Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность региональногозаконодательства во внешнеэкономической сфере






 

 

Субъекты Российской Федерации Числозаконов о внешнеэкономи­ческой деятельности в субъекте Российской Федерации Темпы роста (спада) внешне­торгового оборота регионов России за 1997- 2000 гг.
        Всего в%, к 1997 в %, к 1998 в%, к 1999
Респ. Татарстан           65, 8 108, 5 161, 1
Нижегородская обл.           76, 3 83, 3 113, 5
Калининградская обл.           92, 8 73, 5 130, 4
Хабаровский край           139, 0 58, 9 180, 6
Свердловская обл.           87, 7 88, 8 108, 2
Республика Саха (Якутия)           182, 5 129, 5 71, 4
Пермская обл.           84, 8 103, 6 127, 3
г. Санкт-Петербург           92, 3 87, 3 113, 3
Приморский край           75, 7 75, 7 117, 1
Новосибирская обл.           77, 7 89, 4 131, 2
Иркутская обл.           95, 5 97, 9 120, 0
Астраханская обл.           91, 3 135, 7 74, 4
Воронежская обл.           82, 9 107, 0 104, 3
Краснодарский край           118, 6 97, 9 143, 9
Ростовская обл.           96, 4 76, 5 128, 9
Ленинградская обл.           96, 5 83, 8 155, 4
Тюменская обл.           71, 7 115, 0 150, 7
Самарская обл.           69, 4 103, 7 155, 6
Московская обл.           77, 2 99, 3 135, 6
Вологодская обл.           102, 3 73, 4 113, 2
Белгородская обл.           106, 1 81, 9 130, 1
Российская Федерация           82, 3 89, 5 126, 2

Источник: Материалы ГТК о внешней торговле регионов РФ, 1997 - 2000 гг.

ятий (Нижегородская, Новосибирская, Тюменская области, Респуб­лика Татарстан);

- поручительства администраций регионов на получение ссуд из федерального бюджета, предоставляемых для реализации вы­сокоэффективных контрактов на производство и поставку про­дукции на экспорт (Пермская, Тюменская, Астраханская области, Республика Татарстан);

7-4411


- работа по защите внутреннего рынка и поддержке респуб­ликанских товаропроизводителей (Республика Татарстан);

- льготные сроки предоставления инвестиционного налогово­го кредита (Пермская, Воронежская, Астраханская области, Рес­публика Татарстан);

- установление статуса инвестиционного проекта, поддержан­ного региональной администрацией (Краснодарский край, Респуб­лика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Тюменская, Астраханская области);

- введение системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров (Иркутская, Астраханская обла­сти, Краснодарский край);

- предоставление налоговых льгот в швейной отрасли (Крас­нодарский край), в машиностроении и металлообработке, черной металлургии, радиоэлектронике, химической и легкой промыш­ленности (Нижегородская область);

- паспортизация хозяйствующих субъектов, направленная на поиск потенциальных иностранных партнеров субъектов, повы­шение экспортно-импортного потенциала (Самарская область);

- участие в международных выставках (Республика Татарстан);

- создание системы производственной субконтрактации (Рес­публика Татарстан);

- создание представительств региона за рубежом для участия в реализации и расширении рынков сбыта экспортно-ориентиро­ванной продукции (Республика Саха (Якутия), Республика Та­тарстан, Хабаровский край);

- введение статистической отчетности по экспортной продук­ции (большинство регионов).

Третье направление — закрепление на региональном законо­дательном уровне определенных мер поддержки для конкрет­ных участников внешнеэкономической деятельности (табли­ца 15).

Высокая внешнеторговая активность отдельных предприятий, организаций или учреждений достаточно тесно коррелирует с объемом внешней торговли субъектов Российской Федерации. Чем больше торговых соглашений заключено в регионе, тем выше его доходы от внешней торговли. В таблице 15 приведены веду­щие регионы по эффективности внешнеторговых операций на примере торговли технологиями с зарубежными странами. Глав­ными лидерами стали Астраханская и Белгородская области. Свыше четверти их товарооборота реализуется в результате тор­говли технологиями..„,.


Таблица 15
Торговля технологиями с зарубежными странами в 1999 г. ' '*

 

Регионы России Число соглашений в сфере экспорта и импорта в регионе Общий объем инвестиций в соответствии с соглашениями, тыс. долл. Объем экспорта, млн. долл. Объем импорта, млн. долл. Внешне­торговый оборот, млн. долл. Доля поступлений по экспортно-импортным соглашениям в общем объеме внешней торговли региона, в % в 1999 г.
Российская Федерация       26891, 5 94710, 5
Астраханская область     237, 8 120, 8 358, 6 43, 0
Белгородская область     370, 7   862, 7 23, 2
Республика Саха (Якутия)           10, 6
Челябинская область     1453, 9 394, 5 1848, 4 4, 1
Сахалинская область     222, 6 158, 8 381, 4 3, 2
Республика Татарстан     1519, 4 289, 5 1808, 9 , 2, 5
Воронежская область       164, 9 335, 9 2, 4
Калужская область       135, 6 199, 6 2, 2
Ярославская область     352, 2 199, 6 551, 8 1, 9
Тюменская область     10142, 4 554, 9 10697, 3 1, 8
Новосибирская область     309, 5 232, 8 542, 3 1, 7

Продолжение таблицы 15

 

Саратовская область     215, 5 207, 1 422, 6 1, 6
Ленинградская область     1115, 8 374, 3 1490, 1 1, 5
Чувашская Республика     59, 5 34, 7 94, 2 1, 1
Мурманская область     601, 9 254, 7 856, 6 1, 1
Республика Коми     696, 5 104, 8 801, 3 1, 0
Краснодарский край       586, 5 1109, 5 0, 9
Томская область     632, 1 81, 3 713, 4 0, 8
Ставропольский край     190, 3 87, 2 277, 5 0, 8
Тульская область     476, 3 134, 8 611, 1 0, 7
Республика Тува     3, 8 17, 8 21, 6 0, 7
Московская область     1761, 1 1376, 9   0, 6
Новгородская область     261, 2 112, 2 373, 4 0, 5
Кировская область     272, 7 30, 7 303, 4 0, 5
г. Санкт-Петербург     2134, 5 2420, 6 4555, 1 0, 5

Источник: Статистический сборник «Регионы России» 2000 г. Госкомстат России. — М., 2001.


Чем выше уровень развития регионального законодательства, больше и разнообразнее законы в сфере внешнеэкономических связей, тем более эффективна внешнеторговая деятельность в регионах, более диверсифицирована структура внешнеэкономи­ческой деятельности субъектов Российской Федерации. Лидера­ми среди регионов являются Самарская, Нижегородская облас­ти, Республика Татарстан.

Помимо разработки регионального законодательства во внеш­неэкономической сфере, субъекты Российской Федерации заклю­чают соглашения в международной сфере. Это происходит несмотря на все дискуссии вокруг полномочий субъектов Российской Федера­ции в договорной области и статуса самих международных соглашений, заключаемых субъектами. Так, Республика Татарстан заключила более 50 договоров и соглашений о торгово-экономическом, на­учно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе с членами Евросоюза: Германией, Фран­цией, Нидерландами, а также с правительством земли Нижняя Саксония, автономным округом Мадрида51. Республике Татарстан принадлежит пальма первенства и в подписании (с согласия Мос­квы) прямого договора с иностранной державой: в июне 1995 г. соответствующее соглашение было заключено между Казанью и Анкарой. Всего же ко второй половине 1990-х гг. были подписа­ны более 300 различных международных соглашений, большая часть которых была подготовлена при помощи МИД РФ52.

Однако некоторые соглашения были подготовлены без учас­тия МИД и вызвали серьезное недовольство с его стороны. Так, МИД России выразил сожаление по поводу договора между Ка­бардино-Балкарией и Абхазией, формально являющейся частью Грузии53. Торговый договор между Калининградской областью и Литвой был даже аннулирован федеральными властями в 1995 г. как противоречащий российскому законодательству54. Несмотря

51 Курдюков Г. Аналитический обзор закона Республики Татарстан
«О международных договорах Республики Татарстан». — С. 14-15; Му-
хаметшин Ф.
Казань за реальный федерализм// Независимая газета,
2000.15.02. — С. 4.

52 Matvienko V. The Center and the Regions in Foreign Policy//
International Affairs (Moscow). — 4. — P. 91-92.

53 Макарычев А.С., Макарычева М.Г. Международная деятельность
российских регионов: причины, возможности, препятствия. — С. 159.

54 Joenniemi P. Kaliningrad: a region in search for a past and a future.
Background paper prepared for the Inicrnalional Colloquium Kaliningrad.
Future prospects of the region. Ostsee-Akademie. Travemunde. 3-5
November, 1996. — P. 19. «, ■


на эти коллизии, развитие договорных связей с иностранными парт­нерами явилось весьма эффективным инструментом в руках ре­гионов для укрепления их авторитета на международной арене. Регионы участвуют в международной деятельности не только в индивидуальном порядке, но и коллективно — через межреги­ональные ассоциации. Например, в феврале 2000 г. участники заседания Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), куда входят руководители 19 субъектов РФ, наряду с вопросами внутренней политики обсуждали и международные воп­росы: укрепление границ между Россией и Монголией и строи­тельство автодороги в Китае55. Участники МАСС активно под­держивают планы дальнейшей интеграции с Белоруссией. На их долю приходится 20% товарооборота России с Беларусью. МАСС создал Сибирское молодежное движение за «Союз России и Бело­руссии»58.

Как известно, эффективность международных связей субъек­тов федеративного государства повышается, если они имеют свои представительства в зарубежных странах, а последние открывают свои представительства в регионах. Это также немаловажно и с точки зрения престижа. По этим причинам многие субъекты Российской Федерации стремились иметь свои представительства за рубежом, а иностранные — на своей территории. Правда, очень скоро выяснилось, что далеко не все регионы имеют для этого финансовые и кадровые возможности. Ведь в соответствии с фе­деральным законодательством, эти представительства должны содержаться за счет бюджета самих регионов. Со временем субъек­ты Федерации стали проводить более прагматичную и соответ­ствующую их возможностям политику в этом вопросе. Так, на­пример, Республика Татарстан имеет 16 полномочных и торговых представительств за рубежом57. Нижегородская же область мо­жет позволить себе иметь только одно представительство — в Северной Рейн-Вестфалии. В 1994 г. на основании распоряжения Президента Российской Федерации в Казани было открыто Гене­ральное Консульство Турецкой Республики58.

Регионы стремятся развивать связи не только с отдельными

55 Пронин Ю. Сибиряки присягают на верность Путину// Незави­
симая
газета. 2000.18.02. — С. 3.

56 Нечипуренко В. Сибирское соглашение с Белоруссией// Россий­
ская
газета. 1999.16.10. — С. 4.

57 Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм. — С. 4.

58 Князъкин С. Анализ проекта закона Республики Татарстан
«О международных договорах Республики Татарстан». — С. 8.'> '


странами, но и с международными организациями. Например, республика Татарстан активно сотрудничает с ЮНЕСКО, ЮНИ-ДО, Конгрессом местных и региональных органов власти Евро­пы, Советом Европы, является членом Ассамблеи регионов Евро­пы59. Субъекты Российской Федерации представлены или актив­но участвуют в работе таких региональных организаций, как Совет Баренцева моря и Евроарктического региона, Арктический Со­вет, Совет государств Балтийского моря, Черноморский совет эко­номического сотрудничества. С вхождением России в Азиатско-тихоокеанский экономический совет в ноябре 1998 г. открылись новые возможности для российского Дальнего Востока.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международно-правовые акты служат важным правовым ис­точником для внешней деятельности субъектов Российской Фе­дерации. Официальная ратификация таких актов (одобрение, при­соединение) служит согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российс­кой Федерации легальным способом включения в правовую сис­тему нашей страны в качестве ее составной части. Международ­ные нормы надлежит правильно освоить и использовать, особен­но те, которые содержат базовые принципы развития государствен­ных институтов.

Речь идет прежде всего о принципе субсидиарности, означаю­щем взаимодополнение действий властей всех уровней, начиная с нижнего. В Совете Европы в течение ряда лет готовилась Хартия региональной автономии, рассчитанная на сближение регионов и введение общих (согласованных) гарантий их самостоятельнос­ти. Но вопрос не получил окончательного разрешения.

В последние годы формируются «еврорегионы» для создания единой сети образования, информации, развития транспортных связей, инфраструктуры, занятости населения, охраны природы, принятия коллективных мер безопасности. У них специфичес­кий режим. Российские регионы пока в нем не участвуют.

Успешно реализуется Европейская хартия местного самоуп­равления. Она содержит немало положений, воспринятых в рос­сийском законодательстве. Тем не менее предстоит затратить немалые усилия для обеспечения устойчивого развития местного самоуправления в нашей стране и в части финансово-экономи­ческой самостоятельности путем упорядочения отношений с го­сударственными органами и стимулирования участия населения в принятии локальных решений.

Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм. — С. 4.


Таким образом, правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации служит важным фактором участия нашей страны в делах миро­вого сообщества.

В целом, развитие международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ соответствует мировой практике развития отношений между субъектами федераций и/или административ­но-территориальными единицами различных государств и реали­зует конституционное полномочие субъектов Российской Феде­рации, направленное на решение насущных социально-экономи­ческих проблем российских регионов и, в первую очередь, на при­влечение в регионы иностранных инвестиций и современных тех­нологий, на расширение рынков сбыта российской продукции.

Однако некоторые моменты сложившейся практики между­народных контактов субъектов Российской Федерации таят в себе потенциальные опасности, как, например:

- обеспечение иностранными государствами своих интересов в РФ в обход федеральных властей и вопреки их позиции;

- корректировка иностранными государствами в своих инте­ресах как внешней, так и внутренней политики российского Фе­дерального центра, в том числе путем организации целенаправ­ленного давления на него со стороны субъектов РФ;

- укрепление потенциального политического и экономичес­кого базиса сепаратизма, «самостоятельности» субъектов Россий­ской Федерации.

Таким образом, актуальной остается задача регламентации на федеральном уровне внешнеэкономической деятельности субъектов РФ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.