Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В части контроля формирования и деятельности в регионах РФ «групп влияния» иностранных государств.
Фактически сложились зоны экономических интересов тех или иных иностранных государств на территории РФ. В них, по существу, идет формирование «групп влияния» в истэблишментах российских регионов, ориентированных на лоббирование (в том числе, в региональных инвестиционных и нормотворческих процессах) интересов иностранных государств. Такие «группы» уже оказывают влияние как на политику региональных властей, так и на их формирование. В заключение следует отметить, что развитие регионального законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствует о доминирующей роли федеральных законов, в соответствии с которыми регионы конкретизируют собственное законодательство с учетом специфики экономического развития. Вопросы для обсуждения 1. Определить основные направления развития регионального законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. 2. Основные направления и виды законодательных актов субъектов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере. Примеры субъектов Российской Федерации с наиболее развитым региональным законодательством. 3. Законодательные акты субъектов Российской Федерации в международной сфере. Проблемы регламентации на федеральном уровне внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. 3.4. Типы регионов Российской Федерации по проводимой внешнеэкономической политике Типология регионов по проводимой внешнеэкономической политике строится с учетом анализа значительного числа факторов, определяющих характер международных и внешнеэкономических связей. Это такие факторы, как уровень развития регионального законодательства во внешнеэкономической сфере, практика осуществления международных и внешнеэкономических контактов в регионе, сложившиеся объемы и структура внешней торговли региона, уровень экономического развития и социальная ситуация региона, а также наличие определенного диалога региональных властей при формировании отношений с Федеральным Центром. В связи с этими факторами можно выделить несколько групп регионов. Первая группа характеризуется высоким уровнем развития регионального законодательства во внешнеэкономической сфере, иногда опережающим федеральный уровень, широкими и многосторонними контактами в международной и внешнеэкономической сферах как на уровне региональных властей, так и на уровне предприятий субъекта Федерации; значительными объемами и диверсифицированной структурой внешней торговли, а также активной позицией региональных властей при формировании с Федеральным центром, проявившимся, например, в заключении соглашений между центром и регионом во внешнеэкономической сфере. В эту группу входят: республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), г. Москва, Ростовская, Самарская, Новгородская области, г. Санкт-Петербург, Челябинская область, Хабаровский край, Нижегородская область и т.д. Вторая группа регионов характеризуется относительно высоким уровнем развития регионального законодательства, в том числе принятыми программами развития экспорта и импорта, концепциями стимулирования создания и развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств; значительными многосторонними контактами в международной сфере, главным образом, за счет своего приграничного положения; относительно благополучной социально-экономической ситуацией и значительными объемами товарооборота, а также активной позицией региональных властей в формировании отношений с Федеральным центром. Эта группа включает: Калининградскую, Ленинградскую, Архангельскую, Мурманскую, Сахалинскую, Магаданскую, Псковскую области, Приморский край, Республики Карелия и Коми и т.д. Третья группа регионов выделяется относительно низким уровнем развития регионального законодательства, поскольку внешнеэкономическую политику определяют федеральные законы; высоким уровнем социально-экономического развития и значительным внешнеторговым оборотом, особенно в сфере экспорта; стабильной политикой в международной сфере, активной позицией региональных властей в формировании отношений с Федеральным центром. В эту группу входят: Тюменская область, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, Белгородская, Вологодская, Иркутская, Омская, Пермская, Ярославская, Свердловская области. Четвертую группу составляют регионы с низким уровнем развития регионального законодательства в сфере внешнеэкономи- ческих связей, невысоким уровнем международных контактов, средним уровнем социально-экономического развития и низкими экспортными возможностями. Вопросы для обсуждения 1. Определить главные критерии выделения типов регионов по проводимой внешнеэкономической политике. 2. Охарактеризовать типы регионов Российской Федерации по проводимой внешнеэкономической политике. Литература 1. Международные отношения в XXI веке. Глобальное в региональном, региональное в глобальном// Аналитические материалы/ Под ред. А.С. Макарычева. — Нижний Новгород: Нижегород. гос. лингв, ун-т, 2000. 2. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ// МИД РФ. — М. — 1999. 3. Внешнеэкономическая деятельность регионов: роль в федерализации России// Материалы научного семинара «Перспективы федерализма в России: теоретические и практические аспекты». — Казань, 1999. <: Л; Л " Л Ш ГЛАВА 4 •.•■ ■ —v.*, -
|