Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утренние беседы






 

Чистое знание не передается другими:

оно приходит непрошено.

Это то самое, что слушает:

это твоя собственная истинная природа».

Нисаргадатта Махарадж

 

«Я показываю истину живым существам —

и они перестают быть живыми существами».

Дуншань

 

Люди съезжаются со всех концов света, чтобы при­сутствовать на утренних беседах в этой гостиной в Бом­бее, некоторые из них ищут годами и успели побывать у мастеров дзэн, гуру и учителей всех пошибов. Они про­слышали об этом учителе «чистой адвайты» и приехали, возможно, с определенными ожиданиями или, по край­ней мере, с надеждой наконец-то услышать то, что хотят услышать, подлинное учение, которое уберет завесу с Окончательного Понимания, Окончательной Истины, Самореализации, Полного Пробуждения.

То, что они получают, это маленького человечка, си­дящего в углу, без конца, ad nauseam[3], говорящего о том, являетесь ли вы или нет «деятелями» того, что вы счи­таете своими действиями. Большинство из приходящих не остаются надолго. После нескольких бесед они уез­жают — кто домой, кто дальше, к другому учителю, который будет толковать о «более важных» вещах. Эта идея «деятельства» слишком мирская, слишком простая, ка­жется столь вторичной, столь не относящейся к делу.

Конечно, не поймите неверно: с точки зрения то­тального Понимания учение о том, являетесь ли вы деятелем, и вправду излишне; такого вопроса даже не возникает. С Пониманием приходит естественное и спонтанное осознание того, что никого нет, никакого индивидуума, который бы мог или не мог быть деяте­лем. Так что вопрос этот спорный. То, чем вы себя пола­гаете, весь набор, состоящий из тела, ума, личности, эго, чувства индивидуальности, личной истории, — ни­чего из этого не существует как такового, не является чем-то большим, нежели идеей, выдумкой, концепцией в Сознании. Спор на предмет того, можешь л и «ты» счи­таться деятелем или нет, подобен, по словам Вэй У Вэя, спору о том, можно ли считать птицу в пустой клетке пойманной. Клетка пуста! Никого нет дома!

С недавних пор на утренние беседы приходит музы­кант, который по окончании бесед играет для присутст­вующих на традиционной индийской флейте. Флейта не знает музыки: она не отличит «соль» от «си-бемоль»; она понятия не имеет о темпе или эмфазе и не может сыг­рать сама на себе: это всего лишь полая бамбуковая пал­ка с проделанными в ней дырками! Это музыкант, кто обладает знаниями, умением и сноровкой, чье намере­ние и дыхание позволяют выдувать звуки из инструмен­та и чьи пальцы так умело обращаются с отверстиями, что изливается прекрасная музыка. Когда музыка зати­хает, никто не благодарит за нее деревянную палку: это музыканту аплодируют и выражают признательность за прекрасный музыкальный подарок.

Именно так обстоит дело и с тем, о чем мы думаем как о самих «себе». Мы инструменты, полые палки, сквозь которые струится поток Дыхания, Духа, Энер­гии, поток, который есть Присутствие, Все, Что Есть, Сознание. Подобно тому как сама флейта не производит ноты, а Музыкант извлекает их из инструмента, точно так же дыхание, которое есть Присутствие, дает жизнь этому уму и телу и выходит через рот, создавая види­мость того, что этот рот произносит слова.

Сущностное заблуждение, сущностное незнание за­ключается в неосознанной узурпации роли Музыканта инструментом. Эта инверсия истины осознается спон­танно, когда происходит Постижение. Становится ясным, что индивидуума нет, что «никого нет дома», ни­какой сущности, которая могла бы быть или не быть де­ятелем, поскольку пробуждение есть простое Постиже­ние, что пробуждаться некому.

Однако: Реализация случается спонтанно, когда про­исходит Постижение. С точки зрения искателя, попасть туда отсюда невозможно. Поскольку «тебя» не сущест­вует, то не может быть и речи о «попадании», как и не су­ществует «туда» для этой цели. Интеллектуальное пони­мание того, что никакой индивидуальной сущности быть не может, не окажет ни малейшей помощи средне­статистическому искателю, поскольку в его или ее соб­ственной повседневной жизни глубоко укоренившаяся вера в личное «я» и личное «деятельство» остается не­зыблемой. А с ней за компанию — убогая гордыня и спесь, стыд и чувство вины, страх, ненависть и злоба: все то, что возникает в результате веры в существование кого-то, кто способен на какую-то деятельность.

Все попытки решить для себя сию дилемму только укрепляют чувство индивидуального «я» того, кто якобы совершает такие попытки. И нет никакого выхода из этого затруднения, этого парадокса, потому как тот, кто считает, что он или она находится в парадоксальном за­труднении, — галлюцинация, сгенерированная умом фантазия, птица в пустой клетке. Вы можете до конца своих дней продолжать делать то, что вы делали: посе­щать беседы, семинары и ритриты самых просветленных учителей, и выслушивать замечательные вещи о Про­светлении, Полной Реализации и Сат-Чит-Ананде, и переживать потрясающий духовный опыт невероятной красоты, но когда вы откроете глаза, перед вами встанет все тот же вопрос, все с тем же страстным желанием найти на него ответ, потому что по-прежнему остаетесь «вы».

И поэтому Сознание поддерживает жизнь этого хит­роумного маленького учения о «деятельстве», идущего через непритязательного маленького индуса, сидящего в квартире в Бомбее. Да, вероятно, поверхностному взгляду оно кажется незначительным в сравнении с дру­гими вещами, о которых вам, возможно, доводилось слышать. Может даже показаться, что на нем трудно со­средоточиться, когда, несомненно, «Оно» должно бы быть чем-то большим, нежели этим; несомненно, еще есть, что искать. Все так: само по себе учение не являет­ся центром. Но это путь в центр. И если вы сможете до­пустить это, исследуя его, как советуют, с неослабным вниманием, оставаясь предельно открытыми, дабы ух­ватить суть, то может произойти нечто поистине пора­зительное.

Ибо это учение, выглядящее относительно несущест­венным, сколь бы скромным оно ни было, может стать тем маленьким ключом, который, оказавшись в замке и повернувшись, распахнет огромные врата. «Я не деятель какого-либо действия»: важность этих слов не в том, что они содержат в себе некую грандиозную или тотальную реализацию. Важность в том, куда они приведут. Если вы действительно поймете их, действительно поймете, что понимать некому, это будет подобно введению компь­ютерного кода, который подвергнет переписыванию всю операционную систему. Станет причиной каскад­ного сбоя всех систем, которые вы считаете «собой». Приведет в действие процессы самоотдавания и пони­мания, чего никогда не случилось бы с «вами» в противном случае, что и есть Совершенное Постижение про­буждения: знание, что того, кто понял, пробудился или познал, на самом деле не существует. Есть только По­кой, приходящий с пониманием, дыхание Присутствия, проходящее через полую палку.

И та музыка, тем самым возникающая, предстающая в виде каждодневных мыслей, слов, «ваших» или «чу­жих» действий, есть не что иное, как Присутствие, играющее на этих инструментах, поистине наивысший дар, превыше красоты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.