Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальный принцип, земли и симметрия федерации






Германский федерализм

Историческая ретроспектива

Конституционный федерализм

Территориальный принцип, земли и симметрия федерации

Конституционные основы

Децентрализация

Приоритет федерации в законодательстве

Призумпция компетенции земель в сфере исполнительнои судебной власти

ФКС

Принцип верности Фыендерации

Концепция кооперативного федерализма

Реформа гриманского федерализма

 

 

Историческая ретроспектива

 

Прежде всего следует сказать, что федерация — традици-

онная для Германии форма государственного устройства. Герма-

ния как единое государство существует сравнительно недолгий

исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны

располагались десятки независимых государств. После объедине-

ния в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые

государства стали его членами, и им были сохранены некоторые

атрибуты государственности. Веймарская республика сохранила

федеративную организацию государства. 12 лет гитлеровской уни-

фикации и централизации серьезно подорвали, но не смогли пол-

ностью уничтожить традиции регионализма, тем более что их

поддержание препятствовало антидемократическим тенденциям

в строительстве новой германской государственности.

Создание современного германского федерализма было в значитель­ной мере результатом политики западных оккупационных держав, кото­рые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централи­зованного милитаристского германского государства.

Конституционный федерализм

 

Германия сегодня — это конститутивная федерация, т. е. фе-

дерация, основанная на конституции, а не на союзном или феде-

ративном договоре между ее субъектами. (упомянутый выше договор об объединении ФРГ и ГДР — это акт иного рода). Хотя после 1945 г. земли

как государственные образования появились раньше, чем образо-

валась ФРГ, создание последней явилось не результатом догово-

ра или иного соглашения земель, а следствием принятия Основ-

ного закона, вступление в силу которого и означало рождение

нового государства.

 

Территориальный принцип, земли и симметрия федерации

Германский федерализм. ФРГ — построенная по территориальному принципу. После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен.

Между землями существуют различия По своим

объективным характеристикам в уровне эко­номического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. однако в конституционно-правовом отношении они равно-

правны.

 

Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык.

 

При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи.

 

Подавляющее боль-

шинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего об-

щего с исторически самостоятельными германскими государствами._

Исключение составляют Бавария и Саксония,

история кото-

рых как самостоятельных государств насчитывает не одно столе-

тие, а также ганзейские города Бремен и Гамбург, имеющие в

прошлом статус свободных (" вольных") имперских городов.

 

В своей основе это — симметричная федерация, ибо вся ее территория состоит только из однородных субъектов (земель), имеющих в принципе одинаковый правовой статус. Других территори­альных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно-территориальное деле­ние — это уже деление земель).

 

Но поскольку в ней при этом имеют место существенные элементы известного неравноправия субъектов федера­ции, постольку ее нельзя рассматривать как абсолютно симметричную.

Так, ст. 51 Основного закона ФРГ устанавливает, что в верхней палате парламента (Бундесрате) земли могут иметь неравное число своих представителей: каждая — не менее трех, но земли с населением свыше двух миллионов жителей — четыре, свыше шести миллионов — пять, а с населением более семи миллионов — шесть.

Поэтому германский федерализм — это преимущественно, относительно симметричный фе­дерализм.

 

Конституционный статус земель в Основном законе не опре-

делен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга)

называют земли государствами, однако это не вытекает из тек-

ста Oci овного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по

этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли

нельзя считать государствами в общепринятом значении этого сло-

ва, это скорее особые государственные образования, самостоя-

тельность которых ограничена федеральной конституцией.

Сказан-

ное подтверждается тем, что конституционный строй земель дол-

жен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная

конституция не предусматривает права сецессии, существует воз-

можность применения федерального принуждения в случае, если

земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и

другими федеральными законами обязанностей._

 

Как уже говорилось, земли имеют свои законодательные органы — ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они форми­руют правительства земли на основе тех же принципов, что и федера­ция. Положение премьер-министра земли аналогично положению феде­рального канцлера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.