Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академическая структура знания для свободного исследования и изучения






a) Структурный профиль академической структуры знания

Основная задача – производство знания (путем проведения исследований) и распространение знания (путем публикации).

Характер знания – теоретическое знание с опытным знанием, выступающим в роли контринформации (Gegeninformation) («Внешний критерий» для проверки).

Научная форма – чистая теоретическая наука.

Структурные параметры – неограниченные возможности совершенствования, распространения, опровержения, не затрагивая, вследствие включения вненаучных интересов, деловой активности и властных структур («коммунизм знания» или информационный коммунизм исследовательского сообщества, т.е. экспертов в своей области.

Ценностная ориентация – прогрессивное развитие научного знания, направленное на получение как можно более полного, точного, доказанного теоеретического знания, ориентация на истину.

Мероприятия – исследовательский императив, создание особой социальной Среды («республика ученых»), обеспечение свободы исследований и научной деятельности, бесприбыльные учреждения.

Методы – классические подходы, самые высокие требования к качеству (ограничения при приеме для недостаточно талантливых, увлеченных, образованных, а также неспециалистов и дилетантов).

Среда – академическая, а также частично и особая промышленная среда (университеты, лаборатории и т.д.), в которой стремятся поддерживать первоклассный уровень в ходе осуществления своей деятельности (уважение, забота, защита со стороны общества, высокая финансовая обеспеченность).

Представители – эксперты (ученые, исследователи).

Институционализация (учреждения) – университет, а также частично промышленность (для фундаментальных исследований).

Парадигма –с моральной точки зрения как научная этика, с профессиональной – как научные методы, с политической – как подготовленное и проведенное научное обсуждение (в независимых научных учреждениях).

Аномалии развития – напластования экономической и политической структур знания. самоотказ от «неинтересного», в твкже от государственной и экономической свободы в ходе усиления зависимости от ресурсов, утрата интеллектуальной и институциональной независимости науки, отсутствие пропорционально возрастающей ответственности за последствия несмотря на количественный рост причин и усугубление влияния последствий.

б) Замечания по поводу академической структуры знвния

В академической структуре знания (за исключением внеуниверситетских научных учреждений) продолжает существовать классическая структура знания, соответственно духу времени описываемая, более млм менее удовлетворяющая современным требованиям, по-прежнему обремененная врожденным пороком «неудачного» разделения науки и государства, что может привести к неудачному отделению от экономики в информационном веке.

Если не принимать этого во внимание, то попытка сохранить в неизменном виде функциональные подразделения академической структуры знания (насколько это еще возможно в современных усдлвиях) с целью производства и публикации научных знаний представляется сравнительно удачной. К употреблению и использованию это относится в меньшей степени.

Самым главным достоинством академической структуры знания является наличие покрывающей всю область науки инфраструктуры критики, имеющей целью систематическое исправление ошибок; ни в одной другой области знания нет такой инфраструктуры, равной ей по широте охвата и эффективности. Поэтому, вероятно, наука и стала такой областью знания нашего общества, которая обладает самыми надежными знаниями и наиболее рикпыта для критики. Наука имеет также наименьший в количественном отношении объем ложных сведений, ошибок и сознательной дезинформации, и в то же время она обладает наилучшими условиями в плане равенства возможностей при появлении и утверждении навых противоположных точек зрения.

Тот факт, что в основе такого положения лежит не более сильная любовь к истине или большая объективность или же большее благородство ученых, но меньшие шансы на успех преступных предприятий в области знания и меньшая вероятность совершать ошибки является еще одним убедительным подтверждением уникальности академической структуры знания. При этом надо учитывать, что она, разумеется, связана со своим особым окружением, внутренняя структура которого в силу уже охарактеризованных изменений испытывает все большее давление.

Благодаря своей структуре знания и инфраструктуре критики наука лучше справляется с информационным проклятием всех хорошо устроенных учреждений – ошибочными утверждениями. Эти преимущества, однако, строго ограничены в двух отношениях: в секторном – областью утверждений нейтрального познания, и в функциональном – их производством и публикацией. Любой шаг за эти пределы в направлении мировоззренческой проблематики, вопросов применения или задач консультирования приводит к явным неудачам, следствием которых неожиданно могут стать прямо противоположные результаты.

С содержательной точки зрения академическая структура знания отвечает современным условиям (имея в виду цели дальнейшего описания теоретической программы) скорее плохо, чем хорошо. Как полагают многие критики современных возможностей университетов, это – приспособившаяся к современным условиям классическая структура знания, для которой характерны четыре вышеописанных подхода когнитивной исходной матрицы. С одной стороны, эти подходы будут объективно оцениваться с учетом когнитивной конъюнктуры на основе реально действующего принципа разделения производственных средств, с другой стороны, они будут постоянно усиливаться благодаря гарантированной в конституционно-правовом отношении свободе научной деятельности, которая наряду с индивидуальной свободой предоставляет также и институциональные гарантии. С организационной точки зрения, академическая структура знания в университетах, а частично также на производстве (а промышленности) поддерживается или воссоздается благодаря провозглашенному государством и охраняемому законом праву на свободное исследование и научную деятельность в духе параграфа 5 раздела III Основного закона ФРГ подобно тому, как это имеет место в большинстве государств в западном мире.

Несмотря на то, что конституционное право на научные исследования, пазвитие и распространение научного знания безусловно гарантируется, где бы и в какой бы форме они бы организационно не осуществлялись, de facto речь идет в основном о структуре области чистой науки для высокотеоретизированной области знания, то есть для образовательного и специального уровня (при существенно возрастающем сдвиге в пользу последнего). Академически-университетская особая Среда представляет собой подходящее поле для реализации этой структуры, несмотря на то, что и здесь «реальные препятствия» стали причиной ряда неудач.

(Перевод А. Лаврухина)


Prof. Dr. Vitali G. Gorokhov






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.