Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологически ориентированный и теоретико-деятельностный подходы






6. Модельно-теоретическое представление можно еще более расширить, чтобы лучше охватить и технологические модели. Рональд Гири в своей книге „Объясняющая наука“7 развил интерпретацию, которая связывает структуралистскую модель теории с технологическим подходом8.

Гири понимает теорию как состоящую из двух компонентов: (1) множества моделей и (2) различных гипотез, связывающих эти модели между собой и с важнейшими типами существующих в мире систем. Таким образом, то, что мы находим в учебниках не является буквально самой теорией, а лишь утверждениями, определяющими модели, которые являются частью этой теории. Важны отношения подобия между моделью в целом и некоторой реальной системой, рассматриваемой в качестве ее приложения, или модельным представлением этой системы. Гири рассматривает теорию как семейство моделей, или даже семейство семейств моделей, которые могут быть соотнесены с реальностью опосредовано через подгонку и связывание этих моделей с данными системами. Теории в этом смысле состоят не из лингвистических сущностей или голых формульных каркасов, а из гетерогенного множества абстрактных конструктов, теоретических моделей, а также отчасти из сформулированных на естественном языке гипотез о подогнанном характере этих моделей и их (различной степени и послойном) подобии с реальностью. Реальная система определяется как подобная одной их этих моделей. В этой картине вообще не идет речи об интерпретации высказываний, которые используются для определения моделей, а также о подлежащих определению таких лингвистических сущностей, как, например, уравнения. И если говорят о теории, то прежде всего ищут модели, затем гипотезы применения этих моделей, т.е. модели и их подобия с реальными системами или же их дотеоретическими моделеподобными воспроизведениями (например, планетная система или модель „земля-луна“ как исходное модельное представление ньютоновской теории гравитации), а не общие принципы и аксиомы. При связывании теоретических моделей и ими представляемых реальных систем решающую роль начинает играть техника.

Подобно Хакингу Гири видит конструктивный реализм в проверке реальности в успешно организованных технологиях, в сущностях, которые можно, так сказать, ощутить руками и которые раньше имели статус чисто теоретических сущностей (таких, например, как электрон), если они применяются для того, чтобы охватить и охарактеризовать новые модели или другие теоретические сущности. (Если, например, электронное излучение успешно применяется в электронном микроскопе, чтобы решать иного рода научные задачи, то в этом технологическом смысле первоначально теоретически постулированные электроны теперь выступают как научно-технические реальные сущности). Если электроны и протоны теперь полностью освоены и применяются в сложных технических измерительных инструментах для того, чтобы доказать существование других элементарных частиц и структур, как, например, кварков, тогда они являются действительно „реальными“. Таким образом, то, что мы сегодня изучаем, воплощается в исследовательских инструментах будущего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.