводимыми профессором Шпиннером. Книга профессора Шпиннера и эта статья были подготовлены по результатам междисциплинарной конференции, проходившей в октябре 1992 года в г. Бад Хомбург (ФРГ) по инициативе и под руководством профессора Х. Шпиннера, который сам имеет междисциплинарное образование. Он изучал экономику, философию, социологию, психологию и право в университетах гг. Мангейм, Кельн, Гейдельберг, Лондон. Свою докторскую дессертацию (хабилитация) он защитил в 1979 году по теории науки, а в 1983 году – по социологии. С 1987 г. Х. Шпиннер является профессором философии науки и техники и руководителем Штудиум Генерале университета г. Карлсруэ. С 1995 года возглавляет отделение Российско-Германского колледжа в университете г. Карлсруэ.

2 „Главная наша проблема состоит в том, чтобы выжить. Никакого другого известного способа для этого, кроме перехода к рыночной системе не существует. Вся наша история даже без сопоставления с делами в других странах, убеждает именно в этом, если не обманывать себя.... Большинство в нашей стране реально плохо представляет себе, что это такое. В переходе от командно-бюрократической системы к рыночной для нас важнее всего уйти от первой, ибо дальне уже оставаться в ней нельзя.... Эта система положительного уже ничего создать не может, даже на подготовительном этапе. Она может мешать, запрещать, извращать, но не созидать. Для созидания у нее просто нет „приводных ремней«, как много раз констатировалось, а иллюзия жива.... Если для первой альтернативы подходит название Рынок, то для второй – ГУЛаг. Тотальное насилие над личностью, репрессивный режим и геноцид были столь же необходимым условием для реализации второй альтернативы, как рыночные отношения хозяйственных субъектов – для первой.... Как ни труден путь к рынку, человеческой альтернативы ему нет. Есть только античеловеческая – ГУЛаг. Поэтому отказ от ГУЛага – это переход к рынку.» (В.И. Данилов-Данильян. Бегство к рынку. М.: Издательство „Дело«, 1991, с. 6, 7, 34, 108).

3 Николай Бердяев. Правда и ложь коммунизма (цит. по: Nikolai Berdjajew. Wahrheit und Lьge des Kommunismus, Wien: Edition Neue Mitte, 1977).

4 Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? in: Auf der Suche nach einer besseren Welt. Vortrдge und Aufsдtze aus dreiЯig Jahren, Mьnchen, Zьrich: Pipper, 1984, S. 250.

5 Helmut F. Spinner, Die Wissensordnung, Band 1, S. 22.

6 DABEI-Handbuch fьr Erfinder und Unternehmer: von der Idee zum Produkt und zur Vollbeschдftigung. Dьsseldorf: VDI-Verlag, 1987, S. 327

7 Точнее он реализовал ее, воплотил в жизнь, хотя идея ее создания и социальный «проект» ее были развиты многими другими, в том числе и уничтоженными им «идеологическими» противниками, которые сначала раскритиковывались и уничтожались, а затем их идеи «выходили в свет» под иным авторством.

8 подробнее см.: В.Г. Горохов. Петр Климентьевич Энгельмейер. М.: Наука, 1997, с. 176-205.

9 Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? S. 250

10 В. Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению. М., 1994, с. 21-22.

11 Николай Бердяев. Правда и ложь коммунизма, стр. 75-76.

12 Jurgen Habermas, Die nachholende Revolution. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1990, S. 186.

13 Eckard Jesse. Die Demokratie der Bundesrepublik Deutschland. Berlin: Colloquim Verlag GmbH, 1986, S. 41, 36-37.

14 Jorg Bekkermann. Technokratie und verfassungsrechtliche Prinzipien (Einige rechtspolitologische Anmerkungen), in: Hans Lenk, Hrsg. Technokratie als Ideologie. Sozialphilosophische Beitrдge zu einem politischen Dilemma, Stuttgart: Verlag V. Kahlhammer GmbH, 1973, S. 201.

15 В.И. Данилов-Данильян. Бегство к рынку, с. 106.

16 Gemeinwohl und Eigennutz: Wirtschaftliches Handeln in Verantwortung fьr die Zukunft, Gьtersloh: Gьtersloherverl. – Haus Mohn, 1991, S. 58

17 извлечение из конституции Федеративной Республики Германии

18 Eckard Jesse. Die Demokratie der Bundesrepublik Deutschland. Berlin: Colloquim Verlag GmbH, 1986, S. 182.

19 Jorg Bekkermann. Technokratie und verfassungsrechtliche Prinzipien, S. 193.

20 Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? S. 238.

21 Eckard Jesse. Die Demokratie der Bundesrepublik Deutschland, S. 41

22 Francois Euve, Russland und Europa, in: Projekt Europa, Zeitschrift des OCIPE, N 24, 1993, S. 6.

23 Jurgen Habermas, Die nachholende Revolution, S. 93.

24 Gemeinwohl und Eigennutz: Wirtschaftliches Handeln in Verantwortung fьr die Zukunft, Gьtersloh: Gьtersloherverl. – Haus Mohn, 1991, S. 142

25 лучше было бы сказать информационный порядок, но мы будем придерживаться здесь и далее терминологии проф. Х. Шпиннера

26 В.И. Данилов-Данильян. Бегство к рынку. М.: Издательство „Дело«, 1991, с. 108

27 Gemeinwohl und Eigennutz, S. 144-145

28 Technikbewertung – Begriffe und Grundlagen. Erleuterung und Hinweise zur VDI-Richtlinien. VDI Report 15, 1991, S. 71

29 Там же

30 Egbert Kahle, Lutz Kruschwitz, Rolf Merkel, Wilma Merkel, Wirtschaftsbegriffe in Markt– und Planwirtschaft. Deutsche Bank AG, 1990. S. 41.

31 Gemeinwohl und Eigennutz, S. 146-147

32 Jurgen Habermas, Die nachholende Revolution, S. 197.

33 В. Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. Окружающая среда, с. 22-23.

34 Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? S. 236.

35 Николай Бердяев. Правда и ложь коммунизма. С. 75.

36 Jorg Bekkermann. Technokratie und verfassungsrechtliche Prinzipien, S. 198, 211.

37 В. Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. Окружающая среда, с. 26.

38 Сергей Булгаков. Философия хозяйства. Москва, 1912. Репринт: New York, CHALIDZE PUBLIKATIONS, с. 135.

39 Gemeinwohl und Eigennutz, S. 148.

40 Hans Lenk, Geschдftliche Probleme und Chancen der neuen Informationstechniken, in: Deutsche Zeitschrift fьr Philosophie, Berlin, 1992, Heft 3, S. 273

41 Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? S. 250.

42 Helmut F. Spinner, Die Wissensordnung, Band 1, S. 118.

43 Там же, S. 119-122

44 Hans Lenk, Geschдftliche Probleme und Chancen der neuen Informationstechniken, S. 288.

[45] Richard E. Sclove. The Nuts and Bolts of Democracy: Democratic Theory and Technological Design, in: Langdon Winner, Hrsg., Democracy in a Technological society, Dordrecht: Kluwer Academic Publischers, 1992, S. 148-152.

[46] Helmut F. Spinner, Die Wissensordnung, S. 128.

[47] Там же, S. 195, 197. (Об истории информационной и технологической революции, а также компьютерной революции см.: Tom Forrester, High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution, Oxford: Basil Blackwell, 1989).

[48] Там же, S. 195.

[49] Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 00-03-00355.

[50] Подробнее см.: Хунинг, А. Философия техники и Союз немецких инженеров. - Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989; Горохов В. Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер-механик и философ техники. 1855-1941. М.: Наука, 1997; Kцnig, W. Zu den theoretischen Grundlagen der Technikbewertungsarbeiten im Verein Deutscher Ingenieure. - In: Bungard, W., Lenk, H. (Hrsg.). Technikbewertung. Philosophische und psichologische Perspektiven. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1988.

[51] Хунинг, А. Указ. соч. С. 71.

[52] Technikbewertung. Begriffe und Grundlagen. Erlдuterungen und Hinweise zur VDI-Richtlinie 3780. VDI Report 15. Dьsseldorf, 1991. S. 5.

[53] Ibid., S. 8.

[54] Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994. С. 304.

[55] Bunge, M. The Philosophical Richess of Technology. Proceedings of the 1976 Biennal Meeting of the Philosophy of Science Association. Vol. 2. East Lansing, Michigan, 1977.

[56] Хунинг, А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. С. 412.

[57] Rapp, F. Die Idee der Technikbewertung. In: Bungard, W., Lenk, H. (Hrsg.). Technikbewertung. Philosophische und psichologische Perspektiven. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1988. S. 111.

 

1 Verordnung (EWG) Nr. 1836/93 des Rates vom 29. Juni 1993 ьber die freiwillige Beteiligung gewerblicher Unternehmen an einem Gemeinschaftssystem fьr das Umweltmanagement und die Umweltbetriebsprьfung. Es finden sich auch Titel wie " Umwelt-Audit-Verordnung" und " Цko-Audit-Verordnung" sowie internationale Abkьrzung " EMAS" (von " Environmental Management and Audit Scheme").

2 Schon im Jahre 1962 rief das Buch " Silent Spring" von Rachel Carson eine heftige Reaktion und 1972 zeigte bekannter Bericht an den Club of Rome " Die Grenzen des Wachstums" von Meadows den Konflikt zwischen Wirtschaft und Umwelt ganz deutlich.

3 Ausfьhrlicher Beitrag dafьr sehe bei /Umweltmanagementsysteme zwischen Anspruch und Wirklichkeit: eine interdisziplinдre Auseinandersetzung mit der EG-Цko-Audit-Verordnung und der DIN EN ISO 14001/ Hrsg.: Doktoranden-Netzwerk Цko-Audit, 1998/.

4 Fьhrenden Rolle in der Reglementierung von Umweltmanagement und Цko-Audit in Europa spielte England, wo 1992 British Standart for Environmental System veranschiedet wurde, der wesentlich alle spдteren Standards prдgte.

5 Dieses Zeichen darf nicht zur speziellen Produktwerbung, sondern nur zur allgemeinen Imagewerbung eingesetzt werden.

 

1 Руководство (Правила) Европейского союза № 1836/93 от 29 июня 1993 о добровольном участии промышленных компаний в общеевропейской системе экологического менеджмента и экологической проверки предприятий. Также употребляется сокращенное название " Руководство по экологическому менеджменту и экологическому аудиту" и принятая во всех странах аббревиатура EMAS (E nvironmental M anagement and A udit S cheme).

2 В 1962 г. активные дискуссии на экологические темы спровоцировала книга Р. Карсон " Silent Spring", а десятилетие спустя появился известный доклад Медоуса и др. Римскому клубу " Пределы роста".

3 Подробно история развития экологического аудита изложена в междисциплинарном исследовании на тему " Системы экологического менеджмента: ожидания и реальность" коллектива авторов (см. №1 из списка литературы

4 Это стало возможным во многом благодаря первому единому стандарту по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, представленному в 1997 году в Англии- BS 7750, который стал основой для последующих стандартов в этой области, в частности, для Руководства ЕС и международных стандартов ISO 14000 /4/.

5 Это право не распространяется на рекламу продукции предприятия, но может быть использовано с целью поднятия рейтинга в глазах общественности или при конкуренции с другими предприятиями. Знак отличия разрешается печатать, например, на официальных бланках, и запрещено использовать на упаковке продукции.

 

1 1. Rechtliche Grundlagen und organisatorischer Aufbau der Europдischen Zentralbank / Die Europдische Zentralbank: europдische Geldpolitik im Spannungsfeld zwischen Wirtschaft und Politik / Diethard B. Simmert / Ernst Welteke (Hrsg.). – Stuttgart: Dt. Sparkassenverlag, 1999, S.51.

2 Artikel 105 Abs.1 EGV und Art.2 ESZB-Satzung.

3 ibid

1 Правовые основы и организационная структура Европейского Центрального банка // Европейский Центральный банк: европейская денежная политика в сфере отношений между экономикой и политикой// Дитхард Б. Зиммерт/ Ернст Велтеке, Изд. Штуттгарт: „Sparkassenverlag«, 1999, С. 51.

2 Статья 105 абз.1 Договора о ЕС и ст.2 Положения о ЕСЦБ.

3 там же.

* Gastvortrag im Institut fьr Philosophie der Heinrich-Heine-Universitдt Dьsseldorf am 18. Juni 1997.

[58] Vgl. W. Hartmann, ›Modernus‹ und ›antiquus‹ vom 9.-12. Jahrhundert: Zur Verbreitung und Bedeutung dieser Bezeichnungen in der wissenschaftlichen Literatur vom 9. bis 12. Jahrhundert, in: Antiqui und moderni (1974), S. 21-39; E. Gцssmann, Antiqui und moderni im 12. Jahrhundert, ebd., S. 40-57.

[59] Vgl. N.W. Gilbert, Ockham, Wiclif and the»via moderna«, in: Antiqui und Moderni (1974), 80–125.

[60] Vgl. Hegel, Vorlesungen ьber die Geschichte der Philosophie, XX 120.

[61] 1. Kor. 13, 4-7:»Caritas [...] omnia credit.«

[62] Mit Hans-Georg Gadamer („Die Marburger Theologie«[1964], GW III, S. 199) gefragt:»was ist Interpretieren in der Philosophie anderes, als es mit der Wahrheit des Textes aufzunehmen und sich ihr auszusetzen wagen? «

 

[63] Ernst Cassirer, Individuum und Kosmos [1927], S. 131.

[64] Vgl. Klaus Oehler, Das aristotelische Argument: Ein Mensch zeugt einen Menschen, in: Einsichten. Festschrift fьr Gerhard Krьger (1962), S. 230 ff.

[65] Karl Leonhard Reinhold, Die Fundamente des philosophischen Wissens, der Metaphysik, Moral, moralischen Religion und Geschmackslehre betreffend (Beytrдge zur Berichtigung bisheriger Missverstдndnisse der Philosophen, Bd. 2), Jena 1994.

* Доклад в Университете им. Генриха Гейне, Дюссельдорф.

1 Ср. W. Hartmann, „Modernus«und „antiquus vom 9.-12. Jahrhundert: Zur Verbreitung und Bedeutung dieser Bezeichnungen in der wissenschaftlichen Literatur vom 9.bis 12. Jahrhundert, in Antiqui und Moderni (1974), стр.21-39; E. Gцssmann, Antiqui und moderni im 12.Jahrhundert, ebd., S.40-57.

2 Ср. N.W. Gilbert, Ockham, Wiclif and the „via moderna«, in: Antiqui und Moderni (1974), 80-125.

3 Гегель, Лекции по истории философии, XX, 120.

4 Спросим вместе с Г.-Г. Гадамером (Die Marburger Theologie < 1964>, GW III, S.199): „Разве „интерпретировать«в философии означает что-то иное, как померяться силами с истиной текста и осмелиться подставить себя ей? «

5 Ernst Cassirer, Individuum und Kosmos < 1927>, S.131

6 Ср. Klaus Oehler, Das aristotelische Argument: Ein Mensch zeugt einen Menschen, in: Einsichten. Festschrift fьr Gerhard Krьger (1962), S.230 ff.

7 Karl Leonhard Reinhold, Die Fundamente des philosophischen Wissens, der Metaphysik, Moral, moralischen Religion und Geschmackslehre betreffend (Beytrдge zur Berichtigung bisheriger Missverstдndnisse der Philosophen, Bd. 2), Jena 1994.

1 Немецкое выражение, которое обозначает, что нечто является настолько неважным, что о нем никто не вспомнит – Прим. перев.

[66] Фолксваген – фонд

1 Подробнее см. И.П. Меркулов, Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания, М., 1980; R.B. Braithwaite, Scientific explanation: a study of the function of theory, probability and law in science, Cambridge 1953; N.Y. 1960.

2 Подробнее см.: В.Н. Садовский, «Философия науки в поисках новых путей», в кн.: Идеалы и нормы научного исследования, Минск 1981.

1 В.С. Степин. Становление научной теории. (Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики). Мн., Изд-во БГУ, 1976

[67] Природа научного познания. Мн., Изд-во БГУ, 1979; Идеалы и нормы научного исследования. Мн., Изд-во БГУ, 1981; Научные революции в динамике культуры. Мн., Изд-во БГУ, 1987, которая была подготовлена по материалам круглого стола на тему «Сущность и социокультурные предпосылки революций в естествознании и технических науках», проведенного в 1985 году редакцией журнала «Вопросы философии» на базе кафедры философии гуманитарных факультетов Белорусского государственного университета.

[68] V.S. Stiopin. Intensives Wachstum des wissenschaftlichen Wissens und potentiel mö gliche Linien der historischen Wissenschaftsentwicklung. In: Deutsche Zeitschrift fü r Philosophie, 1987, № 8; V.S. Stiopin. Die Wechselbeziehungen von Entwicklung und Funktion physikalischen Theorien. In: Wissenschaftlichen Zeitschrift der Friedruch-Schiller Universitä t, Jena, 1987, № 5; V.S. Stiopin. The Genesis of a Natural-Scientific Theory. In: Historical Types of Rationality. Athens, 1992; V. Stepin. Social Environment, Foundations of Science and Possible Histories of Science. In: Trends in the Historiography of Science. Dordrecht-Boston-London, 1994; V.S. Stiopin. The Distinctive Features of Technogenic Civilization. In: On the Eve of the 21st Century. Boston-London, 1994; V.S. Stiopin. Genetically-Constructive Ways of Theory Building. In: Philosophical Logic and Logical Philosophy. Essays in Honour of Vladimir A. Smirnov. Dordrecht-Boston-London, 1996

1 V.S. Stepin. Stanovlenije nauchnoj teorii [Die Entstehung der wissenschaftlichen Theorie]. Minsk: BGU, 1976

1 Данная статья является сокращенным вариантом публикации в журнале «Вопросы философии» (1980, № 12, сс. 118-128). Её перевод на немецкий язык был опубликован в ГДР в журнале «Gesellschaftswissenschaftliche Beitrдge», 1981, № 6, SS. 850-860», который сегодня невозможно получить даже в Германии. Наша цель – не только ознакомить читающих на немецком языке с этой публикацией, но и показать, что уже в эти годы методологический анализ технической теории в нашей стране был связан с развиваемыми В.С. Степиным идеями содержательного методологического анализа становления и развития естественнонаучной теории.

2 С. Степин. Становление научной теории. (Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики). Мн., Изд-во БГУ, 1976, с. 222

1 Professor Dr. sc. phil.; Forschungszentrum Karlsruhe, Institut fü r Technikfolgenabschä tzung und Systemanalyse; Honorarprofessor fü r Allgemeine Technikwissenschaft an der Brandenburgischen Technischen Universitä t Cotbus; Mitglied der Leibniz-Sozietä t Berlin.

2 Siehe nä her Banse 1996, 1999, 2000.

3 Es sei festgehalten, daß es als " Resultat" der Defizite in der wissenschaftstheoretischen Behandlung der Ingenieurwissenschaften kaum einheitliche Termini von wichtigen oder Benennungen fü r wichtige Spezifika dieser Disziplinen gibt.

[69] Zur Verdeutlichung: Bei einem Problem mit 6 Variablen und jeweils 3 mö glichen Variationen sind 36= 729 mö gliche Systemvarianten gegeben. Allerdings wird diese Gesamtzahl von denkbaren Lö sungsmö glichkeiten durch miterfaß te sinnlose und ä quivalente Lö sungen, aber auch durch nichtausfü hrbare Mö glichkeiten infolge Verstoß es gegen Forderungen und Restriktionen - z.B. erforderliche Sicherheiten, Ü ber- bzw. Unterschreiten bestimmter Parameter und Grenzen, Inkompatibilitä ten usw. - praktisch stark verringert.

[70] Technisch relevant sind sowohl die " inneren" Beziehungen und Zusammenhä nge technischer Sachsysteme, die hä ufig " rein" naturgesetzlich determiniert sind und weitgehend naturwissenschaftlich beschrieben und erklä rt werden kö nnen, als auch deren " ä uß ere" Funktionen, die als technische Eigenschaften oder Charakteristika eine spezifische Kombination von naturgesetzlich Mö glichem unter externen Bewertungs- und " Selektions" bedingungen (ö konomischer, politischer, rechtlicher, sozialer, ö kologischer, ethischer,... Art) darstellen und in ihrem " Sosein" im Rahmen allein des naturwissenschaftlichen Wissens nicht hinreichend erklä rt werden kö nnen.

[71] Allerdings ergeben sich aus dem den Technikwissenschaften immanenten " Zwang zur Technik" (im Gegensatz zu dem fü r die Naturwissenschaften typischen " Zwang zur Theorie"), zur praxisorientierten Theoriebildung auch Unterschiede bzw. andere Akzentsetzungen, die sich z.B. im systemischen Charakter technikwissenschaftlicher Aussagen ü ber Zusammenhä nge und Abhä ngigkeiten, in der Bedeutung von Erfahrungswissen bei komplexen technischen Vorgä ngen, im Stellenwert von technischen Experimenten und Simulationen unter nahezu realweltlichen Bedingungen sowie in den vielfach anzutreffenden Input-Output-Beschreibungen von als black-box modellierten technischen Systemen zeigen.

[72] Besonders geeignet dazu die Interpretation der Wissenschaftstheorie in den Arbeiten von Prof. Dr. V.S. Stepin (sehe seine Artikel und Artikeln von Prof. Dr. Tscheschev und von Prof. Dr. V.G. Gororkhov in diesem Jahrbuch)

1 Проф. Герхард Банзе является в настоящее время научным сотрудником Института оценки техники и системного анализа Исследовательского центра г. Карлсруэ «Техника и окружающая среда» и профессором общей методология технических наук Бранденбургского технического университа в г. Коттбусе (Германия), а также членом лейбницевского общества в Берлине.

2 Подробнее см.: G. Banse. Technisches Handeln unter Unsicherheit - unvollstä ndiges Wissen und Ri­siko. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Technik zwischen Erkenntnis und Gestaltung. Philo­sophische Sich­ten auf Technikwissenschaften und technisches Handeln. Berlin, 1996, S. 105-140; G. Banse. Zu den Methoden der Technikwissenschaften. In: Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften; Nordrhein-Westfä lische Akademie der Wissenschaften (Hrsg.): Beiträ ge zum Arbeitssymposium des Konvents fü r Technikwissenschaften (KTW) " Technik und Technikwissenschaften. Selbstverstä ndnis - Gesellschaft - Arbeit". Berlin, Dü sseldorf, 1999, S. 1-9; G. Banse. Konstruieren im Spannungsfeld: Kunst, Wissenschaft oder beides? Historisches und Systematisches. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Konstruieren zwischen Kunst und Wissenschaft. Idee - Entwurf - Gestaltung. Berlin, 2000, S. 19-79.

3 См.: G. Banse. Technisches Handeln unter Unsicherheit - unvollstä ndiges Wissen und Ri­siko. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Technik zwischen Erkenntnis und Gestaltung. Philosophische Sichten auf Technikwissenschaften und technisches Handeln. Berlin 1996, S. 105-140.

4 H. Lenk. Zur Sozialphilosophie der Technik. Frankfuhrt a. M.: Suhrkamp, 1982, S. 54.

5 Следует заметить, что (в результате дефицита научно-теоретического рассмотрения в инженерных науках) в этих дисциплинах почти не существует единых терминов или обозначений этой их важной специфики.

6 H. Rumpf. Gedanken zur Wissenschaftstheorie der Technikwissenschaften. In: Lenk, H.; Mo­ser, S. (Hrsg.): Techne - Technik - Technologie. - Philosophische Perspektiven -. Pullach b. Mü nchen: Verlag Dokumentation, 1973, S. 82-107.

7 Для пояснения: для проблемы с 6-ю переменными, каждая из которых имеет 3 вариации, может быть составлено 36 = 729 вариантов систем. Конечно, это общее число возможных решений на практике сильно сокращается посредством исключения бессмысленных и эквивалентных решений, а также решений, которые не могут быть выполнены вследствие нарушения требований и ограничений – например, необходимой безопасности, нарушения или ненарушения определенных параметров и границ, взаимоисключения и т.д.

См. также: VDI-Hauptgruppe Der Ingenieur in Beruf und Gesellschaft (Hrsg.): Technibewertung - Begriffe und Grundlagen. Erlä uterungen und Hinweise zur VDI-Richtlinie 3780. Dü sseldorf: VDI, 1991.

[74] Технически релевантными являются как " внутренние" отношения и взаимодействия предметных технических систем, которые часто детерминированы “чисто” природными законами и могут быть достаточно хорошо естественнонаучно описаны и объяснены, так и те их " внешние" функции, которые представляют в качестве технических свойств или характеристик некоторую специфическую комбинацию возможного с точки зрения закона природы при внешних условиях оценки и отбора (экономического, политического, правового, социального, экологического, этического, … типа) и которые не могут быть достаточно объяснены в своем " так-бытии" («Sosein») в рамках одного лишь естественнонаучного знания.

[75] Конечно, из имманентного техническим наукам " принуждения к технике" (Zwang zur Technik) (в отличие от типичного для естественных наук " принуждения к теории" (Zwang zur Theorie)), ориентации теории на практику вытекают и различия или иные расстановки акцентов, которые проявляются, например, в системном характере научно-технических высказываний о связях и зависимостях, в значении опытного знания для сложных технических процессов, в оценке роли технических экспериментов и моделирования в условиях близких к реальным, а также во многократно встречающихся описаниях «входов-выходов» технических систем, моделируемых в виде черного ящика.

[76] H. Rumpf. Gedanken zur Wissenschaftstheorie der Technikwissenschaften, S. 96.

H. Parthey, D. Schlottmann. Problemtypen in den Technikwissenschaften. In: Banse, G.; Wendt, H. (Hrsg.): Erkenntnismethoden in den Technikwissenschaften. Eine methodologische Ana­lyse und philosophische Diskussion der Erkenntnisprozesse in den Technikwissenschaften. Berlin, 1986, S. 44. См. также: H. Parthey. Das Problem und Merkmale seiner Formulierung in der Forschung. In: Parthey, H. (Hrsg.): Problem und Methode in der Forschung. Berlin, 1978, S. 11-36.

[78] Например, особенно если исходить из ее интерпретации в работах профессора В.С. Степина (см. его статью в данном ежегоднике, а также статьи профессора В.В. Чешева и профессора В.Г. Горохова, где во многом реализуется применение разработанных в философии науки, прежде всего в работах В.С. Степина, представление о научной теории для анализа технических наук).

1 die mindestens vom Komplexizitä tsmaß der Zahlentheorie und der Quantorenlogik 1. Stufe samt Identitä t sind

2 im Sinne einer logisch-mathematischen Halbordnung (reflexive, asymmetrische bzw. identitive und transitive Relation)

1 Bunge, M. Scientific Research, I, II. Berlin - Heidelberg - New York: Springer, 1967, с. 502 и далее

2 в смысле логико-математических частично упорядоченных отношений (например, рефлексивных, ассиметричных или транзитивных отношений)

3 Stegmü ller, W. The Structuralist View of Theories. Berlin - Heidelberg - New York: Springer, 1979, с. 25

4 См.: Stegmü ller, W. Neue Wege der Wissenschaftsphilosophie. Berlin - Heidelberg - New York: Springer, 1980.

5 после выхода в свет работ: Suh, N. P. Principles of Design. New York - Oxford: MII, 1990; Chang, S. A Scientific Approach Towards Developing An Engineering Design Theory. In: International Conference on Engineering Design ICED 1990 (Proceedings). Dubrovnik, 1990.

6 см., например, о, так называемой, „Allgemeine Technologie“: Ropohl, G. Technologische Aufklä rung. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1991; Lenk, H. - Moser, S. (Hg.) Techne - Technik - Technologie. Pullach bei Mü nchen: Dokumentation Saur, 1973.

7 Giere, R. N. Explaining Science: The Cognitive Approach. Chicago - London: Chicago University Press, 1988.

8 аналогично см.: Hacking, I. Representing and Intervening. Cambridge - New York: Cambridge University Press 1983.

1 Techne, Technik, Technologie. Herausgegeben von H. Lenk und S. Moser, Pullach bei Mü nchen, 1973.

2 Moser, Kritik der traditionellen Technikphilosophie, op. cit.. S. 80 - 81.

3 H. Lenk, Neuere Ansä tze der Technikphilosophie, op. cit. S. 210.

4 O. Spengler. Der Mensch und die Technik, Mü nchen 1931, S. 9.

5 Ibid. S. 13

6 H. Beck, Philosophie der Technik, - In: " Perspektiven zu Technik-Menschheit-Zukunft", Trier 1969, S. 29.

7 Ebenda S. 76 und darauffolg.

8 Das Wort " τ έ χ ν η " bedeutet in der Ubersetzung aus dem Griechischen " Anpassung", " List“, " Trick“

9 D. Brinkmann, Mensch und Technik, - Bern 1946, S. 80.

10 P. Dessauer, Philosophie der Technik, Bonn 1927, S. 31.

11 3) Die Abschaffung der Sklavenarbeit im Mittelalter lö ste den Wunsch aus, die Technik zu vervollkommnen, damit die Naturgewalten (Wasser, Wind) sowie der Einsatz von Tieren die Sklavenarbeit ersetzen kö nnen. Ausgerechnet dem Mittelalter verdankt die Menschheit die Verbreitung von Wasser- und Windmahlen sowie die umfassende Anwendung von Metallen. In dieser Periode erweiterte sich nicht nur die Anwendung der Technik zu Wirt schaftszwecken; die Technik wurde auch noch viel unabhä ngiger von Staat und Gesellschaft, als es in der Antike der Fall gewesen war, Siehe: P. Gaidenko und G. Smirnow, V/esteuropä ische Wissenschaft im Mittelalter, Moskau 1989, S. 38 - 52 (russ.).

12 Physik, II, I.

13 Siehe A. Mä ier, Metaphysische Hintergrü nde der spä tscholastischen Naturphilosophie, Roma 1955, S. 318 ff.

[79] Hier ergibt sich ein Problem, das schon seit langem die Polemik unter den Philosophen der Wissenschaft und Technik auslö st: Kann die Technik als angewandte Naturkunde gelten? Positiv wird diese Frage von Mario Bunge (M. Bunge, Technology as Applied Science. - In: Technology and Science, 1966, S. 329) beantwortet, dem jedoch andere Forscher - so S. Moser, H. Lenk, F. Rapp - mit Recht widersprechen (siehe H. Lenk, zur Sozialphilosophie der Technik, Frankfurt a/M 1982, S 48 f.).

[80] M. Klavelin. La Philosophie naturelle de Galilee, Paris 1968, p. 418.

[81]. W, Gorochow, Problem der methodologischen Analyse wissen­schaftlicher Revolutionen in technischen Wissenschaften. Im Buch: " Wissenschaftliche Revolutionen in der Dynamik der Kultur", Minsk 1987, S. 283 (russ.).

[82] F. Rapp, Technik und Naturwissenschaften. - In: Techne, Technik, Technologie, S. 110 - 111.

[83] W. Heisenberg, Das Naturbild in der heutigen Physik. " Siehe in: Die Kü nste im technischen Zeitalter, Mü nchen 1954, S. 617.

[84] R. Descartes, Ausgewä hlte Werke, Moskau 1950, S. 539 - 540 (russ.).

[85] Um den Begriff der Geregeltheit zu erlä utern, fü hrt Descartes ein bezeichnendes Beispiel an: " Die Kunst der Weber und Tapezierer, die Kunst der Frauen, mit Stricknadeln zu stricken oder die Gewebefä den zu immß r neuen Mustern zu knü pfen" (ebenda S» 115).

[86] " Das Effindungswesen im 19- Jahrhundert war ein durch und durch empirischer Prozeß von Proben und Fehlern, den von Zeit zu Zeit glä nzende Offenbarungen beleuchteten", schreibt D- Bell- " Das Wesen einer modernen entwickelten Technologie liegt in ihrer organischen Verbindung mit der Wissenschaft, hier ist der Forscher nicht so sehr am Endprodukt seiner Arbeit wie an der Erkennung verschiedenartiger Bigenschaften von Werkstoffen und der Prinzipien ihrer Kombinationen, Verknü pfungen und Auswechselungen interessiert" (D. Bell, The sooial Framework of the Information Society, Oxford 1980, p. 7).

[87] K. Hü bner, Philosophische Fragen der Technik. - In: Techne, Technik, Technologie, S. 135 – 136.

[88] Wie der kanadische Philosoph G. Grant schreibt, " ist die moderne Technologie nicht einfach eine Erweiterung der menschlichen Mö glichkeiten durch die Macht der entwickelten Wissenschaft, sondern eine vö llig neue Vorstellung davon, was " erkennen" und " schaffen" unter den Bedingungen bedeuten, ween der Prozeß des gegenseitigen Ineinandergreifens des Er kennen s und des Schaffens sowohl das eine als auch das andere verä ndert hat" (G. Grant, Philosophy and culture: Perspectives for the Future. - In: XVII-th World Gongress of Philosophy, Montreal 1983, p. 51).

1 Techne, Technik, Technologie, Hrsg. von H.Lenk und S.Moser (Pallach bei Mü nchen, 1973).

2 S.Moser, Kritik der traditionellen Technikphilosophie, op.cit., s.80-81.

3 H.Lenk, Neuere Ansä tze der Technikphilosophie, op.cit., s.2.

4 O.Spengler, Der Mensch und die Technik, Mü nchen 1931, s.9

5 Ibid., s.13

6 H. Beck, “Philosophie der Technik”, in: Perspektiven zu Technik – Menschheit – Zukunft. Trier, 1969, s.29.

7 Ibid., s.76.

8 Само слово mhcan» в переводе с греческого означает «приспособление», «ухищрение», «уловку».

9 D. Brinkmann, Mensch und Technik, Bern 1946, s.80

10 F. Dessauer, Philosophie der Technik, Bonn 1927, s.31

11 Отмена рабского труда вызывала в средние века стремление усовершенствовать технику, чтобы силы природы (вода, ветер) и применение животных могли заменить рабский труд. Именнол средневековью человечество обязано распространением водяных и ветряных мельниц, широким использованием металлов. В этот период не только расширилось применение техники в хозяйственных целях, но она получила и большую автономию от государства и общества, чем это было в античности. См. об этом В.П. Гайденко и Г.А.Смирнов, Западноевропейская наука в средние века, Москва 1989б стр. 38-52.

12 Физика, II, 1.

13 H.Maier, Metaphysische Hintergrü nde der spä tscholastischen Naturphilosophie, Roma 1955, s.318f.

14 Здесь возникает проблема, давно уже вызывающая полемику среди философов науки и техники: можно ли считать технику прикладным естествознанием? Положительно на этот вопрос отвечает, например, Марио Бунге (M.Bunge, “Technology as applied science”, in: Technology and Culture, 1966, 329f), однако ему резонно возражают другие исследователи – С.Мозер, Х.Ленк, Ф.Рапп и др. См. H.Lenk, Zur Sozialphilosophie der Technik, Frankfurt am Mein 1982, s.48f.

15 M.Klavelin, La philosophie naturelle de Galilé e, Paris 1968, p.418.

16 В.Г. Горохов, «Проблема методологического анализа научных революций в технических науках», в книге: Научные революции в динамике культуры, Минск 1987, стр. 283.

17 Fr. Rapp, “Technik und Naturwissenschaften”, in: Techne, Technik, Technologie, s.110-111.

18 W. Heisenberg, “Das Naturbild in der heutigen Physik”, in: Die Kü nste im technischen Zeitalter, Mü nchen 1954, s.61f.

19 Р.Декарт, Избранные произведения, М. 1950б стр. 539-540. Курсив мой – П.Г.

20 Поясняя, что такое порядок, Декарт приводит харакерный пример: «искусство ткачей и обойщиков, искусство женщин вязать спицами или переплетать нити иканей в бесконечно разнообразные узоры» (там же, стр. 115).

21 Изобретательство в XIX в., - пишет Д. Белл – было сугубо эмпирическим процессом проб и ошибок, время от времени озаряемым блестящими прозрениями. Сущность же современной развитой технологии – в ее органической связи с наукой; здесь исследователь заинтересован не столько в конечном продукте своего труда, сколько в познании разнообразных свойств материалов и принципов их комбинаций, сочетаний и замещений» (D.Bell, The social Framework of the Information Society, Oxford 1980, p.7).

22 K. Hü bner, „Philosophische Fragen der Technik“, in: Techne, Technik, Technologie, s.135-136.

23 Как пишет канадский философ Дж.Грант, «современная технология – это не просто расширение человеческих возможностей за счет мощи развитой науки, но совершенно новое представление о том, что значит «познавать» и что значит «создавать» в условиях, когда процесс взаимопроникновения «познания» и «создания» изменил как то, так и другое» (G.P. Grant, “Philosophy and Culture: Perspectives for the Future”, in: XVII-th World Congress of Philosophy, Montreal 1983, p.51.

[89] Dokumentation des Bundesministeriums fü r Wirtschaft Nr. 361, Dezember 1994

[90] Ö ko-Institut e.V. (Hg.): Das Energiewende-Szenario 2020. Darmstadt/Freiburg/Berlin, Mä rz 1996, S. 94

1 Имеются в виду, прежде всего, переселенцы из бывшего СССР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.