Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные психологические понятия по теме






Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом.

Основные психологические понятия по теме

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.

Асихронии – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.

Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.

Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.

Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.

 

План:

1. Современные критерии психологического здоровья личности.

2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)

3. Сущность феномена нарушенного развития.

4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.

5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)

6. Причины отклонений в развитии.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём состоит практическое значение различных норм развития.

2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.

3. Развитие понятия «недоразвитие» и «задержанное развитие».

4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.

5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии

6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

9. Чем определяются возможности создания новых классификаций?

Литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  1. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..
  2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253, 282-286, 302-308.
  3. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151
  4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.

7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123

Дополнительная литература

Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2. С.21-25.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.