Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая поддержка национал-социализма 3 страница






В этих условиях идея максимального расширения государст­венного вмешательства в экономику в целях наведения в ней «по­рядка» и тем самым спасения всевластия монополий стала приобре­тать в монополистических кругах все большую и большую популяр­ность. В связи с этим уже первое правительство Брюнинга, вопреки практике своих предшественников, было вынуждено принять ряд мер по государственному воздействию на конъюнктуру. Еще в большем масштабе такие меры осуществлялись вторым прави­тельством Брюнинга, а также правительствами Папена и Шлей-хера 90.

Эффективность этих мер была, правда, незначительной. Объяс­нялось это, во-первых, тем, что в самих этих правительствах все еще не было единства взглядов относительно целесообразности та­кого рода мероприятий, а во-вторых, тем, что политическая не­устойчивость кабинетов Брюнинга, Папена и Шлейхера, не пользо­вавшихся популярностью среди населения и державшихся только на авторитете президента и чрезвычайных декретах, лишала их воз­можности добиться принятия законов, которые бы позволили пе­рейти к государственному регулированию в широких масштабах.

Поэтому одной из целей, которую преследовали группировки монополистической буржуазии, призвавшие нацистскую партию к власти, было наряду с установлением террористического режима, направленного против организованного рабочего класса и других демократических сил трудящихся, самое широкое использование государственно-монополистического регулирования, которое обе­спечило бы «оздоровление» германской экономики, укрепило бы экономические позиции монополистического капитала и создало бы предпосылки для проведения им политики внешнеполитической экспансии 9|.

Конкретная экономическая политика, проводившаяся нацист­ским правительством, полностью отвечала этой цели. И новые ме­тоды в области руководства экономикой, к которым оно прибегло, были не чем иным, как формой ее реализации.

Facius F. Wirtschaft und Staat. Die Entwicklung der staatlichen Wirtschaftsver-waltung in Deutschland vom 17 Jahrhundert bis 1945. Boppard am Rhein, 1959. S. 123.

«Поскольку автоматизм либеральной системы конкуренции страдает принци­пиальными пороками, — писал в 1934 г. видный деятель предпринимательских союзов Генрих Лехтапе, — эта система не может существовать дальше. Если автоматический контроль свободной игры сил отпадает, не остается ничего иного, как поставить на его место общественный контроль. Лозунг гласит: „Централизованный контроль при децентрализованной ответственности"» (Lechtape H. Die Wandlung des Kapitalismus in Deutschland. Jena, 1934. S. 101).


а) Косвенное воздействие

Одним из наиболее важных проявлений возрастания роли госу­дарственно-монополистического регулирования после прихода на­цистов к власти явилось резкое увеличение так называемых «об­щественных» инвестиций. Львиную долю в этих инвестициях зани­мали расходы на военные цели. Однако и по другим позициям рост был весьма значительным. Это видно, в частности, из следующих данных об «общественных» инвестициях в Германии (млн рм, брутто) 92:

1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г.

 

На военные цели           10 850 15 500
На транспорт              
На общественное управ-              
ление              
В предприятия-постав-              
щики              
В жилищное строитель-              
ство              
Всего         13 219 15 470  
Индексы (1928=100)              
Номинальный              
Реальный              
«Общественные» инвести- 5, 7 6, 8 12, 8 15, 3 20, 1 20, 1 25, 6
ции (%) к национальному              
доходу              

Как видно из приведенных данных, уже в первый год после при­хода нацистов к власти «общественные» инвестиции увеличились по сравнению с 1932 г. на 560 млн марок, или на 22 %. На первых порах это увеличение шло за счет наращивания расходов на транс­портные цели (прирост за один год на 433 млн марок). Однако са­мый значительный прирост наметился с 1934 г., когда начались крупные расходы на военные цели. В этом году «общественные» инвестиции возросли уже более чем в два раза и превысили по сво­ему объему инвестиции докризисного 1928 г. В дальнейшем «об­щественные» инвестиции увеличивались еще быстрее, также пре­имущественно за счет военных расходов.

С 1932 по 1938 г. военные расходы Германии увеличились на 14, 8 млрд марок, остальные «общественные» инвестиции — на 3, 6 млрд марок. Общий прирост «общественных» инвестиций со­ставил, таким образом, 18, 4 млрд марок, что равнялось примерно половине прироста национального дохода.

Впрочем, «общественные» инвестиции, проводившиеся по дру­гим позициям, при ближайшем рассмотрении также оказывались имеющими непосредственное отношение к военному ведомству. Это особенно хорошо видно при расшифровке такой позиции,

92 Erbe R. Die nationalsozialistische Wirtschaftspolitik 1933—1939 im Lichte der mo-dernen Theorie. Zurich, 1958. S. 25.


 




как «транспорт». Структура расходов на транспортные цели имела следующий вид (млн рм) 93:

Автострады
Другое дорожное строи-  
тельство  
Железные дороги  
Разное  
Итого  

1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г. 3 178 467 692 679 916 360 431 437 472 559 868

558 652 596 606 729 979 317 433 376 374 433 613 1 238 1 694 1 876 2 144 2 400 3 376

Значительная часть расходов на транспортные цели шла на до­рожное строительство, и прежде всего на создание стратегических автострад, позволявших осуществлять быструю переброску войск с одного фронта на другой и сыгравших большую роль в ходе воен­ных действий во время второй мировой войны. Капиталовложения в железные дороги также осуществлялись с точки зрения их воен­ной отдачи.

Второе по значению место среди государственных мероприятий по косвенному регулированию экономики занимали фискальные меры, направленные на оживление частной предпринимательской деятельности. Прежде всего были предприняты шаги по увеличе­нию ликвидности промышленных и торговых предприятий. С этой целью государством были выпущены специальные налоговые боны, вручавшиеся предприятиям, погасившим свою налоговую за­долженность. Эти боны могли быть использованы для уплаты определенных налогов в последующие годы. Выпуск таких бон представлял собой форму отказа государства от налогообложения капиталистических предприятий в будущем при условии погаше­ния задолженности в настоящем. Непосредственный эффект выпуска налоговых бон заключался в том, что они могли быть за­числены в актив предприятий или заложены, что увеличивало лик­видность соответствующих фирм. В марте 1934 г. в обороте находи­лись боны на 1362, 5 млн марок. Это был высший уровень. В период с 1934 по 1938 г. они были погашены.

В 1934 г. в рамках так называемой «программы Рейнхарда» правительственным декретом было выделено 500 млн марок в ка­честве дотаций на осуществление работ но восстановлению или ре­монту жилого фонда. Дотации предоставлялись, однако, лишь в том случае, если частные предприниматели, производя перестройку, вкладывали из собственных средств сумму, равную кредиту, а осу­ществляя восстановительные работы — сумму, в четыре раза боль­шую, чем размеры дотаций. Кроме того, государство брало на себя уплату процентов по кредитам, полученным частными фирмами на строительство в соответствии с этой программой, что повлекло за собой дополнительные затраты в 360 млн марок.

Одновременно были снижены налоги на предпринимательскую


деятельность. Владельцам предприятий, не имевшим по тем или иным причинам возможности воспользоваться субсидиями по «программе Рейнхарда», предоставлялась скидка с подоходного налога и налога на корпорации, составлявшая 10 % от сумм, за­траченных на строительные работы. Кроме того, расходы на восста­новительные работы были приравнены к расходам на рекламу и тем самым полностью освобождены от налогового обложения.

В 1933 г. были освобождены от налогов закупки, вызванные не­обходимостью поддержания оборудования в рабочем состоянии. В 1935 г. дополнительно были освобождены от налогового обложе­ния определенные виды инвестиций. Из доходов, подлежащих на­логовому обложению, стали вычитаться затраты на приобретение инвестиционных товаров среднесрочного пользования (менее 10 лет).

В целом манипулирование налогами играло в хозяйственной по­литике нацистского правительства гораздо меньшую роль, чем рас­ширение непосредственных государственных расходов. Тем не ме­нее и этим путем монополиям был выдан из общественного фонда весьма большой куш 94.

Все это, естественно, легло тяжким бременем на государствен­ный бюджет. В поисках средств для покрытия его растущего дефи­цита нацистское правительство встало на путь форсирования ин­фляции. В пропагандистских целях эта политика маскировалась с помощью внеэкономических методов (административного замо­раживания заработной платы и уровня цен). В то же время в оборот пускались все новые и новые платежные средства.

В какой-то степени такими новыми платежными средствами с ограниченной оборачиваемостью были уже налоговые боны, о ко­торых шла речь выше. Однако их выпуск был только началом. В рамках «программы Рейнхарда» были пущены в оборот «векселя по увеличению занятости». Векселя выдавались от имени специ­альных кредитных учреждений, обеспечивавших финансирование программы по расширению занятости, и в частности Акционерного немецкого общества по проведению общественных работ — Оэффа (отсюда и название — Оэффа-векселя). Срок Оэффа-векселей со­ставлял три месяца, однако они могли быть пролонгированы на срок до трех лет. Имперский бавш брал на себя обязательство при первом требовании учитывать векселя, что делало их в высшей степени ликвидными.

В финансовых отчетах государственного банка Оэффа-векселя не принимались во внимание, ибо формально ответственность за них несли специальные учреждения. Это позволяло искусст­венно занижать действительные размеры государственного долга. В действительности же речь в данном случае шла о чистой государ­ственной задолженности, причем задолженности достаточно боль-


 


54


Ibid. S. 26.


94 Hamburger L. How Nazi Germany has Controlled Business. Wash. 1943. P. 67 ff.


шой: с 1933 по 1938 г. в оборот было пущено Оэффа-векселей на сумму около 3 млрд марок.

Еще большую роль в инфляционной политике нацистского пра­вительства сыграли специальные векселя, выпущенные для покры­тия дефицита, возникшего в результате военных расходов. Для вы­пуска этих векселей в 1933 г. была создана специальная фирма — Общество с ограниченной ответственностью для проведения изы­сканий в области металлургической промышленности (сокра­щенно — Мэфо) с капиталом в 1 млн марок. Участниками этого об­щества были объявлены пять крупнейших фирм по производству оружия и военного снаряжения. Значительная часть военных зака­зов правительства оплачивалась не наличными, а векселями, со­ставленными от имени этого общества, отсюда и их название — Мэфо-векселя. Поскольку формально они считались «торговыми векселями», их также учитывал Имперский банк.

О масштабах использования Мэфо-векселей и о роли, которую они сыграли в финансировании военных расходов Германии, сви­детельствуют следующие данные (в млрд рм) 9:

1934г. 1935г. 1936г. 1937 г. 1934-1937 гг. (финансовые годы)

11, 0

5, 5 10, 3

30, 9

Общие военные расходы 4, 1

втом числе финан- 2, 1 2, 7 4, 5 2, 7 12, 0

сированные за счет

Мэфо-векселей

Мэфо-фекселя, % 51 49 44 24 39

к военным расходам

К весне 1938 г. в обращении находилось Мэфо-векселей на 12 млрд марок. В дальнейшем сумма эта не увеличивалась, ибо правительство перешло к новому методу покрытия дефицита — выпуску различного рода краткосрочных ценных бумаг. К этому времени почти все выпущенные Мэфо-векселя сконцентрировались в Имперском банке и его дочернем институте — Золотом учетном банке. Предусмотренное положением о Мэфо-векселях погашение через пять лет после их выпуска, естественно, не состоялось.

О других формах текущей задолженности нацистского государ­ства дают представление следующие данные с указанием измене­ний (±) по сравнению с предыдущим годом (в млн рейхсмарок без Мэфо-векселей)96:

1938 г.
1933 г. 1934 г.

1935 г. 1936 г. 1937 г. (финансовые годы)

+475 +590 +316 -446 -89 +4 255

+32 +23 -4 -38
-6 -52
+2 -26 -46 -516
+85 + 100 -7+494
-120 -35 +38 +473

Беспроцентные казначейские билеты

-69 -1 +4 190

Имперские векселя Промышленный кредит Им­перского банка Другие займы Итого

+416

95 Schwerin von Kroslgk L. Es geschah in Deutschland. Tubingen, 1951. S. 188.

96 Erbe R. Op. cit. S. 47.


Некоторое уменьшение текущей государственной задолжен­ности по приведенным выше позициям в 1936 — 1937 гг. объясня­лось тем, что, как уже указывалось, в эти годы финансирование во­енных расходов осуществлялось преимущественно за счет Мэфо-векселей. С 1938 г. главным средством финансирования политики вооружений стали беспроцентные казначейские билеты, чем и объ­ясняется скачкообразный прирост их выпуска.

В целом текущая государственная задолженность фашистской Германии изменялась в довоенные годы следующим образом (млн рм на конец года) 97:

 

  1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г.
Мэфо-векселя   2 145 4 860 9 312 12 000  
Оэффа-векселя (без нало-     1 127      
говых бон)            
Прочая текущая задол- 1 514   2 481   1 925 6 115
женность            
Итого 2 955 5 621 8 468 12 035 14 300 18 015
Ежегодный прирост задол- + 1858 + 2 666 + 2 847 +3 567 + 2 265 + 3715

женности

Параллельно с текущей задолженностью форсировалась средне­срочная и долгосрочная государственная задолженность. Общая за­долженность нацистского государства составляла (в млн рейхсма­рок к концу каждого финансового года) в 1933 г. — 13 953, в 1934 г.-15 980, в 1935 г. - 20 180, в 1936 г. - 25 887, в 1937 г. - 31 280, в 1938 г. - 41 783. С 1933 г. эта задолженность возросла на 29 397 млн марок, в том числе краткосрочная задолжен­ность — на 16 918 млн марок, а средне- и долгосрочная — на 12 479 млн марок. Индекс общей задолженности составил (конец 1932 г.=100) в 1933 г. - ИЗ, в 1934 г. - 129, в 1935 г. - 163, в 1936 г. - 209, в 1937 г. - 253 и в 1938 г. - 337 98.

Подобный рост задолженности, особенно краткосрочной, неиз­бежно приводил к увеличению денежной массы, находившейся в обращении (млн рм на конец года) ".

 

  1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г. 1937 г. 1938 г,
Имперские банкноты 3 545 3 633 3 888 4 282 4 980 5 493 8 223
Билеты рентного банка              
Банкноты частных банков           __ __
Разменная монета   1 516     1 602    
Всего 5 642 5 715 5 973 6 374 6 965 7 499 10 404
Индекс (1932 г.=100) -              

Картина, которую рисуют эти данные, не является полной. Как уже указывалось выше, роль платежных средств в той

97 Ibid. S. 48-49.

98 Ibid. S. 54.

99 Statistisches Handbuch fur Deutschland. В.. 1939. S. 505.


или инои степени играли различные векселя, выпускаемые полуго-сударствепными и номинально частными кредитными учрежде­ниями. Наряду с упоминавшимися Оэффа- и Мэфо-векселями боль­шое значение имели Сола-векселя, выпускавшиеся дочерней орга­низацией Имперского банка — Золотым учетным банком и пред­ставлявшие собой нечто среднее между векселем и краткосрочной государственной процентной облигацией. Тем не менее главную тенденцию приводимые цифры указывают верно. Масса платеж­ных средств, находившихся в обращении, постоянно возрастала, причем гораздо быстрее, чем рос национальный доход, число заня­тых в производстве и увеличивались территория и население фа­шистской Германии.

Особенно безудержный характер инфляционистекая политика приобрела в военные годы. Более или менее полных данных о росте государственной задолженности и объема платежных средств, на­ходившихся в обращении, в нашем распоряжении не имеется. Од­нако даже те отрывочные сведения, которые все же время от вре­мени публиковались, дают достаточное представление о том, как проходило развитие в этой области.

По данным директора народнохозяйственного отдела Импер­ского банка О. Эйнзиделя. опубликованным в 1942 г., общая госу­дарственная задолженность Германии составила к концу 1940 г. 79, 4 млрд марок, а концу 1941 г. уже 128, 5 млрд марок 10°. По­скольку он же утверждал, что задолженность государства в апреле 1939 г. составляла 31, 9 млрд марок 101, это означало, что за полтора года, из которых год и четыре месяца уже приходились на войну, государственная задолженность страны выросла более чем в два с половиной раза, а за последующие два с половиной года — более чем в четыре раза.

Соответственно возрастала масса платежных средств, находив­шихся в обращении. Если в 1938 г., как уже отмечалось, в обраще­нии находились платежные средства на сумму 10, 4 млрд, то к концу 1939 г. эта сумма равнялась 14, 5 млрд, к концу 1940 г. — 16, 8 млрд и к концу 1941 г. — 22, 3 млрд марок 102. Иными словами, за три года, из которых два года и четыре месяца приходились на вторую мировую войну, масса платежных средств возросла более чем в два раза. Количество одних лишь находившихся в обращении имперских банкнот увеличилось с конца августа 1939 г. (т. е. с на­чала войны до конца января 1942 г.) с 10, 9 млрд до 19, 9 млрд ма­рок 103. Учитывая, что на подавляющем большинстве оккупиро­ванных фашистами территорий в обращении находились либо мест-

100 Gelcnkte Wirtschaft. Sechs Vortrage. Essen, 1942. S. 135.

" " Эта цифра вызывает сомнение, ибо вычисленный на основании официальных данных государственный долг Германии уже к концу 1938 г. равнялся 41, 8 млн марок. Но в данном случае это расхождение не столь уж существенно, так как речь идет об определении динамики развития.

102 Ibid. S. 136.

103 Ibid. См. также: Statistisches Jahrbuch fiir das Deutsche Reich. 1941 — 1942.
В., 1942. S. 454.


ная валюта, либо оккупационные марки, не считавшиеся импер­скими платежными средствами, указанный прирост денежной массы свидетельствовал, что инфляция, явившаяся результатом по­литики дефицитного финансирования, приобрела в Германии уже в начале войны гигантские масштабы.

б) Административные методы регулирования ■

Добиваясь всеобъемлющего, тотального государственно-моно­полистического регулирования экономики, нацистское правитель­ство установило и непосредственный административный контроль над хозяйственным развитием.

Одним из первых мероприятий в этой области было введение жесткого контроля над расходованием иностранной валюты. Меро­приятия такого рода осуществлялись еще предшественниками Гит­лера как рейхсканцлера, однако широкого масштаба тогда не при­обрели. Во всяком случае, до середины 1933 г. перевод в иностран­ную валюту процентов и амортизационных отчислений с иностран­ного капитала осуществлялся без каких бы то ни было ограничений. Практически свободным было также выделение иностранной ва­люты для оплаты импорта. При сравнительно благополучном поло­жении с платежным балансом это не вызывало каких-либо допол­нительных затруднений.

Внутриэкономическая политика нацистского правительства, переход от дефляционистского к инфляционнстскому курсу сразу же резко ухудшили внешнеторговый, а следовательно, и пла­тежный баланс страны. Если в 1932 г. внешнеторговое сальдо Гер­мании было положительным и составляло 1072 млн марок, то в 1933 г. оно уменьшилось до 667 млн марок, а в 1934 г., впер­вые с 1928 г., торговый баланс был сведен с дефицитом размером в 284 млн марок 104. Это вынудило хозяйственных руководителей «третьей империи» поставить вопрос об усилении административ­ного вмешательства во внешнюю торговлю и систему обмена ва­люты. Летом 1933 г. правительством был введен мораторий на об­мен денежных сумм, связанных с иностранной задолженностью. Одновременно были усилены меры по ограничению импорта 1Оэ. Од­нако все это было лишь преддверием коренных преобразований во внешнеторговой и валютной политике.

В сентябре 1934 г. нацистскими властями был принят так назы­ваемый «новый план», предусматривавший введение всестороннего регламентирования внешнеторговых и валютных отношений. В ос­нову плана были положены три основные идеи: 1) переход от мно­госторонней к двусторонней внешней торговле и соответственно от многосторонней к двусторонней системе взаимных расчетов, по­строенных на принципах клиринга; 2) количественное ограниче­ние ввоза и определение централизованным путем общего объема импорта, соответствующего «народнохозяйственным интересам»;

104 Ibid. S. 282.

105 Nonck E. Die Gesetzgehung des Drifted Reiclies. В.. 1938. S. 125.


3) форсирование экспорта путем осуществления компенсацион­ных сделок, введения дифференцированного обменного курса, пре­доставления экспортным отраслям промышленности определенных привилегий, в частности при снабжении сырьем, и т. д.106

В то же время государственными органами были предприняты энергичные меры, направленные на уменьшение зависимости- Гер­мании от наиболее важных для экономики страны видов импорта.-Прежде всего была поставлена задача обеспечить удовлетворение всей потребности в горючем за счет производства синтетического бензина из угля, максимально расширить производство замените­лей сырья для текстильной промышленности, полностью ликвиди­ровать зависимость от иностранных поставок каучука путем расши­рения производства синтетического каучука (буна), резко улуч­шить снабжение промышленности продуктами черной металлургии в результате использования бедных железом немецких руд.

Масштабы мероприятий, осуществлявшихся в соответствии с «новым планом», свидетельствовали о том, что цели, которые он преследовал, определялись далеко не одной лишь необходимостью восстановить равновесие торгового и платежного баланса, нару­шенного экспериментами в области финансовой политики. Если на самых первых порах это соображение и играло значительную роль, то вскоре оно отступило на второй план перед совершенно явно выраженным стремлением властителей «третьей империи» преобразовать структуру внешней торговли Германии в соответ­ствии с потребностями милитаризации ее экономики. Основной упор делался при этом на возможно большее сокращение роли внешней торговли в экономической жизни страны (политика

автаркии).

Крупная монополистическая буржуазия в целом благоприятно восприняла введение регламентации в области внешней торговли, хотя до установления фашистского режима именно из монополи­стических кругов и исходило самое упорное сопротивление любым робким попыткам государственного вмешательства в эту область. Недовольство проявили только те монополистические круги, кото­рые были связаны преимущественно с работой на иностранный ры­нок. Компании, частично работавшие на экспорт, сумели быстро компенсировать потери, вызванные спадом во внешней торговле. Прямую выгоду получили фирмы, не связанные с иностранными рынками. Во-первых, резко улучшились возможности сбыта их то­варов внутри страны, поскольку иностранная конкуренция, осо­бенно в том, что касалось готовых изделий, была сведена до мини­мума. Во-вторых, открылись новые весьма благоприятные возмож­ности в области производства и сбыта заменителей, которые дол­жны были обеспечить независимость немецкой экономики от ввоза. В-третьих, усилились их позиции в борьбе с экспортной промышленностью, обладавшей большим не только экономиче-


ским, но и политическим влиянием в Веймарской республике.

Главное же обстоятельство, обеспечившее активную поддержку этих мероприятий монополистической буржуазией, заключалось в том, что для большинства ее представителей государственное ре­гулирование в области внешней торговли было прежде всего состав­ной частью политики милитаризации хозяйства, политики, которая их полностью устраивала.

Административные формы государственно-монополистического регулирования экономики были использованы и при решении про­блемы цен и заработной платы. Пытаясь предотвратить неконтро­лируемую инфляцию, угроза которой приобрела реальный харак­тер в связи с авантюристической политикой в области капиталовло­жений, кредитов и денежного обращения, фашистское правитель­ство прибрало к рукам главные рычаги воздействия на цену как ра­бочей силы, так и услуг и товаров.

Ликвидировав организации рабочего класса, способные отстаи­вать его жизненные интересы, нацистские правители односторон­ним актом запретили любое повышение тарифных ставок.

К регулированию цен они подходили более осторожно, опасаясь затронуть интересы влиятельных групп, в поддержке которых крайне нуждаллсь, особенно в первый период пребывания у власти. Когда в 1933 г. рост цен стал настолько заметным, что вызвал недо­вольство рядовых членов нацистской партии, правительство, не­смотря на обещания положить конец спекуляции, ограничилось аб­страктным предупреждением. Только в начале 1934 г., когда стало очевидно, что без вмешательства властей вся система цен в Герма­нии может пойти под откос, власти решились на более энергичные меры. Распоряжением правительства цены на текстильное сырье и текстильные изделия, а также на некоторые изделия из кожи были заморожены на уровне марта 1934 г. Несколько позже было запрещено заключение соглашений об установлении минимальных цен и о минимальной торговой наценке на жизненно важные то­вары, а также на товары ежедневного потребления. В том же году специальным распоряжением было запрещено делать какие-либо наценки на импортируемые товары, в первую очередь на сырье и полуфабрикаты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.