Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новгородская область






Новгородская область в отличие от первых двух регионов не имеет никаких преимуществ перед другими субъектами РФ с точки зрения либо особых отношений с Федеральным центром, либо осо­бого режима экономической деятельности. Тем не менее она до­билась определенных достижений в наращивании экспорта и при­влечении иностранных инвестиций. По уровню развития внеш­неэкономических связей область отнесена к регионам с ограни­ченной открытостью. Одновременно она относится к числу субъек­тов РФ с наиболее развитым региональным законодательством по стимулированию внешнеэкономических связей, особенно по привлечению иностранных инвестиций.

Объем внешнеторговых связей области в 1997 - 2000 гг. рав­нялся 300-350 млн. долл. в экспорте и 100—150 млн. долл. в им­порте. Экспорт области в основном состоит из азотных удобре­ний и лесной продукции. Крупнейший экспортер области — хи­мический холдинг «Акрон», входящий по объему экспорта в число 100 крупнейших экспортеров России. По показателю внешнетор­гового оборота на одного жителя область близка к среднероссий­скому показателю.

Новгородская область примечательна, прежде всего, с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, чему администра­ция области уделяет большое внимание. Еще в 1989 г. область наряду с Выборгом и Находкой была определена как приоритет­ный регион для размещения зоны совместного предприниматель­ства. В 1990 г. вместе с 11 другими регионами Новгородская об­ласть была объявлена свободной экономической зоной, но рабо­тать, равно как и другие зоны, так и не начала. Механизм дея­тельности зон в рамках крупных административно-террито­риальных образований практически нельзя было создать без се­рьезных экономических и политических издержек.

В декабре 1994 г., когда выяснилась бесперспективность СЭВ, был принят областной Закон «О налоговых льготах предприяти-


ям и организациям, расположенным на территории Новгородс­кой области». Это был первый такой закон среди субъектов РФ. огласно ему, предприятия с иностранными инвестициями, зани-ающиеся производственной деятельностью и зарегистрирован-ые на территории области, освобождаются от уплаты всех регио-альных налогов до полной окупаемости инвестиций.

Эта правовая норма подкреплена положением о неухудшении тартовых условий для уже работающих на новгородской терри-ории инвесторов. Для этой цели в бюджете резервируются спе-иальные средства для гарантийного фонда. В области действует остаточно либеральное земельное законодательство, разрешаю-ее продажу несельскохозяйственной земли предприятиям с ностранным участием. Эти меры оказались весьма привлека­тельны для иностранных инвесторов. В целом, несмотря на то, что многие регионы РФ приняли соответствующие региональные за­коны, Новгородская область сохраняет лидирующие позиции по налоговому режиму инвестирования. Этому благоприятствует обновление законов об инвестиционной деятельности Новгородс­кой области, проведенное в период с 1998 по 2000 гг.

Важным преимуществом Новгородской области является так­же близость к Санкт-Петербургу и положение на транспортном коридоре Москва — Санкт-Петербург, что обеспечивает доступность этих крупнейших российских региональных рынков. В результате действия этих факторов иностранные вклады в область стали дина­мично нарастать. За 90-е гг. в области накоплено 323 млн. долл. инвестиций, в том числе 88 млн. долл. прямых, что заметно боль­ше, чем в Калининградской области. В расчете на душу населения в области инвестировано более 120 долл. прямых инвестиций.

Первым крупным проектом стало предприятие АО Stimorol Chewing Gum фирмы Dandy, занимающееся упаковкой жеватель­ной резинки, пущенное весной 1996 г. Осенью 1997 г. было нача­то строительство предприятия по производству жевательной ре­зинки, завершенное в 2000 г. Общая стоимость проекта 145 млн. долл. Упоминавшаяся ранее шоколадная фабрика Cadbery — Shwepps в 1997 г. дала первую продукцию. Эти предприятия вы­пускают импортозамещающую продукцию, нацеленную на внут­ренний рынок. Их создание существенно расширило импорт об­ласти, поскольку ввозятся не только оборудование, но и необходи­мое сырье и материалы.

Деревообрабатывающая промышленность была первой отрас­лью промышленности, которую начали осваивать иностранные инвесторы из Финляндии, Австрии и Германии.


 




' В области реализуются также проекты жилищного строитель­ства и развития городского транспорта, финансируемые за счет кредитов МБРР. ЕБРР открыл в Новгороде западно-российский венчурный фонд для поддержки малого бизнеса. Это кредитные ресурсы, получаемые федеральным Правительством.

Около четверти доходной части областного бюджета покрыва­ется федеральными трансфертами. По сути дела освобождение от региональных налогов иностранных инвесторов происходило в значительной мере за счет федерального бюджета.

Расширение деятельности ПИИ способствовало росту объемов промышленного производства в области с 1997 г., но одновремен­но усилило поляризацию экономики на растущий и стагнирую-щий сектора. Вместе с тем деятельность ПИИ заметно улучшила бюджетное положение области.

Астраханская область

Внешнеэкономическая деятельность на территории Астрахан­ской области отражает особенности ее геополитического и гео­экономического положения. Следует подчеркнуть, что значение северной части Каспия в геополитической, оборонной и ресурс­ной стратегии России, а также в обеспечении устойчивого разви­тия всего Каспийского региона, заметно возросло.

Вместе с тем до сих пор Астраханская область относилась к числу регионов, экономика которых ориентирована преимуще­ственно на внутренний рынок. Оборот внешней торговли несколько ниже уровня Новгородской области (236 млн. долл. — экспорт и 49 млн. долл. — импорт в 2000 г.), но в расчете на одного жителя Астраханская область в два раза уступает Новгородской. Данные о внешней торговле в Астраханской области представлены в таб­лице 25.

За 2000 г. оборот товаров, проходящих через Астраханскую таможню, составил 285, 2 млн. долл., что на 20% меньше, чем за 1999 г. Это обусловлено сокращением поставок, прежде всего, импортных комплектующих, необходимых для строительства бу­ровых платформ, нефтеналивного и вспомогательного флота для организации промышленного бурения международным консор­циумом OKIOC, ведущего разведку нефти и газа на казахстанс­ком участке шельфа Каспийского моря.

Основными странами-контрагентами в экспортных операциях являются Великобритания, Латвия, Казахстан и Украина. По им­портным операциям основными контрагентами выступали Иран, Германия, Украина. Причем импорт продовольствия из Ирана


F

^Шт ' ' Таблица 25

]| Показатели внешней торговли Астраханской области, млн. долл.

 

     
Внешнеторговый оборот 355, 5 285, 2
Экспорт 236, 7 235, 8
Импорт 118, 8 49, 4
Сальдо 117, 9 186, 4

Источник: ГТК РФ, 2001.

составляет более 90% всего импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья через Астраханскую таможню.

В Астраханской области зарегистрировано 198 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 41 предприятие со 100% иностранными инвестициями.

Примером прямых инвестиций в строительный комплекс Астраханской области является сотрудничество немецкой фирмы «Кнауф» — европейского лидера в разработке современных строи­тельных технологий и производстве строительных материалов — с ЗАО «Минерал» (Ахтубинский район), которое началось в 1997 г. В настоящее время доля фирмы «Кнауф» в уставном капитале ЗАО «Минерал» составляет 66, 6%.

Продолжалась работа с голландской компанией «Себеко» по ее участию в реализации на территории Астраханской области ряда сельскохозяйственных проектов (птицеводство, производство, хранение и переработка картофеля и овощей, модернизация теп­лиц). Имеются предварительные договоренности по участию в реализации в Астраханской области проектов в сфере агропро­мышленного комплекса с другим европейским лидером в произ­водстве сельскохозяйственной продукции — итальянской компа­ний «ФАТА Груп». Однако объем накопленных инвестиций за 1992 - 2000 гг. весьма невелик — около 22 млн. долл., в том числе 19 млн. долл. прямых. В расчете на одного жителя прямые иностранные инвестиции составляют менее 20 долл. Весьма сла­бо развито областное законодательство, стимулирующее внешне­экономические связи области.

Интровертный характер области в ближайшие годы может измениться. Это связано с рядом факторов. Первый обусловлен освоением нефтяных месторождений на севере области на так называемом Северо-Астраханском нефтегазоносном участке, к Которому с юга примыкает крупнейшее в Европе Астраханское


 




газоконденсатное месторождение. Для этого создано совместное предприятие с участием итальянской нефтегазовой корпорации ENI-Agip и ЗАО «Астраханьнефтепром». В мае 2000 г. Госдума РФ включила Северо-Астраханский участок в перечень проектов, по которым могут заключаться соглашения о разделе продук­ции. Оценивается, что для реализации этого проекта в область будут привлечены более 200 млн. долл.

Развитию экспорта области будет содействовать наращивание работ по освоению прикаспийских месторождений нефти в Ка­захстане и Азербайджане. На период 2001 — 2003 гг. предполага­ется существенное увеличение объема экспорта машин, оборудо­вания и транспортных средств, что связано с получением значи­тельного числа заказов астраханскими судостроительными пред­приятиями. Ими планируется реконструкция полупогруженной буровой установки «Шельф-7»; строительство нефтеналивного накопителя для обслуживания буровых; строительство второй буровой платформы для ОКЮС; строительство танкеров, барж и сухогрузов для Азербайджана и Исламской Республики Иран и т.п. Для эффективного участия в международных тендерах, на постройку оборудования для добычи жидких углеводородов и повышения конкурентоспособности по отношению к западным компаниям ОАО «Судостроительный завод " Красные Баррика­ды" и итальянская компания «Розетта Марине» учредили совме­стное предприятие. Одновременно с экспортом будет расти и им­порт комплектующих для его производства.

Следующий фактор превращения Астраханской области в ре­гион открытого типа связан с формированием транзитного кори­дора Европа — Каспий — Индия. Помимо соответствующего меж­правительственного соглашения в сентябре 1999 г. было издано специальное распоряжение Главы администрации области «О мерах по развитию связей Астраханской области с регионами Индии и совершенствованию организации контейнерных перево­зок через Астраханский транспортный узел». С февраля 2000 г. по маршруту Индия — Иран — Каспийское море — Россия в обе стороны началась регулярная транспортировка грузов. Создание этого коридора заметно расширит транзитные функции области, которые были связаны с судоходным сообщением между Кас­пийским в Черным морями, железнодорожным и автомобиль­ным между Казахстаном и третьими странами, сооружением в 2001 г. нефтепровода Тенгиз (Казахстан) — Новороссийск.

Следующий фактор связан с развитием региональных (при­каспийских) торгово-экономических связей Астраханской облас-


ти. Для этого создается необходимая институциональная основа. С июня 2000 г. действует совместная двусторонняя межрегио­нальная комиссия по вопросам сотрудничества между Астрахан­ской областью и иранской провинцией Гулистан. В феврале 2001 г. в Астрахани открылось Генеральное консульство Исламской Рес­публики Иран.

В Астрахани также открыто Генеральное консульство Респуб­лики Казахстан. Главные вопросы сотрудничества связаны с раз­витием транспортных связей (организация автопаромного сооб­щения), промышленности (выполнение казахстанских заказов на астраханских судоверфях).

Развитию регионального сотрудничества препятствует нере­шенность вопроса о международно-правовом режиме Каспийско­го моря и его делимитации. Подписанные соглашения с Казах­станом и Азербайджаном дают реальную перспективу для пере­говоров по этому вопросу. В рамках специальных межведомствен­ных комиссий и рабочих групп ведется работа по делимитации российско-казахстанской государственной границы и разграни­чению дна северной части Каспийского моря в целях осуществле­ния суверенных прав на недропользование.

F

, Рязанская область

Рязанская область относится к числу интровертных регионов России. Среди своих соседей Рязанская область по уровню разви­тия международных связей близка к Владимирской и Тамбовс­кой областям, превосходит Пензенскую область и Мордовию, но заметно уступает Московской, Липецкой, Нижегородской и Туль­ской областям. Параметры открытости экономики Рязанской об­ласти и соседних регионов представлены в таблице 26. Область включается в процессы глобализации экономики посредством крайне небольшого числа предприятий, которые концентрируют­ся в Рязани.

В 2000 г. произошел резкий рост экспорта — 560, 3 млн. долл. против 288, 7 млн. долл. в 1999 г. У импорта продолжился спад 67, 5 млн. долл. в 2000 г., 71, 7 млн. долл. в 1999 г. и 253 млн. Долл. в 1996 г. Такое соотношение экспорта и импорта объясня­ется благоприятной конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, поскольку главной статьей экспорта области являются нефтепро­дукты. Некоторые показатели внешнеэкономической деятельно­сти в Рязанской области отражены в таблице 27.

В импорте преобладают сырье, материалы и комплектующие


 




Таблица

Параметры открытости экономики Рязанской области и соседних регионов

 

Регионы Оборот внешней торговли на душу насе­ления, долл. (1998г.) Отношение половины внешне­торгового оборота к ВРП*, % (1998 г.) Накоплен­ные ПИИ на душу населения, долл. (1994 - 1999) Доля ПИИ в инвести­циях в основной капитал в 1999 г., %
Владимирская обл. 198, 2 5, 4 41, 3 7, 6
Липецкая обл. 1123, 7 22, 1 24, 4 2, 1
Мордовия 72, 8 2, 0 9, 8 0, 2
Московская обл. 424, 4 7, 5 266, 4 10, 3
Нижегородская обл. 315, 2 5, 9 29, 9 0, 8
Пензенская обл. 57, 9 2, 2 2, 7 0, 1
Рязанская обл. 211, 1 5, 2 7, 5 0, 3
Тамбовская обл. 110, 7 3, 6 12, 0 1, 2
Тульская обл. 458, 8 11, 5 48, 2 0, 8
РФ 606, 0 9, 9 110, 2 3, 2

для хозяйства региона. Объем импорта и его структура свиде­тельствуют о низкой инвестиционной активности в области.

По объему прямых иностранных инвестиций (таблица 28) об­ласть занимает одно из последних мест среди регионов Централь­ной России. Как видно из таблицы 29, роль предприятий с иност-

анными инвестициями в экономике области практически не за-

етна. Большая часть ПИИ работает в торговле и сфере услуг.

рактически все эти предприятия ориентированы на россий-

кий рынок.

У Рязанской области имеется определенный опыт кредитного

отрудничества. В 1996 г. администрация Рязани, наряду с адми­нистрациями городов Владимир, Оренбург, Череповец, Волхов и Петрозаводск, выступила в качестве субзаемщика кредита, предо­ставленного Всемирным Банком Правительству РФ в. на проект «Передача ведомственного жилищного фонда». Рязани был вы­делен кредит в размере 69, 7 млн. долл. сроком на 14 лет под гарантии администрации Рязанской области. Но этот опыт ока­зался неудачным. Из-за невыгодных условий получения кредита и неэффективного использования полученных средств админист-

ация города в 2001 г. отказалась от участия в проекте.


* ВРП пересчитан в доллары по ППС.


Таблица 27

Некоторые показатели внешнеэкономической деятельности в Рязанской области

 

Количество участников внешнеэкономической деятельности в области в 2000 г. 375 или 1, 5% от общего количества зарегистрированных юридических лиц (в среднем по России - 2, 3%)
В 2000 г. в структуре экспорта 83% приходилось на нефть и нефтепродукты
В 2000 г. в структуре экспорта 68% приходилось на страны Балтии
Доля г. Рязани во внешней торговли области 99% экспорта и 89% импорта области
Число Интернет-пользователей на 1000 жителей на начало 2001 г. 9 против 76 в Москве и 25 в Санкт-Петербурге. В области этот показатель не превышал 4.

Таблица 28

Прямые иностранные инвестиции в Рязанской области и соседних с ней регионов в 1994 — 1999 гг., млн. долл.

 

Регионы 1994 - 1996      
Владимирская обл. 11, 9 14, 0 1, 9 38, 5
Липецкая обл. 11, 5 0, 1 6, 4 12, 2
Мордовия зд 1, 7 4, 3 0, 6
Московская обл. 629, 1 66, 1 637, 1 390, 0
Нижегородская обл. 87, 2 4, 5 4, 0 13, 8
Пензенская обл. 1, 5 0, 0 2, 3 0, 3
Рязанская обл. 3, 0 1, 2 4, 1 1, 3
Тамбовская обл. 11, 7 0, 0 0, 1 3, 4
Тульская обл. 17, 0 31, 3 29, 9 5, 7
РФ 4515, 9 3897, 4 3361, 0 4260, 0

Источник: Социально-экономическое положение России, Государ­ственный комитет РФ по статистике. — № 1. Январь, за 1996 - 2000 гг.


 




(МиГ*;; r-Q-vrWi'tv»'(*i*i'н wr-. «'•■ ■.• s> ■..■ «>»+> 'ля Таблица 29

Некоторые показатели деятельности предприятий с иностранными инвестициями

 

Число предприятий с иностран­ными инвестициями 73 предприятия и 50 филиалов
Число занятых на ПИИ 7 тыс. чел. или 1, 3% от общего количества занятых
Объем продукции в 1999 г. 3, 2% от объема производства товаров и услуг
Наиболее крупный инвестор Кипр - 64% от всего объема иностранных инвестиций

В апреле 2001 г. крупнейшая компания региона Тюменская нефтяная компания (ТНК) и «Эксим-Банк» США подписали Со­глашение о гарантиях по крупному долгосрочному кредиту в 500 млн. долл. на реконструкцию Рязанского НПЗ — крупнейшего экспортера области.

Международные связи области в гуманитарной и образователь­ной сфере пока довольно ограничены. В значительной мере это связано с бедностью населения, бюджета и бюджетных организа­ций. Объемы грантов, получаемых от различных международных фондов и организаций, довольно ограничены. Невелики также объемы направляемых в зарубежные страны на стажировку сту­дентов и специалистов. По плотности активных Интернет-пользо­вателей Рязань как практически единственный фокус междуна­родных связей в области сильно уступает Москве (таблица 27).

Объемы, структура и нестабильность внешнеэкономических связей области не позволяют говорить о каком-либо существен­ном влиянии области на развитие сотрудничества в рамках СНГ, Таможенного союза или союзного государства Россия — Белорус­сия. Вместе с тем благодаря деятельности ТНК Рязанская об­ласть превратилась в важное звено торговли России со странами Балтии.

Среди барьеров включения области в процессы глобализации наиболее важную роль играют: 1. Наследие прошлого «закрыто­го» развития (до 1990 г. область была закрыта для посещения ино­странцев без специального разрешения), закрепленное как в струк­туре экономики, так и в ментальности большинства менеджеров, в их своего рода комплексе неполноценности; 2. Низкий техничес­кий уровень экономики с точки зрения международной конку-


рентоспособности; 3. Соседство с Москвой, которая выполняет глав­ного в России внешнеэкономического посредника и является наи­более привлекательным для иностранных инвесторов регионом; 4. Протекционистская политика региональных властей.

Рязанская область относится к так называемому «красному поясу», т.е. к группе регионов, где наиболее сильны позиции ком­мунистов и близких к ним партий и движений. Это значит, что в рязанском обществе сильны государственнические и по­чвеннические (национально-патриотические) традиции. Оно весьма -держанно относится к международному сотрудничеству. В от-ичие от Москвы вестернизация жизни здесь имеет весьма огра­ниченную социальную базу распространения. Это объясняется не только структурными особенностями экономики, но и исто­рически сложившейся ментальностью населения коренной Рос­сии. Интересы многочисленной группы предприятий, практи­чески не участвующих во внешнеэкономических связях, выра­жают партии левого толка, прежде всего КПРФ и аграрии. В их представлении привлечение в область иностранных финансовых ресурсов и экспорт практически равнозначно «распродаже Роди­ны и области». А импорт представляет собой угрозу отечествен­ному производителю.

Среди активных сторонников расширения внешних связей можно назвать Тюменскую нефтяную компанию и входящий в ее состав с 1995 г. Рязанский нефтеперерабатывающий завод. ТНК сегодня — одна из наиболее динамично развивающихся российс­ких компаний. Владельцами ТНК являются одна из крупнейших финансово-промышленных групп России «Альфа-групп» и инве­стиционная компания «Ренова». ТНК уже не только российская трансрегиональная компания: она все шире выходит за пределы России и приобретает черты транснациональной компании. Не­обходимо подчеркнуть, что зарубежные транснациональные ком­пании пока не проявляют интереса к Рязанской области за ис­ключением упоминавшейся выше «Тексако». Присутствие ком­паний «Бош» и «Саламандер» ввиду незначительности инвести­ций можно считать символическим.

Администрация Рязанской области вынуждена балансировать между интересами бизнес-элиты, необходимостью улучшения ин­вестиционного имиджа области, с одной стороны, и преобладаю­щими общественными настроениями в области, с другой. Отноше­ние областной администрации к привлечению иностранных ин­вестиций внешне выглядит как позитивное. Но она в основном поддерживает инвестиционные проекты, в которых ее представи-

! 193

13-4411


тели принимают непосредственное участие. Позиция областной Думы по отношению к расширению участия области во внешних связях до сих пор была скорее негативной, чем нейтральной. В области не принят ни один существенный документ, нацеленный на стимулирование внешнеэкономической деятельности.

С точки зрения социально-экономического положения действие внешних связей в Рязанской области проявляется довольно про­тиворечиво. С одной стороны, сохранение закрытого характера экономики области не позволило за истекший с момента реформ период привлечь существенных инвестиций в основной капитал и человека. Модернизация экономики практически не началась. Угрозы техногенных аварий и потери конкурентоспособности экономики возросли. Но, с другой стороны, неблагоприятные ус­ловия кредитного соглашения с Всемирным банком, девальвация рубля в результате августовского кризиса (1998 г.) и неэффек­тивное использование полученных средств серьезно осложнили бюджетное положение Рязани.

Активная внешнеэкономическая политика Тюменской нефтя­ной компании фактически оборачивается социальной поляриза­цией в области и не дает значительных поступлений в региональ­ный бюджет. Сегодняшний уровень и структура внешних связей области скорее усугубляет проблемы региона, чем их смягчает.

Выгоды от внешнеэкономических связей (от глобализации экономики) сегодня может получить весьма узкий круг компа­ний. Причем практически все они расположены в Рязани. Боль­шинство же экономических агентов области несут от этого пря­мые или косвенные потери. С этим связана протекционистская политика областного руководства.

Экономические возможности предприятий регионального цен­тра позволяют извлечь выгоду из расширения внешнеэкономи­ческих связей и нейтрализуются политическим преимуществом провинции, видящей в этом угрозу для своих интересов.

В результате политики, проводимой в интересах региональной периферии в области, сложился неблагоприятный предпринима­тельский климат. Это сдерживает модернизацию экономики Ря­зани, вызывает отток из нее финансовых ресурсов. Несмотря на рост промышленности с 1996 г., денежные доходы населения и доходы бюджета не растут.

Низкая инвестиционная привлекательность не дает возмож­ности в полном объеме использовать преимущества близости к Москве и привлечь в регион инвестиции, которые бы ориентиро­вались на московский рынок. Сейчас наступил такой момент (рост


цен на недвижимость, аренду земли и зданий, рабочей силы и т.д. в Москве), когда конкурентоспособность Рязанской области с ее более низкими издержками для инвесторов возрастает. В некото­рых соседних с Подмосковьем областях происходит рост иност­ранных инвестиций (Владимирская, Калужская, Ярославская).

Ситуация, наблюдающаяся в Рязанской области, довольно ти­пична для России. Включение в процессы глобализации обостри­ли противоречия между центрами и периферией. Отчетливо это проявляется и на федеральном уровне. Москва как главный ре­гиональный фактор глобализации резко оторвалась по экономи­ческому благополучию от остальной страны. Разбалансировка центро-периферийных отношений представляет одну из существен­ных угроз для России.

Выход один: несмотря на растущий дуализм, необходимо про­водить более либеральную политику при усилении финансового контроля за крупными компаниями. Это расширит в конечном итоге финансовые возможности поддержки периферии. Без пос­ледней в условиях глобализации периферия будет все сильнее отставать от Москвы и некоторых субцентров. В полной мере это относится и к Рязанской области. При продолжении политики протекционизма область неизбежно будет отставать от соседних регионов, проводящих более открытую политику.

Вопросы для обсуждения

1. Внешнеэкономические связи региона: содержание, формы.

2. Внешнеэкономические связи Республики Татарстан, Новго­родской, Калининградской, Астраханской и Рязанской об­ластей.

Литература

1. Вардомский Л.В. Приграничный пояс России, проблемы и тен­денции развития// Россия и современный мир. — 2000. — № 2. — С. 133-151.

2. Внешнеэкономическая деятельность региона: тенденции, про­блемы, перспективы переходного периода// Рос. АН, Кол. науч. центр, Ин-т экон. пробл.; Редкол.: B.C. Селин (отв. ред.) и др. — Апатиты: Кол. науч. центр Рос. АН, 1997. — 126 с: табл.

3. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ/ Под. ред. академика РАН А.Г. Гранберга. — М.: Научная книга, 2001.


 


194.


13*


ГЛАВА 6

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Либерализация внешнеэкономической деятельности и эконо­мическая глобализация оказывают сильное воздействие как на региональные процессы, так и на поведение властей субъектов РФ. И то и другое ставит серьезные проблемы перед Федераль­ным центром в плане управления громадным российским про­странством.

6.1. Глобализация как фактор регионального развития национальной экономики

Глобализация отражает формирование и развитие экономи­ческих, финансовых и информационных систем, охватывающих все мировое пространство. Исследователи выделяют несколько взаимосвязанных причин глобализации: 1. Качественно новое со­стояние экономики, обусловленное ее широкой информатиза­цией, стремительная модернизация всех сфер общественной жиз­ни на основе ускоряющегося технологического обновления; 2. Прогрессирующее абсолютное и относительное понижение ком­муникационных издержек в стоимости финальных продуктов и услуг, охват современными коммуникациями всего мирового про­странства; 3. Либерализация внешнеэкономической сферы, откры­тие национальных рынков капитала, услуг и информации, ослаб­ление протекционизма; 4. Резко возросшая конкуренция между субъектами рынка за обладание нововведениями, их внедрение и широкий выход с новыми продуктами на мировой рынок, конку­ренция между странами, городами и административными района­ми за привлечение инвестиций и новых технологий на свою тер­риторию.85

Глобализация — своего рода инновационный процесс, кото­рому присуща полюсно-диффузная структура. Инновационные импульсы зарождаются в наиболее развитых частях мира, ли­дирующих в освоении новейших технологий, располагающих крупными финансовыми ресурсами и кадрами квалифицирован-


ных топ-менеджеров, и затем распространяются по миру. В ка­честве главных факторов глобализации выступают транснацио­нальные компании, банки, инвестиционные и венчурные фон­ды, штаб-квартиры которых сосредоточены в крупнейших горо-ч дах развитых стран.

Саския Сассен в своей известной книге «Города в мировой экономике» подчеркивает, что с конца 70-х гг. происходит дина-, мичное формирование сети глобальных городов (global cities), иг­рающих ключевую роль в интеграции мировой экономики.86 Именно в мировые метрополии, являющиеся центрами глобаль­ных экономических сетей и имеющие большие конкурентные пре­имущества, поступает преобладающая часть ренты от распростра­нения нововведений. В результате усиливается неравномерность распределения богатства между отдельными социальными груп­пами и частями мира.

Неравномерность усиливается растущей обособленностью фи­нансовых и товарных рынков. Трансграничные потоки капитала устремляются на мировые валютные и фондовые рынки с целью получения спекулятивной прибыли. Прибыль, полученная в ре­зультате эксплуатации природных или трудовых ресурсов в од­них странах (или районах стран), направляется в другие страны (районы), где возможно получение более высокой прибыли.

Росту этой неравномерности противодействуют перераспре­делительные отношения в рамках социальной и региональной политики, проводимой в странах. Таким образом, ослабление роли государства в экономической сфере должно уравновешиваться сохранением или даже укреплением его роли в социальной сфе­ре. Однако даже в богатых странах с устоявшимися демократия­ми достижение такого баланса наталкивается на значительные трудности.

Более острая ситуация наблюдается в странах переходной эко­номики. В глобализационных процессах они играют подчинен­ную роль и выступают в качестве пространства, выплачивающего инновационную ренту. Выравнивающая социальная политика здесь опирается на значительно менее доходные экономики, что усиливает социальные контрасты.

Открытие внешнему миру сделало страны переходной эконо­мики частью единого мирового поля центро-периферийных от­ношений. Это означает, что центро-периферийные отношения на


 


85 Brock Dietmar. Economy and the State in the Era of Globalization. From national Economics towards a Globalized World Economy// Politekonom 1997. № 3-4. — С 27-34.


Sassen Saskia. Cities in a World Economy, Thousand Oaks. — ■ London: New Delhi, Pine Forge Press. — 152 p., here 4.


 




 


уровне мира являются определяющими по отношению к уровню отдельных стран.

Либерализация поставила экономики транзитных стран в ус­ловия жесткой глобальной конкуренции, резко возросшей транс­граничной мобильности национальных финансовых и инноваци­онных ресурсов, активного проникновения в них ТНК. Глобали­зация осуществляется в пользу мирового центра — наиболее раз­витых стран. Для транзитных стран, являющихся частью миро­вой периферии или полупериферии, она оборачивается оттоком в мировой центр части ресурсов развития (кадров высокой квали­фикации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов). Отток ресурсов сокращает возможности государств устранять воз­никающие региональные диспропорции и сглаживать усиливаю­щиеся социальные контрасты. Громадный и устойчивый вывоз капитала в 90-е гг. — наглядное свидетельство потерь, которые несет Россия, включившись в процессы глобализации. В том же направлении действуют «утечка мозгов» и вывоз оригинальных технологий.

Участие в глобальных процессах вместе с тем дает России и другим странам переходной экономики определенный шанс раз­вития через прямые иностранные инвестиции и привлечение но­вых технологий. Однако эти факторы развития весьма неравно­мерно распределяются по территории государств, усиливая имею­щиеся диспропорции.

Глобализация через трансграничное движение факторов про­изводства оказывает воздействие на региональное развитие лю­бой страны. Оно тем сильнее, чем более открыта ее экономика. Другой аспект этой связи обусловлен неравномерным включени­ем национального экономического пространства в мировой обо­рот товаров и финансов, в международный информационный и технологический обмен, о чем говорилось выше.

Воздействие глобализации на региональное развитие страны наиболее ярко проявляется в отрыве Москвы по экономической динамике от остальной России. Высокая столичная централиза­ция включения России в процессы глобализации объясняется ря­дом причин. Москва как столица СССР занимала привилегиро­ванное положение в стране. Ее столичные функции формирова­лись в условиях централизованного управления и монополии го­сударства на большинство видов хозяйственной и общественной деятельности. Это предопределило крайне высокую концентра­цию управленческого персонала, научно-информационного и куль­турного потенциала, функций материально-технического снабже-


ния и торгового обслуживания. Столичное положение обуслови­ло значительно более высокий уровень развития инфраструкту­ры, чем в других регионах страны. Сверхконцентрация в Москве интеллектуального и управленческого потенциала определялась также и ее функциями главного города социалистического мира.

К началу рыночных реформ Москва по условиям жизни на­селения, экономической и культурной деятельности резко пре­восходила любые другие регионы страны. На российском про­странстве она не имела конкурентов для выполнения функций ретранслятора глобализации.

Но в отличие от других глобальных городов Москва не полу­чает глобализационную ренту как глобальные города, так как по своим функциям пока не отвечает критериям глобального горо­да. По Саскии Сассен, глобальный город характеризует концент­рация новейших видов услуг и телекоммуникаций, необходимых для осуществления глобальных экономических операций.87 Рен­та Москвы в отношении российской территории связана с инфор­мационным, кадровым, инфраструктурным потенциалом, а также управленческим статусом, которые обеспечивают включение про­странства страны в мирохозяйственные отношения. В данном случае речь идет о столичной ренте. По нашей оценке, суммар­ный доход физических и юридических лиц в столице от финан­сового и торгового посредничества составляет 8-10 млрд. долл. в год.

Быстрое развитие посреднических функций в столице являет­ся результатом номенклатурной трансформации ее командно-ад­министративных функций при переходе от централизованной к рыночной экономике. Сегодняшний уровень посредничества от­ражает вчерашний уровень централизации управления.

Вопросы для обсуждения

1. Глобализация: понятие, причины, содержание, цели.

2. Воздействие глобализации на региональное развитие страны.

6.2. Современные тенденции регионального развития российской экономики

Межрегиональные различия по характеру и масштабам учас­тия во внешнеэкономических связях не имели большого значе-

87 Sassen Saskia. Cities in a World Economy, Thousand Oaks. — London: New Delhi, Pine Forge Press. — 152 p., here 19.


 





 


ния при государственной монополии на внешние связи и центра­лизации доходов от внешнеэкономической деятельности в союз­ном бюджете. Но в условиях федерализации и рыночных отно­шений объемы внешнеэкономических связей тесно коррелируют с финансовым положением субъектов РФ. Разница между реги­онами по интенсивности внешнеэкономических связей обуслов­ливает неравенство между ними в финансовых ресурсах, которые могут использоваться для потребления и накопления. У регио­нов-экспортеров с большими абсолютными и относительными по­казателями развития внешнеэкономических связей финансовое положение (бюджетная самообеспеченность, доходы предприятий и населения) в среднем значительно прочнее, чем у регионов-интровертов. В 1999 г. 17 крупнейших регионов-экспортеров России обеспечили 2/3 всех налоговых поступлений в бюджет­ную систему страны.

С экспортом, как уже упоминалось выше, тесно связан рост промышленного производства в России. Это значит, что регионы с крупной экспортной базой имеют больший потенциал развития региональной экономики, чем регионы, лишенные такой базы (рис. 10).

Большие межрегиональные различия по характеру и масшта­бам участия во внешнеэкономических связях через финансовый потенциал оказывают большое влияние на региональные процес­сы в стране. Наиболее социально, экономически и политически значимым результатом открытия российской экономики стал рост межрегиональной поляризации. Это одна из закономерностей рыночной трансформации, отражающая появление выигрываю­щих и проигрывающих от реформ территорий. Она обусловлена наличием или отсутствием в региональных экономиках сравни­тельных преимуществ. Поляризацию российских регионов мож­но интерпретировать как сжатие пространства, на котором име­ются благоприятные условия для предпринимательской деятель­ности. Сжатие происходит в основном за счет периферийных районов (подробнее об этом см. в разделе 6.3.).

Открытие российской экономики показало, что по многим со­циально-экономическим показателям Россия является мировой периферией, хотя ее реальный статус выше типичной страны с пе­риферийной экономикой. Смещение России в сторону мировой хо­зяйственной периферии обернулось усилением межрегиональной поляризации. Преобладающая часть российской территории наиболее удаленная периферия европейского ядра. При этом зна­чительная часть страны является «периферией периферии».


В результате системных изменений в стране нарушились ста­рые отношения между центрами и периферией, а новые пока не сложились. Большинство ведущих центров страны находится на начальной стадии реструктуризации экономики, которая проис­ходит в основном за счет своей периферии. Экономическая сла­бость центров не позволяет активизировать хозяйство тяготею­щей к ним территории.

Открытие экономики прямо и косвенно способствовало усиле­нию европейской ориентации региональных связей российской экономики. В целом в рассматриваемый период нарушилась ис­торическая тенденция экономической экспансии на восток. Ос­воение Севера и Востока многие десятилетия шло благодаря гро­мадным финансовым усилиям государства. При ослаблении уси­лий этот процесс пошел вспять. Миграционное возвращение на­селения в европейскую часть и концентрация в ней иностранных инвестиций свидетельствуют о новом этапе регионального разви­тия России.

Основные направления регионального развития все сильнее совпадают с главными векторами внешнеэкономических связей. На Европу приходится около 2/3 внешнеторгового оборота Рос­сии, 60% всех прямых инвестиций, накопленных на конец 1999 г., значительная часть заемных средств. На Западе ряд российских регионов непосредственно граничит с высоко развитыми страна­ми ЕС. Главные направления связей проходят по кратчайшим коридорам: Балтийскому и Белорусскому.

Развитию связей России со странами АТР, несмотря на пред­принимаемые политические усилия, препятствует слабеющий эко- / номический потенциал российского Дальнего Востока. В после­дние годы происходит неуклонное снижение внешнеэкономичес­ких связей со странами СНГ. Это отражается на экономическом положении приграничных с ними регионов России.

За 1992 — 1999 гг. в региональном развитии заметно повыси­лось значение международной инфраструктуры. Прогресс в раз­витии международных пограничных переходов и телекоммуни­кационных систем, меры по повышению транзитного потенциала российских коммуникаций оказывают все более заметное воздей­ствие на экономику российских регионов.

Развитие пограничных переходов и сопутствующей инфра­структуры способствует экономической активизации российско­го приграничья, что не только улучшает условия участия России в мирохозяйственных связях, но и оказывает растущее влияние на формирование новых региональных пропорций российской


 




экономики. Однако это развитие концентрируется лишь на не­скольких небольших участках общего пограничного периметра, находящихся на главных международных коммуникациях: Ле­нинградская область, Краснодарский и Приморский края. Боль­шое значение имеет освоение энергетических ресурсов в пригра­ничных районах, в частности на Сахалине и Ненецком АО. Для экономического подъема приграничных с Китаем регионов в рай­оне Забайкалья важную роль может сыграть реализация круп­ных энергопроектов, а для прикаспийских и причерноморских регионов — освоение нефтегазовых ресурсов Прикаспийского ре­гиона и создание трубопроводной сети, обеспечивающей доставку топлива к черноморским портам России.

Открытие экономики выступило катализатором фрагмента­ции российского пространства. В ее основе лежат как высокие транспортные тарифы, так и экономическая политика, проводи­мая властями субъектов Федерации. Фрагментация проявляется в формировании региональных рынков, различных по уровню цен на потребительские товары, энергоносители, рабочую силу, недви­жимость и т.д. Фрагментации пространства способствует также упоминавшееся выше усиление его регионализации по тяготе­нию к отдельным странам и зонам мира. Россия занимает про­странство между европейским, североамериканским и азиатско-тихоокеанским полюсами мировой экономики. Мощные «сило­вые поля», создаваемые этими полюсами, неизбежно втягивают в орбиту своего влияния прилежащие к ним районы России. Зона раздела влияния ЕС и АТР на российском пространстве прохо­дит по Восточной Сибири. Градиент ее перемещения по российс­кому пространству во многом зависит от динамики основных эко­номических полюсов мира и их активности в тех или иных рос­сийских регионах.

Значительный вклад в фрагментацию пространства вносит политика регионального протекционизма, проводимая властями субъектов РФ. Она проявляется в стремлении контролировать межрегиональное движение денежных потоков, ликвидных това­ров и бюджетообразующие производства (в частности производ­ство алкогольной продукции). В значительной мере региональ­ный протекционизм представляет собой реакцию на отток из ре­гионов финансовых ресурсов по каналам внешнеэкономических связей и деятельность трансрегиональных финансово-промышлен­ных групп.

В основе этой политики лежит децентрализация власти и рас­ширение экономических полномочий субъектов РФ. В политике


региональных властей отражается восприятие местными элита­ми социально-экономической и политической ситуации, их пред­ставления о путях решения проблем на данной территории. В этих представлениях преломляются как структурные особеннос­ти экономики, исторический ход освоения территории, так и мен­талитет населения, уровень образования управляющих кадров.

Мотивация политики региональных властей практически оди­накова. Она обусловлена стремлением обеспечить социальную стабильность и экономический рост. Но решение этих задач осу­ществляется на основе разных подходов, исходя из специфичес­ких условий регионов, что делает политику региональных влас­тей все более индивидуальной.

Это отчетливо проявляется во внешнеэкономической полити­ке субъектов РФ, что подробно рассматривалось в главе 3, и в отношении субъектов Федерации к внешнеэкономической поли­тике, проводимой Федеральным центром. Она также весьма диф­ференцирована. Власти регионов-интровертов, например, в отно­шениях с Федеральным центром настаивают на усилении про­текционизма, государственного контроля внешнеэкономических связей, регулировании цен на энергию и основные материалы, пре­доставлении льготных государственных кредитов, расширении практики госзаказов, увеличении дотаций и субсидий. Регионы-экстраверты, в свою очередь, выступают за сохранение или рас­ширение своих властных полномочий и самостоятельность во внешнеэкономических связях, проэкспортное регулирование транс­портных тарифов, установление более благоприятного валютного курса, смягчение налоговой политики. В этих регионах просле­живается стремление взять под контроль основных производите­лей экспортной продукции.

Приграничные регионы хотели бы иметь больше полномочий в осуществлении приграничной торговли и сотрудничества, в оп­ределении особенностей паспортного режима в отношении нере­зидентов. Они выступают за то, чтобы часть таможенных пошлин и сборов направлялась на развитие приграничной инфраструкту­ры, что вызывает возражение других регионов, расположенных в глубине российской территории.

Для регионов-интровертов типична более консервативная по­литика, основанная на широком вмешательстве в экономичес­кую жизнь. Они пытаются противодействовать оттоку финансо­вых ресурсов, ограничить потенциальную конкуренцию нерези­дентов на региональном рынке, контролировать производство и реализацию наиболее важной для региона продукции. Региональ-


 




ные власти и предпринимательские круги стремятся заменить длинные (с точки зрения транспортных затрат) технологические цепочки на более короткие, повысить долю обработанной продук­ции и тем самым увеличить добавленную стоимость, создавае­мую в регионе. В частности, по оценке В.И. Ишаева и П.А. Мина-кира, к началу реформ у Дальневосточного района 75% всего объе­ма связей приходилось на межрегиональные связи, 5% — на внеш­неторговые и 20% — на внутрирайонные. Сегодня в структуре связей района преобладают внутрирайонные связи — 70%, 15% приходится на внешнеторговые и 10% — на межрегиональные.88 Причем этот процесс наблюдается как на уровне крупных эконо­мических районов, так и отдельных субъектов РФ.

Крайним проявлением протекционистсткой политики явля­ются запреты на вывоз продовольствия и сельскохозяйственного сырья за пределы региона по соображениям защиты рынка, что вступает в противоречие с действующим федеральным законода­тельством.

Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами федеральной и региональной власти избранных, как правило, низ­коэффективных предприятий.89 Поддержка осуществляется в виде налоговых и таможенных льгот, государственных заказов, низких энерготарифов, использования взаимозачетов и бартера. Это по­вышает риск деятельности предприятий, не имеющих такого рода поддержки.

Создание органами власти неравных условий конкуренции имеет социально-бюджетную мотивацию и отчетливо проявляет­ся в политике многих субъектов РФ. В результате создаваемого неравенства у одних (своих предприятий) риски понижаются за счет их роста у других (чужих) предпринимателей. Подобная фрагментация пространства, несколько понижая риски предпри­нимательской деятельности своих предприятий в своем регионе, значительно сильнее повышает их в пределах страны.

Сегодня отчетливо просматривается конкуренция между ре­гионами за получение в том или ином виде сравнительных пре­имуществ. Победа в этой конкурентной борьбе по сути означает перераспределение национального продукта в пользу удачливых регионов.

88 Ишаев В.И., Минакир ПЛ. Дальний Восток России: реальности
и возможности экономического развития. Хабаровск, 1998. — С. 92.

89 8% роста в год. Коммерсантъ// 1999.19.10. — № 191. — С. 8.


Например, деятельность оффшорных зон (Ингушетия, Калмы­кия, Алтай и др.) была связана с введением льготного налогового режима для компаний-нерезидентов. Эти компании в основном занимались ввозом и реализацией импортных товаров по терри­тории России. От них до введения Федеральным центром жест­ких ограничений другие регионы терпели как бы двойной ущерб, выражающийся в недополучении налогов по месту деятельности и продвижении импортных товаров на их рынки с нанесением ущерба для региональных производителей.

Конкуренция типична и в сфере привлечения инвестиций. Она проявляется в принятии соответствующих региональных законо­дательных актов, предоставляющих инвесторам налоговые льго­ты и кредитные гарантии. Можно говорить о своего рода конкур­се региональных инвестиционных законов. К началу 1999 г. 54 субъекта РФ имели такое законодательство. Наиболее либераль­ные законы действуют в Ленинградской, Новгородской и Ярос­лавской областях, Татарстане и Санкт-Петербурге. Налоговые льго­ты, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам, оказывают немалое влияние на исполнение региональных бюд­жетов. Дыры, возникающие в бюджете, региональные власти по­крывают кредитами, что повышает их задолженность и осложня­ет финансовое положение.

Принятие либеральных региональных законов создает опре­деленные преимущества и активизирует процессы структурной трансформации хозяйства: 2-3-летние временные разрывы в ос­воении законодательных инноваций обеспечивают авангардной группе лучший доступ к финансовым ресурсам.

Таким образом, открытие России внешнему миру и ее вклю­чение в процессы глобализации происходило в условиях кар­динального перераспределения власти в системе Федеральный центр — субъекты Федерации в пользу последних. В конкретных российских условиях это обернулось: ростом социально-эконо­мических контрастов между субъектами Федерации, сохраняю­щейся правовой асимметрией в отношениях с Федеральным цен­тром, усилением регионального протекционизма и фрагментаци­ей российского пространства.

Децентрализация власти из средства активизации потенциала развития регионов превратилась в источник конфликтов и про­тиворечий как по вертикали (между Федеральным центром и субъектами РФ, между последними и местным самоуправлени­ем), так и по горизонтали (между субъектами Федерации и мест­ного самоуправления).


и В то же время нельзя не согласиться с немецким исследовате­лем Клаусом Зегберсом, утверждающим, что ослабление центра частично было компенсировано повышением эффективности де­ятельности региональных режимов.90

Современные региональные проблемы страны, острая долго­
вая проблема или необходимость активизации промышленной
политики, требующие централизации финансовых ресурсов, под­
талкивают Федеральный центр к восстановлению властной вер­
тикали и усилению элементов централизации власти. Она осуще­
ствляется по двум основным линиям — консолидации бюджет­
ных ресурсов в Федеральном центре и деятельности представите­
лей Президента РФ в специально созданных 7 федеральных ок­
ругах с широкими контрольными функциями по соблюдению в
регионах федерального законодательства и за деятельностью фе­
деральных органов исполнительной власти в регионах. ■: >.

Вопросы для обсуждения

1. Влияние межрегиональных различий во внешнеэкономичес­ких связях на развитие российской экономики: поляризация, фрагментация, «периферия периферии»..

2. Регионализация политического протекционизма.

3. Особенности регионального экономического развития.

6.3. Инвестиционный климат регионов

Инвестиционный климат регионов — это общие для всех или большинства инвесторов, действующих на той или иной террито­рии, возможности и условия для ведения предпринимательства и достижения его целей.

В настоящее время в многочисленных публикациях об оцен­ках регионального развития в России публикуется немало ин­дексов инвестиционной привлекательности субъектов РФ, их кон­курентных позиций, деловой активности и т.д., на основе кото­рых составляются те или иные рейтинги российских регионов. При этом существенно, что финансово-экономически развитые и наиболее динамически развивающиеся субъекты РФ уже в сере­дине 90-х гг. имели международную оценку своей привлекатель­ности. Присвоение международного рейтинга кредитоспособнос-

90 Зегберс Клаус, " Сшивая лоскутное одеяло... (Шансы и риск гло­бализации в России), Pro et Contra, осень 1999, Проблемы глобализации, М. 1999. — С. 76.


ти позволило ряду регионов РФ получить кредит у зарубежных стран (агентство Standarts £ Pooors) таким, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область.

Представление об инвестиционном климате регионов напря­мую связано с оценкой их инвестиционного потенциала, струк­турная схема оценки представлена в таблице 30. Возможный ва­риант количественной оценки инвестиционного климата россий­ских регионов с точки зрения привлекательности ситуации для предпринимателей может быть получен на основе анализа 10-ти факторов. Для его общего получения необходимо суммировать оценки (рейтинги) по отдельным факторам. В самом простом случае можно посчитать среднее арифметическое значение на­бранных каждым регионом баллов (индексов) по каждому уч­тенному фактору. Понятно, что эта процедура даст весьма услов­ный результат, так как вклад разных факторов в общую оценку неодинаков. Далее представляется целесообразным придать по­лученным баллам определенный вес, но дальнейшее усложнение расчетов невсегда приводит к получению надежной итоговой оцен­ки. Самое ценное, что можно извлечь из рейтингов — это систе­матизированная информация о регионах.

Таблица 30

Инвестиционный потенциал региона

 

Региональные Региональная Региональная
факторы политика ситуация
Общая Налоговая Экономическая
характеристика Бюджетная Социальная
Географическое Ценовая (тарифная) Финансовая
положение Инвестиционная Политическая
Природные условия Институциональная Экологическая
Природные ресурсы Население Хозяйство: Социальная Социальная Напряженность
промышленность    
сельское    
хозяйство    
инвестиционный    
комплекс    
транспорт    
инфраструктура    
Финансово-    
банковская система    

 



14-44)1


Факторы для оценки инвестиционного потенциала /. Природно-ресурсный потенциал. Рассчитывается средний балл каждого субъекта Федерации. При этом, поскольку различ­ные составляющие ресурсного фактора, очевидно, имеют различ­ное значение для предпринимательства, каждому виду ресурсов может быть дан свой «вес» (например: нефть — 0, 2, газ, желез­ная руда, алюминиевое сырье — 0, 15, уголь, агроклиматически






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.