Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В части контроля формирования и деятельности в реги­онах РФ «групп влияния» иностранных государств.






Фактически сложились зоны экономических интересов тех или иных иностранных государств на территории РФ. В них, по суще­ству, идет формирование «групп влияния» в истэблишментах рос­сийских регионов, ориентированных на лоббирование (в том чис­ле, в региональных инвестиционных и нормотворческих процес­сах) интересов иностранных государств. Такие «группы» уже ока­зывают влияние как на политику региональных властей, так и на их формирование.

В заключение следует отметить, что развитие регионального законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствует о доминирующей роли федеральных законов, в соответствии с которыми регионы конкретизируют собственное законодательство с учетом специфики экономического развития.

Вопросы для обсуждения

1. Определить основные направления развития регионального законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Основные направления и виды законодательных актов субъек­тов Российской Федерации во внешнеэкономической сфере. Примеры субъектов Российской Федерации с наиболее разви­тым региональным законодательством.

3. Законодательные акты субъектов Российской Федерации в международной сфере. Проблемы регламентации на федераль­ном уровне внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.

3.4. Типы регионов Российской Федерации по проводимой внешнеэкономической политике

Типология регионов по проводимой внешнеэкономической политике строится с учетом анализа значительного числа факто­ров, определяющих характер международных и внешнеэкономи­ческих связей. Это такие факторы, как уровень развития регио­нального законодательства во внешнеэкономической сфере, прак­тика осуществления международных и внешнеэкономических контактов в регионе, сложившиеся объемы и структура внешней торговли региона, уровень экономического развития и социальная ситуация региона, а также наличие определенного диалога реги­ональных властей при формировании отношений с Федеральным Центром.


В связи с этими факторами можно выделить несколько групп регионов. Первая группа характеризуется высоким уровнем раз­вития регионального законодательства во внешнеэкономической сфере, иногда опережающим федеральный уровень, широкими и многосторонними контактами в международной и внешнеэконо­мической сферах как на уровне региональных властей, так и на уровне предприятий субъекта Федерации; значительными объе­мами и диверсифицированной структурой внешней торговли, а также активной позицией региональных властей при формиро­вании с Федеральным центром, проявившимся, например, в зак­лючении соглашений между центром и регионом во внешнеэко­номической сфере. В эту группу входят: республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), г. Москва, Ростовская, Самарс­кая, Новгородская области, г. Санкт-Петербург, Челябинская об­ласть, Хабаровский край, Нижегородская область и т.д.

Вторая группа регионов характеризуется относительно высо­ким уровнем развития регионального законодательства, в том числе принятыми программами развития экспорта и импорта, концепциями стимулирования создания и развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств; значитель­ными многосторонними контактами в международной сфере, глав­ным образом, за счет своего приграничного положения; относи­тельно благополучной социально-экономической ситуацией и зна­чительными объемами товарооборота, а также активной позици­ей региональных властей в формировании отношений с Федераль­ным центром. Эта группа включает: Калининградскую, Ленин­градскую, Архангельскую, Мурманскую, Сахалинскую, Магадан­скую, Псковскую области, Приморский край, Республики Каре­лия и Коми и т.д.

Третья группа регионов выделяется относительно низким уров­нем развития регионального законодательства, поскольку внеш­неэкономическую политику определяют федеральные законы; высоким уровнем социально-экономического развития и значи­тельным внешнеторговым оборотом, особенно в сфере экспорта; стабильной политикой в международной сфере, активной пози­цией региональных властей в формировании отношений с Феде­ральным центром. В эту группу входят: Тюменская область, Хан­ты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные окру­га, Белгородская, Вологодская, Иркутская, Омская, Пермская, Ярославская, Свердловская области.

Четвертую группу составляют регионы с низким уровнем раз­вития регионального законодательства в сфере внешнеэкономи-


ческих связей, невысоким уровнем международных контактов, средним уровнем социально-экономического развития и низки­ми экспортными возможностями.

Вопросы для обсуждения

1. Определить главные критерии выделения типов регионов по проводимой внешнеэкономической политике.

2. Охарактеризовать типы регионов Российской Федерации по проводимой внешнеэкономической политике.

Литература

1. Международные отношения в XXI веке. Глобальное в регио­нальном, региональное в глобальном// Аналитические материалы/ Под ред. А.С. Макарычева. — Нижний Новгород: Нижегород. гос. лингв, ун-т, 2000.

2. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ// МИД РФ. — М. — 1999.

3. Внешнеэкономическая деятельность регионов: роль в федера­лизации России// Материалы научного семинара «Перспективы фе­дерализма в России: теоретические и практические аспекты». — Ка­зань, 1999.

<: Л; Л " Л



Ш


ГЛАВА 4 •.•■ ■ —v.*, -






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.