Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действовать, экспериментировать, познавать






В своих работах, я уже указывал на неразрешимую взаимосвязь между знанием, экспериментированием и действием. Посредническая роль между научными моделями и научными системами, которую согласно Гири выполняют технология и технические манипуляции или посреднические операторы, подобные измерительным инструментам и машинам, может быть более широко объяснена в теоретико-деятельностном контексте. Это могло бы стать особенно интересным для теоретиков проектирования, поскольку данная точка зрения охватывает тогда, с одной стороны, хардвэр - структуры технического оборудования - и соответствующие манипуляции с ним, и, с другой стороны, проектирование софтвэра в программных моделях. Прагматический модельно-теоретический подход к рассмотрению технических инструментов должен быть дополнен или расширен на основе теоретико-деятельностных представлений, что в особенности соответствуею точке зрения теоретиков проектирования.

В то время как традиционные концепции научной теории слишком сильно настаивали на представлении теоретических элементов и гипотез как чисто языковых, лингвистических сущностей, традиционная аксиоматическая, как и чисто структуралистская концепция страдала слишком формалистической ориентацией в понимании теорий и их структур исключительно как аксиоматических структур или даже субтеоретических сложных предикатов.

Философия науки, так иногда называемого нового экспериментализма, прагматически технического происхождения и в теоретико-деятельностной перспективе может избежать этого чрезмерного упрощения и уточнить характер взаимосвязи между идеализированными когнитивными моделями или предполагаемыми моделями теории в смысле технологических реализаций и теоретико-деятельностными или операциональными последовательностями (как это можно видеть при проектировании операций и экспериментов).

В таком случае теоретики проектирования могут соотнести свою методологию или метаметодическую концепцию оперативных принципов проектирования с выполнением функциональных требований и оптимизацией или удовлетворением многофункциональным условиям, которые являются типичными для проектных задач, независимо от претензий на абсолютную истину (скажем, в смысле субстантивных эмпирически истинных или истинностно подобных теорий). В этом смысле учитываются нормативные компоненты и тем самым в рамках данной общей методологии или учения о принципах удовлетворяются уточненные или подлежащие уточнению многофункциональные требования. Это равносильно расширению старой задаче традиционной систематики конструирования 50-х и 60-х гг. (см. работы Ханзена - Hansen, 1965 - и Мюллера - Mü ller, 1967) только теперь в модельно-теоретическом рафинированном виде. Можно пойти здесь и дальше и присоединить сюда теорию творчески упорядоченной и структурированной деятельности, к которой близка социальная психология и философия творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.