Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспортная инфраструктура






Через территорию СКФО проходят магистральные транзитные нефтепроводы «Каспийского Трубопроводного Консорциума» («КТК») и «Баку-Махачкала-Новороссийск», обеспечивающие поставки нефтяного сырья стран каспийского региона и России на внешние рынки через акваторию Черного моря.

По нефтепроводу «КТК» осуществляются транспортировка казахстанской и российской нефти, трубопровод «Баку-Махачкала-Новороссийск» обеспечивает транзит азербайджанской нефти, а также нефти Казахстана, доставляемой танкерами на морской нефтяной терминал (МНТ) порта Махачкалы.

40. Топливно – энергетический комплекс стран Закавказья. (Терскова)

Азербайджан:

В структуре производства первичной энергии в Азербайджане большую часть занимают нефть и жидкие нефтепродукты (76, 2% или 50, 9 мил. т.)

Природный газ занимает 22, 6% (15, 1 мил. т); 1, 2% первичной энергии производится на ГЭС (0, 8 мил. т)

В структуре потребления первичной энергии в Азербайджане, напротив, первое место занимает природный газ (59% или 5, 9 мил. т). Нефть и жидкие нефтепродукты идут на втором месте (33% или 3, 2 мил. т).

Запасы природного газа в стране составляют 1, 3 трлм. куб. м. Объем добычи природного газа сост. 15, 1 млрд куб м, из них на экспорт поставлено 6, 45 млрд куб м. Внутреннее потребление газа превысило 5, 9 млрд куб м.

Основные положения энергетической политики:

- удовлетворение потребностей экономики страны и населения в энергоресурсов.

- обеспечение государственных интересов и контроль над неэффективным энергопотреблением.

- действия по поддержанию международного сотрудничества в энергетике и привлечению международных инвестиций в сектор.

Армения:

Добыча углеводородных ресурсов в Армении отсутствует, их потребление обеспечивается за счет импорта. Собственное производство базируется на атомной и гидравлической энергетике, обеспечивая менее 1/3 потребностей страны.

В структуре потребления первичной энергии на газ приходится более 54% всей потребляемой энергии в стране, на втором месте энергия АЭС (25% вырабатываемых всего за счет одного реактора), 14% - нефть и нефтепродукты, и еще 7% - гидроэнергия. Объем потребления первичной энергии составляет 2, 6 млн т.

Обеспечение энергобезопасности и снижение энергетической зависимости от внешних источников являются основными составляющими национальной энергетической политики.

Основные положения энергетической политики:

- создание благоприятного инвестиционного климата в энергетике.

- активизация деятельности по регулированию.

- отделение сферы бизнеса от государственного управления и регулирования.

- привлечение инвестиций.

- продвижение новых высокоэффективных и энергосберегающих технологий.

Грузия:

Грузия удовлетворяет около 100 % своих потребностей в нефтепродуктах за счет импорта. На 80-90 % импорт нефтепродуктов покрывается поставками из Азербайджана.

Потребление природного газа в Грузии в 2007 году сократилось на 100 млн м3, или на 5, 5 % по сравнению с 2006 годом и составило около 1, 7 млрд м3. Россия поставила 66 % от этого объёма (1, 15 млрд м3) по цене 235 долл. США за 1 тыс. кубометров. В 2007 году около 550 млн м3 газа поступило в Грузию из Азербайджана. Из этого объема 268, 9 млн м3 газа по цене 120 долл. США за 1 тыс. м3 Грузия закупала у азербайджанских компаний. Остальной объём поступил по газопроводу «Баку-Тбилиси-Эрзерум» в рамках предоставленной стране квоте в проекте «Шах-Дениз» по льготной цене 63 долл. США за 1 тыс. м3.

Основой электроэнергетики Грузии являются три тепловые и шесть гидравлических электростанций. Свыше 80 % электроэнергии в Грузии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Энергосистемы Грузии и Азербайджана работают в параллельном режиме.

Собственная электроэнергетическая база Грузии (Тбилисская ГРЭС, гидроэлектростанции на реках Ингури, Риони, Храми, Абаша и других) полностью покрывает потребности страны в электроэнергии. В 2007 году производство электроэнергии составило 8, 34 млрд кВт*ч, а потребление 8, 15 млрд кВт*ч.

Крупнейший гидроэнергетический комплекс расположен на реке Ингури, в каскад входит крупнейшая на Кавказе Ингурская ГЭС мощностью 1300 МВт и каскад Перепадных ГЭС мощностью 340 МВт, кроме того в советское время было начато строительство Худонской ГЭС мощностью 700 МВт. Эксплуатация Ингурской ГЭС сопряжена с определенными трудностями в силу того, что часть комплекса находится под контролем Абхазии с начала 1990-х.

На реке Риони построены Варцихский каскад из четырёх ГЭС (178 МВт), Ладжанурская ГЭС (112 МВт), Гуматские ГЭС (66, 5 МВт) и Риони ГЭС (48 МВт), с советского времени существует проект Намахвани ГЭС (480 МВт). На реке Арагви построена Жинвальская ГЭС (130 МВт), на реке Храми Храмская-1 (113 МВт) и Храмская-2 ГЭС (110 МВт), на реке Ткибули Ткибули ГЭС (80 МВт).

Абхазия:

По предварительным данным, запасы нефти на шельфе Абхазии составляют от 300 до 500 миллионов тонн. Большая часть нефтяных запасов залегает на расстоянии в 10 километров от береговой линии. Имеются небольшие месторождения газа.

В Абхазии отсутствуют предприятия нефтепереработки. Нефтепродукты в Абхазию поступают из России, а также из Турции, Болгарии и Румынии.

Электроэнергетика:

Основными генерирующими мощностями являются головная Ингурская ГЭС и Перепадная ГЭС-1 на реке Ингур. Большая часть электроэнергии поступает с ИнгурГЭС, при этом 60 % идет в Грузию, 40 % в Абхазию из них около 20 % идет в Краснодарский край. Электрическая сеть Абхазии стыкуется с грузинской электросетью «Грузэнерго». Сотрудничество обусловлено тем, что плотина ГЭС находится в Грузии, а подземная электростанция и 4 Перепадные ГЭС (на реке Эрисцкали и Гальском водохранилище, куда вода идет по туннелю) — в Абхазии. Мощность — 1370 МВт, выработка около 3, 2 млрд кВт·ч (потенциал до 4, 5 млрд кВт·ч в год). В довоенный период работали также Ткварчельская ТЭС, Сухумская ГЭС и 21 малая ГЭС. Практически все они в настоящий момент разрушены и не действуют.

 

41. Топливно-энергетический потенциал Ирана (Черевков)

Треть добавленной стоимости, создающейся в ИРИ, приходится на нефтепродукты и нефть. Экспорт углеводородов является основой экономики Ирана. Основой ТЭК является добыча и переработка нефти, природного газа, а так же их реализация. Нефтяной сектор дает до трети объема ВВП, экспорт нефти обеспечивает до 75% экспортных доходов страны. По запасам природного газа и нефти страна входит в тройку мировых лидеров., по их добыче – занимает четвертое место. Помимо этого, в стране добывается уголь, уран, с 2011 года работает первая АЭС. Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Пресидского залива и на северо-востоке страны.

К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005 Иран поставлял ежегодно 7 млрд кубометров газа в Турцию. В настоящее время ведётся строительство газопровода от месторождения Южный Фарс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе. Обсуждает строительство газопровода Иран — Пакистан — Индия. В 2005 был открыт газопровод Иран - Армения.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT, в том числе IGAT-1 мощностью 9, 6 млрд кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан, и IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с Исламской революцией в 1979. Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов). Иран добывает 4, 2 млн баррелей в сутки, из них экспортируется около 2, 7 млн баррелей. Иран являлся четвёртым экспортёром нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC - National Iranian Oil Company). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а такжебелорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй до 2010 мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт. Программа предусматривает развитие гидроэлектроэнергетики и ядерной энергетики.

 

42. Топливно-энергетический комплекс ЧКР: потенциал, общая характеристика, страновые и региональные особенности развития. (Черевков)

ЧКР – регион с достаточно развитым топливно-энергетическим комплексом, многочисленными месторождениями ископаемых топливного характера. Наибольшие скопления нефтяных месторождений находятся на Каспии, а так же в районе Персидского залива. Каждая страна отводит свое место в экономике ТЭК, однако, стоит заметить, что степень развитости соответствующей инфраструктуры в регионе высока, хотя и изношена в отдельных местах. Основными странами-экспортерами углеводородов в регионе являются Иран, Азербайджан и Россия. Свои месторождения имеют Грузия и Турция, однако их роль в экономике незначительна. В регионе реализуются масштабные транспортные проекты, непосредственно связанные с ТЭК: «Набукко», «Южный поток», «Голубой поток». Действует ряд нефте- и газопроводов: Баку-Самсун-Джейхан, Баку-Новороссийск и др. Свои трудности вносит нестабильная политическая ситуация в регионе, высокий уровень конфликтности, трудный рельеф местности. Перспективы не столь большие, как могут показаться: для Ирана, к примеру, его ТЭК уже давно стал своего рода иглой, на которую он подсел, страна не может развиваться без нефтедолларов; Азербайджан так же зависит от продажи нефти марки «Брент», однако, по разным прогнозам, ее запасы крайне малы. Россия в данном регионе выступает больше как транспортер нефти, так как непосредственно на Кавказе наиболее хорошая нефть в более-менее достаточных количествах добывается только в Чечне и Краснодарском крае, к тому же, выработаны на 89%, зато имеется высокоразвитая транспортная инфраструктура, представленная, в том числе, и подводными трубопроводами большой длины.

Помимо углеводородных и других ресурсов, с помощью которых можно выделять энергию, страны ЧКР обладают развитыми секторами гидроэнергетики (Закавказье), а так же атомной (Россия, Турция). Несмотря на европейские тенденции дискредитации атомной энергетики, страны ЧКР, особенно Иран, хаинтересованы в дальнейшем развитии данной отрасли у себя. В 2011в Бушере запущена первая очередь атомной электростанции, построенной российскими специалистами.

43. Характеристика уровня жизни населения стран и регионов ЧКР. (Черевков)

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления. В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто как такие индикаторы рассматриваются:

• Средний ВВП на душу населения,

• Валовой национальный доход (ранее валовой национальный продукт),

• Доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике.

Реже можно встретить:

• Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — гораздо более широкое понятие, чем валовой национальный доход, он учитывает, помимо экономических показателей, ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования,

• Индекс Биг-Мака: цены на Биг-Мак в различных странах.

Так же к показателям определенного уровня жизни можно отнести потребность в пище, жилье, доходы населения и неравенство благосостояния.

ВВП на душу населения по странам ЧКР: Россия - $17 709, Турция - $15 001, Иран - $13 127, Азербайджан - $11 000, Грузия - $5 930, Армения - $5 178.

Все страны ЧКР относятся к странам с высоким индексом развития человеческого потенциала. Однако, уровень жизни в странах ЧКР можно охарактеризовать как «ниже среднего». Это можно объяснить комплексом причин: аграрный либо аграрно-индустриальный характер экономики стран и субъектов в регионе; кризисное состояние отдельных стран (Закавказье); зачастую недостаточно продуманная социальная политика (Иран, Россия); особенности ведения экономической деятельности (курортная и сельскохозяйственная занятость сезонна); общий кризис; в отдельных случаях – влияние непогашенных конфликтов в виде экономических блокад. Дифференциация достаточно ярко выражена, глубинка живет значительно хуже, чем население экономических центров. Разрыв в уровне жизни порождает социальную напряженность, зачастую обличаемую в националистические и религиозно-фундаменталистские лозунги.

44. Характеристика уровня жизни населения Юга России (Черевков)

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления. В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто как такие индикаторы рассматриваются:

• Средний ВВП на душу населения,

• Валовой национальный доход (ранее валовой национальный продукт),

• Доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике.

Реже можно встретить:

• Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — гораздо более широкое понятие, чем валовой национальный доход, он учитывает, помимо экономических показателей, ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования,

• Индекс Биг-Мака: цены на Биг-Мак в различных странах.

Так же к показателям определенного уровня жизни можно отнести потребность в пище, жилье, доходы населения и неравенство благосостояния.

Уровень жизни населения Юга России можно охарактеризовать, как «выше среднего». При этом стоит учитывать, что это характеристика общая, и ее нельзя применить ко всем регионам абсолютно. Существует ряд регионов, имеющих достаточно высокий уровень жизни – Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Республика Адыгея. Их высокий уровень жизни объясняется тем, что в данных субъектах федерации имеется достаточно развитая региональная экономика, как правило, аграрно-индустриального типа, либо еще и с добавлением чрезвычайно развитого курортно-рекреационного комплекса. Ряд регионов имеет неразвитую экономику, живет за счет дотаций федерального центра – Чечня, Дагестан и др. При том, что руководство данных республик вроде бы повышает уровень качества жизни населения, тем не менее, все большее количество людей покидает пределы этих республик в поисках лучшей жизни, что вызывает острую этно-социальную напряженность. И есть ряд регионов, где уровень жизни достаточно низок – Астраханская область и Республика Калмыкия. Это, прежде всего, связано с устареванием жилищного фонда и износом коммунальной инфраструктуры.

 

45.Занятость и безработица в странах и регионах ЧКР (Штельман)

Армения:

Безработица среди молодежи является главной проблемой в сфере занятости в Армении.

Реальное количество безработных в 2 раза превышает количество поставленных на учёт. Среди сельского населения степень безработицы оценить трудно, так как, в связи с приватизацией земли, они считаются занятыми.

Официальное число безработных в Армении на 1 декабря 2012 года сократилось на 10, 8%, составив 62, 7 тыс. человек против 69, 5 тыс. в 2011 году по данным Государственной службы занятости Армении. Доля безработных в общем количестве людей, ищущих работу, составляет 85, 9%. Число ищущих работу составило 73, 0 тыс. человек, что на 13, 4% меньше аналогичного показателя 2011 года (69, 5 тыс.)

94.8% безработных сосредоточено в городах: в Ереване - 27.9%, в Гюмри - 17.2%, в Ванадзоре- 8.8%.

Продолжает оставаться высоким уровень безработицы среди беженцев. Уровень безработицы среди беженцев выше, чем средний по Армении.

Программы занятости по республике и отдельным регионам направлены на:

разработку механизмов поощрения малого и среднего предпринимательства

предоставление финансовой поддержки безработным и для организации собственного дела и обеспечения самозанятости

содействие трудоустройству неконкурентноспособных на рабочем рынке граждан и беженцев

организацию переквалификации и повышение квалификации безработных в соответствии с потребностями экономики

привлечение безработных к разработке и осуществлению программ занятости

организацию оплачиваемых общественных работ.

Турция:

Согласно трудовой статистике, представленной Турецким статистическим институтом (Turkish Statistical Institute-TSI) уровень безработицы в Турции в марте 2011 года составлял 10, 2 процента и число безработных достигало 2, 8 миллиона человек. Однако, если использовать более широкое и отражающее действительное положение определение безработицы то число безработных достигает 6, 1 миллиона, а уровень безработицы приближается к 21%.. Официально признанный уровень безработицы среди молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет) составляет около 20 %, в то время как уровень действительной безработицы среди молодежи колеблется около 30 процентов и число безработных молодых людей составляет 1, 438 миллиона. В городах и среди молодежи, имеющей высшее образование, этот процент даже еще выше.

Число тех, кто не занимается активным поиском работы, но в состоянии приступить к работе, постоянно растет, достигая 2, 5 миллиона человек. Приблизительно 800 тысяч из них - это т.н. отчаявшиеся работники, т.е. те рабочие, кто потерял надежду найти работу. И полностью оправдано предположение, что существование этих людей поддерживается за счет социальных пособий и других источников, таких как помощь из села, фонды солидарности и т.д.

Азербайджан:

уровень жизни населения низок и существенная часть доходов населения составляют средства, получаемые мигрантами от торговли в России и других странах СНГ, уровень безработицы в Азербайджане в настоящее время составляет 5, 3%.

Грузия:

Грузия одна из лидирующих стран по уровню образования рабочей силы. 81% безработных получили среднее или высшее образование. А это означает, что образованная трудовая сила не использована и она не может внести лепту в экономику страны. Тем временем, по отчету мировой конкурентности (2011-2012 годы), главным тормозящим фактором ведения бизнеса в стране является рабочая сила с неадекватным образованием.

В настоящий период рост занятости и улучшение ее структуры по видам деятельности в Грузии и ее регионах сдерживается рядом внешних и внутренних обстоятельств, в число которых входят как проблемы незавершенной посткоммунистической трансформации, так и проблемы, связанные с мировым финансово-экономическим кризисом. Вместе с тем сам мировой экономический кризис вызван рядом обстоятельств, требующих перехода к новому технологическому укладу.

Доля занятых в сельском хозяйстве — 55, 6 %, в промышленности — 8, 9 %, в сфере услуг — 35, 5 %.Значительная часть населения занята в неформальном секторе экономики. Из тех, кто работает официально, около 50 % заняты в бюджетном секторе, около 16 % — в государственных компаниях. Частный сектор пока что не играет роли активного работодателя

Уровень безработицы по официальным данным составляет 16, 9 % среди всего населения, 28, 8 % среди городского населения, 29, 6 % среди населения Тбилиси.

Поскольку более половины работников в Грузии относятся к категории самозанятых в сельском хозяйстве, объёмы производства в котором крайне низки, формальные показатели безработицы не отражают реального положения на рынке труда. Произошедшее в последние годы сокращение занятости в общественном секторе, а также ужесточение регулирования в налоговой сфере, затруднившее занятость в неформальном секторе экономики, способствовало ещё большему росту числа безработных. В то же время проводимые реформы не привели к массовому созданию новых рабочих мест.

Иран:

Около одного миллиона новых рабочих мест было создано в первой половине текущего иранского календарного года, который начался 20 марта 2012 года.

В течение прошлого года трудоспособное население страны составляло 25 миллионов человек

Население за чертой бедности-18, 7 %

Экономически активное население 26, 4 млн человек (2012)

Занятое население по секторам:

сельское хозяйство: 25 %

промышленность: 31 %

сфера услуг: 45 %

Уровень безработицы-11, 1 % (весна 2012)

Лица в возрасте 20-24 лет составляют наибольший процент безработных в Иране, уровень безработицы в этой группе достигает 29, 8 процента.

46.Занятость населения Юга России (Штельман)

В 2000 году с образованием Южного федерального округа на Управление федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области возложены сводно-аналитические, информационные, контрольные функции по вопросам занятости населения и ответственность за обеспечение взаимодействия с представителем Президента РФ в Южном федеральном округе.

Для эффективного регулирования ситуации с занятостью населения в области объединены усилия органов власти всех уровней, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций, работодателей.

При содействии службы занятости трудоустраивается до 70% граждан, обращающихся с целью поиска работы (ежегодно - 250 тыс. человек).

По данным аналитического исследования Росстата самый высокий уровень безработицы среди всех субъектов РФ - в Южном федеральном округе.

На сегодняшний день в Республике Адыгея на учете состоят 8, 850 безработных, хотя в июнь наблюдалась незначительная тенденция к уменьшению уровня безработицы на 0, 4%, составив 4, 3%.

11, 1% составил уровень безработицы в Дагестане в мае текущего года. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), статус безработного в мае имели 140, 3 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, уровень экономической активности населения Дагестана достиг 65, 1%, уровень занятости - 57, 8%.

50, 3% составил уровень безработицы в Ингушетии в мае текущего года. По данным Росстата, статус безработного в мае имели 122, 4 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, уровень экономической активности населения Ингушетии достиг 69, 6%, уровень занятости - 34, 6%.

В Кабардино-Балкарии уровень безработицы в мае 2009 г. составил 12, 0%, т.е статус безработного имели 46, 9 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, уровень экономической активности населения Кабардино-Балкарии достиг 56, 2%, уровень занятости - 49, 5%.

19, 1% составил уровень безработицы в Калмыкии в мае текущего года. Статус безработного в мае имели 28, 2 тысячи экономически активных жителей региона. Уровень экономической активности населения Калмыкии достиг 67, 5%, уровень занятости - 54, 6%.

В Карачаево - Черкессии - 11, 6% (уровень безработицы) или статус безработного в мае имели 24, 7 тысячи экономически активных жителей региона.Таким образом, отметили в Росстате, уровень экономической активности населения Карачаево-Черкесии достиг 65, 8%, уровень занятости - 58, 2%.

10, 5% составил уровень безработицы в Северной Осетии в мае 2009 г., статус безработного в мае имели 39, 7 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, уровень экономической активности населения Северной Осетии достиг 70, 8%, уровень занятости - 63, 4%.

Уровень безработицы в июне 2009 г. в Чеченской республики составил 47, 2%.

7, 6% составил уровень безработицы в Краснодарском крае в мае текущего года. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), статус безработного в мае имели 200, 9 тысячи экономически активных жителей региона.

Таким образом, отметили в Росстате, уровень экономической активности населения Краснодарском крае достиг 66, 1%, уровень занятости - 61, 1%.

В Ставропольском крае 8, 1% составил уровень безработицы. Статус безработного в мае имели 104, 8 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, отметили в Росстате, уровень экономической активности населения Ставропольском крае достиг 61, 1%, уровень занятости - 56, 2%.

8, 2% составил уровень безработицы в Астраханской области в мае 2009 г. Статус безработного в мае имели 46, 5 тысячи экономически активных жителей региона. Таким образом, отметили в Росстате, уровень экономической активности населения Астраханской области достиг 72, 4%, уровень занятости - 66, 4 %.

В Волгоградской области уровень безработицы к июню 2009 г. составлял 11, 7%. Уровень экономической активности населения - 65, 6%, а уровень занятости - 57, 9%.

9, 4% составил уровень безработицы в Ростовской области в мае текущего года, статус безработного в мае имели 211, 9 тысячи экономически активных жителей региона. Уровень экономической активности населения Ростовской области достиг 66, 8%, уровень занятости - 60, 6%.

В целом по Южному федеральному округу в мае уровень безработицы составил 11, 5%, или 1323, 1 тысячи безработных, по России - 8, 5% (6.491, 3 тысячи безработных).

В СКФО достаточно благоприятная почва для того, чтобы создавать условия для обеспечения занятости. Совместно с Рострудом и аппаратом полпреда проведены большие ярмарки вакансий в Чеченской республике и республике Ингушетия, где присутствовали представители более 100 работодателей из 9 регионов Сибири, Урала и Центральной части России, только в Ингушетии на соискание было выставлено более 4 тыс. вакансий. Этот инструмент должен как можно быстрее быть задействован, он хорошо принят и дает результат. Таких ярмарок должно быть больше.

Только в Ставропольском крае за прошлый год около 4 тыс. человек получили содействие в организации собственного дела - 92% из них состоялись как предприниматели и поныне продолжают свой бизнес. Более 1, 5 тыс. человек, находившихся под угрозой увольнения, смогли пройти опережающее переобучение и сохранить в итоге работу. С 2011 года власти Ставрополья расширили набор мероприятий программы, в частности, опережающее переобучение работников предприятия, реализующих инвестпроекты по модернизации производства, тем самым оказав поддержку в подготовке необходимых кадров, проводится профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, но планирующих вернуться к работе. В целом в 2011 году мероприятиями программы были охвачены более 5 тыс. человек, а ее финансирование составило около 170 млн. рублей.

Как показывает опыт, самый высший показатель стабильности развития экономики государства - мобильность населения. Чем оно мобильнее, тем меньше проблем с занятостью.

47.Инвестиционный климат в странах и регионах ЧКР (Штельман)

Армения:

Инвестиционная политика страны является частью общей экономической политики Правительства и рассматривается как одно из важнейших средств экономического развития.Объем российских инвестиций в экономику Армении с 1991 года составил порядка 3 млрд. долл. США.

В январе-декабре 2011г. объем иностранных инвестиционных потоков в экономику Армении (включая инвестиции, полученные со стороны органов государственного управления и банковского сектора) составил 1654.0 млн. долларов, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2010г. на 6.3%, причем, объем прямых инвестиций составил 813.3 млн. долларов (увеличившись на 15.1%), другие инвестиции – 829.9 млн. долларов (уменьшившись на 0.8%), портфельные инвестиции – 10.8 млн. долларов (уменьшившись на 11.7%).

В 2011г. отток финансовых средств из республики в виде инвестиций (без учета выплаченных процентов, дивидентов и погашенных кредитов) со стороны юридических лиц –резидентов Армении – составил 115, 8 млн. долл. США.

Крупнейшими иностранными инвесторами Армении по итогам января-декабря 2011 года стали Российская Федерация (393, 9 млн. долл. США), Франция (100, 4 млн. долл. США), Германия (24, 6 млн. долл. США). На долю этих стран пришлось, соответственно, 48, 3%, 12, 3% и 3, 0% всех поступивших инвестиций в страну.

Важными стимулами для притока инвестиций в Армению являются либеральное законодательство и налоговый режим, а также наличие квалифицированной рабочей силы.

Иран:

Инвестиционная политика страны является частью общей экономической политики Правительства и рассматривается как одно из важнейших средств экономического развития.

Представитель Исламского банка развития сказал, что Иран в плане привлечения инвесторов является самым передовым государством.

В 2003г. инвестиционная политика Ирана продолжала формироваться на основе закона о третьем пятилетнем плане социально-экономического развития страны на 2000/1-04/5гг. Выполнение инвестиционных программ является обязательным для госсектора, инвестиционная активность частного сектора поощрялась методами экономической политики.

Прирост валовых внутренних инвестиций в Иране за прошедшие годы превышал заложенный в пятилетнем плане показатель роста инвестиций 7, 1% и составил в среднем 9, 2% в год.

В 2003/04 ир.г. прирост валовых внутренних инвестиций составил 8% против 10, 7% в 2002/03гг. По данным ЦБ ИРИ за 2002/03гг. наибольший рост инвестиций отмечен в нефтегазовом секторе. В целях расширения притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций иранское правительство создает особые условия в свободных торгово-экономических зонах (СТЗ), в которых вводится более либеральный и привлекательный режим для иностранного капитала.

Среди наиболее крупных внешних инвесторов в Иранскую экономику можно назвать компании, занятые в нефтегазовой отрасли — Total Fina Elf (Франция), Petronas (Малайзия), ENI Agip (Италия), Royal Dutch Shell (Голландия). В последние годы в связи с увеличением политической напряженности вокруг Ирана наблюдается снижение доли инвестиций из Европы и замещение их инвестициями из азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь из Китая.

Турция:

Турция остается безопасной гаванью для инвестиций. Страна оказалась нетронутой кризисом. Прогрессивный и либеральный инвестиционный климат в стране, стабильный экономический рост и разумные законодательные условия объясняют привлекательность Турции для иностранных инвесторов. К примеру, разрешен свободный ввоз/вывоз капиталов, доходов, дивидендов, организованы свободные торгово-экономические зоны, действуют государственные программы поощрения инвестиций.

Азербайджан:

К положительным факторам, оказывающим воздействие на принятие решения об инвестировании в экономику республики, относятся выгодное географическое положение, запасы нефти, газа и других сырьевых ресурсов, развитая структура транспорта, связи и телекоммуникации, проведение социально-экономических реформ.Появились предприятия, использующие современные технологии, опыт управления, местные и зарубежные инвестиции для выпуска конкурентоспособной продукции.

Следует отметить, что инвестиции в условиях Азербайджанской экономики будут иметь успех в случае детального изучения объекта инвестирования и располагать достаточным объемом объективной информации.

Экономическая ситуация Азербайджанской Республики является благоприятной почвой для привлечения финансовых средств в экономику страны.

Одним из главных достоинств Азербайджанского рынка является широкий спектр направлений инвестиций. Развитая индустрия и аграрный сектор делают относительно надежными вложения в производственные инвестиционные проекты.

Проводимые в республике экономические реформы стимулируют приток капиталовложений. Привлечение в страну зарубежных инвестиций является составной частью экономической стратегии. Принятые законы Азербайджанской республики " Об инвестиционной деятельности" и " О защите иностранных инвестиций" создают благоприятную экономическую среду для иностранных инвестиций.

Грузия:

Грузия из года в год увеличивает свою привлекательность для инвестирования, несмотря на небольшую территорию, относительно невысокий уровень доходов жителей, а также размер внутреннего рынка.

В 2012 году украинские инвестиции в структуре притока прямых иностранных инвестиций в экономику Грузии составили всего 5%, однако по экспертным прогнозам с каждым годом данный показатель будет расти. Согласно статистическим данным Грузии за 9 месяцев 2012 года в Грузию иностранные инвесторы вложили на 12% меньше чем в прошлом году за аналогичный период это примерно на $684 млн. Больше всех в Грузию инвестируют Нидерланды, Турция и международные организации, в основном в связь, транспорт и финансовую сферу.

48. Инвестиционный климат на Юге России: характеристика инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков регионов. (Баранников)

В состав Юга входят СКФО и ЮФО. В расчете на душу населения фондов на Юге России приходится на 30-40% меньше, чем на душу среднего россиянина. Более высокая оснащенность основными фондами имеет место в краях и областях Юга России, среди республик только в Кабардино-Балкарии их уровень превышает средне российский.

Основная часть насыщения основными фондами жителей Юга России приходится на сельское хозяйство. Наименьшее отставание от среднедушевых показателей по России у южан связано с основными фондами в сфере услуг.

Основные фонды учитываются в статистике по полной учетной стоимости. Ввод в действие новых основных фондов, которые стоят существенно дороже балансовой стоимости старых фондов, влияет на показатели степени износа и обновления основных фондов. Лидерство по обновлению основных фондов держат Краснодарский край, Адыгея, Ингушетия и Кабардино-Балкария. Ростовская область и Дагестан также имеют высокие показатели обновления основных фондов.

Если инвестиции по России в целом направляются в транспорт и связь, добычу и переработку полезных ископаемых, то инвестиции на Юге России связаны с развитием отраслей специализации в общероссийском разделении труда. На долю Юга приходится 1/5 часть всех российских инвестиций в сельское хозяйство, гостинично-ресторанный бизнес и почти 1/6 часть инвестиций – в объекты здравоохранения, торговли и услуг, строительного комплекса.

С точки зрения комплексного развития самого Юга России, инвестиции распределяются не столько в отрасли специализации, сколько в развитие инфраструктуры, включая транспорт и связь, перерабатывающую промышленность, производство и поставку электроэнергии, воды и газа. По мере развития инфраструктуры будет возрастать стоимость недвижимости, и этот процесс уже можно наблюдать на основе статистической информации.

С точки зрения инвестора, важно понимать, что главными преимуществами Юга России не только на ближайшее время, но и в долгосрочной перспективе были и остаются природно-климатические условия. Другие факторы, связанные с использованием производственной, энергетической, транспортной инфраструктуры, строительной индустрии, трудовых ресурсов Юга России. В результате развития инфраструктуры Юг России станет привлекательным и для развития других отраслей. Но при любых инвестициях важно сохранить имеющийся природный потенциал Юга России.

Если рассматривать территориальный разрез инвестиций на Юге России, то на долю Краснодарского края приходится половина всех инвестиций в агропромышленный комплекс Юга России. Почти столько же вместе инвестируют Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области. Инвестиции в рыбное хозяйство занимают серьезное место в Ростовской области, Дагестане, Астраханской области и Краснодарском крае. Инвестиции в строительный комплекс осуществляют Краснодарский край, Чеченская Республика, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области. Большой объем инвестиций направляется на развитие гостиничного бизнеса и оказание услуг здравоохранения в Краснодарском крае. Практически во всех субъектах Юга России основная часть инвестиций была направлена в 2004 году на развитие транспорта и связи. При этом ведущую роль сыграли инвестиции в телекоммуникации.

Рынок инвестиций, Ростовская области. Большой объем инвестиций направляется на развитие гостиничного бизнеса и оказание услуг здравоохранения в Краснодарском крае.

Практически во всех субъектах Юга России основная часть инвестиций была направлена в 2004 году на развитие транспорта и связи. При этом ведущую роль сыграли инвестиции в теле-коммуникации.

Иностранные инвесторы пока не оценили инвестиционный потенциал Юга России. Во многом это связано с тем, что сами южане и российские олигархи стремились «снять сливки» с этого потенциала. Но и процесс позиционирования в глобальной экономике, и необходимость новой индустриализации Юга России требуют более широкого привлечения не только иностранного капитала, но и иностранных технологий, включая технологии управления. Инвестиции в создание совместных предприятий – это правильный шаг в сочетании интересов местных и иностранных инвесторов.

49. Характеристика инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков стран Закавказья. (Баранников)

Азербайджан.

 

Привлечение в экономику страны иностранных инвестиций является важной составной частью стратегии экономического развития Азербайджанской Республики. Политическая стабильность и экономическое развитие страны в последние годы способствовали росту заинтересованности иностранных государств во вложении долгосрочных инвестиций в экономику Азербайджана. На сегодня инвестиционную деятельность в Азербайджанской Республике регулируют два закона: подтвержденный указом «Закон Азербайджанской Республики об инвестиционной деятельности» и подтвержденный указом президента «Закон Азербайджанской Республики о защите иностранных инвестиций». На данный момент в стране проводятся меры по последовательному осуществлению экономических реформ, улучшению бизнес среды, развитию ненефтяного сектора наравне с нефтяным. С целью привлечения инвестиций в экономику Азербайджанской Республики правительство проводит политику «открытого окна».

В последние годы процесс интеграции Азербайджана в мировую экономику принял интенсивный характер. В 1995–2011-е годы из направленных на экономику страны инвестиций на сумму в 119 миллиардов долларов США более 60% (около 63 миллиардов долларов США) приходилось на долю иностранных инвестиций.

 

Преимущества Азербайджан для иностранных инвесторов:

1. Плодородные условия для иностранных инвесторов:

- Самый высокий в регионе показатель поголовных иностранных инвестиций напрямую.

- Правовое обеспечение для инвесторов.

2. Быстро развивающаяся и открытая экономика:

- Годовой рост ВВП в 26, 4%.

- Годовой рост иностранного рыночного оборота в 19, 8%.

- Уровень среднего импорта: 5, 7%.

3. Широкие возможности в не нефтяном секторе:

- Высокий рост в большинстве областей экономической деятельности за последние 5 лет: промышленная – 7, 5, строительная – 3, 8, рыночная – 3, 5, транспорта и связи – 2, 9, социальных услуг – 2, 8, сельскохозяйственная – 2, 1 раз.

- Налоговые уступки производителям сельскохозяйственной продукции.

4. Природные запасы: полезные ископаемые и плодородные земли.

5. Выгодное стратегическое положение:

- Непосредственный выход в Средней Азии и Каспия.

- Участие в международных коммерческих инициативах (Великий Шелковый путь, коридор Север-Юг).

- Фактор расширяющейся Европы и присоединение к Новой Политике Добрососедства.

6. Конкурентоспособная местная рабочая сила.

 

Авторитетные международные организации всегда высоко оценивают быстрое социально-экономическое развитие Азербайджана, осуществляемые в стране меры для улучшения бизнес среды и другие достижения республики. В отчете Мирового Банка и Международной финансовой корпорации «Doing buisness – 2012» Азербайджан занял 66 место среди 183 стран. Благодаря простоте регистрации имущества и параметрам начала предпринимательской деятельности Азербайджан также включен в лидирующую группу среди мировых государств. Азербайджанская Республика достигнувшая успехов в сфере кредитования, работоспособности и других сферах деятельности находится в одном ряду с высокоразвитыми государствами. Так, по 10 различным показателям, согласно отчету о регистрации недвижимости подготовленному по 183 странам Азербайджан занимает 9 место. В то же время для передачи имущества в Азербайджане предусмотрено 4 процедуры, которые осуществляются в течение 11 рабочих дней, пошлина за эти процедуры составляет 0, 2% от стоимости имущества. Эти показатели являются одними из лучших в регионе. Для сравнения стоит отметить, что в странах Восточной Европы, куда относится Азербайджан, и в Средней Азии на процедуры передачи имущество тратится в среднем 37, в Турции – 44, России – 45, Болгарии – 66, Румынии – 70, Иране – 163, в Украине – 166 дней. В рейтинге начинания предпринимательской деятельности Азербайджан занимает 18 место среди 183 стран. Для начала бизнес деятельности в Азербайджане требуется 6 процедур. Оные занимают 8 дней и требуют выплат в размере 2, 7% поголовного капитала. Минимальный капитал не установлен. В Азербайджане данные показатели являются лучше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, в которых на процедуры уходит 11 дней. Кроме этого количество процедур для начала предпринимательской деятельности меньше чем в странах выше указанных регионов.

Ситуация с экономикой Азербайджана также высоко оценивается международными рейтинговыми агентствами. Так, в декабре 2011-го года рейтинговое агентство «Standart & Poor’s» подняло на одну ступень долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Азербайджана во внешней и внутренней валютах, тем самым подняв его на уровень «ВВВ-» и присвоило Азербайджану инвестиционный рейтинг. Также агентство на одну ступень подняло краткосрочный суверенный кредитный рейтинг Азербайджана во внешней и внутренней валютах, тем самым подняв его с уровня «В» на уровень «А-3». В то же время агентство «Fitch Ratings» сохранило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Азербайджана во внешней и внутренней валютах на уровне «ВВВ-» с прогнозом «позитивный». Агентство «Moody’s» на присвоенном Азербайджану уровне «Ва1» прогноз по суверенному рейтингу сменило со «стабильного» на «позитивный».

Армения.

В политике привлечения зарубежного капитала существенную роль играет государственная программа привлечения иностранных инвестиций, которая разрабатывается в соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития. В этой программе определяются приоритетные направления привлечения иностранного капитала и меры по улучшению инвестиционного климата.

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях многом определяет судьбу экономики Республики Армения, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу – периоду устойчивого экономического роста.

Экономика Республики Армения в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала.

К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранил ось преимущественно и лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, некоторые важнейшие направления развития транс- порта и связи, частично, агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъекта- ми за счет собственных и привлекаемых средств. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.

Оценивая армянскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Республику Армения с развивающимися странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в Республике Армения пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.

Одной из проблем остается то, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Модель рыночного управления в Республике Армения только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в Республике Армения, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий – и даже отраслей – к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в Республике Армения затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного капитала.

Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в Армении, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между органами власти.

Зa период 1991–2010 гг. было принято более 60 законов, указов Президента, постановлений Правительства, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране.

Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в Армении механизмы их применения, как правило, проработаны недостаточно. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы.

В последние годы в Республике Армения было улучшено налоговое законодательство, оно было существенно приближено к зарубежным стандартам. Впервые, в частности, был прописан принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Анализ международных соглашений в области инвестиционного сотрудничества позволяет выделить следующие наиболее существенные нормы инвестиционного режима, которые с небольшими модификациями содержатся практически во всех соглашениях:

- предоставление иностранным инвестициям национального режима (НР) или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), в зависимости от того, какой из них является более благоприятным для иностранного инвестора;

- твердое обязательство не прибегать к национализации и экспроприации инвестиций или иным мерам, равным этому по последствиям, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации

- применение HP или РНБ в отношении возмещения ущерба инвестициям в результате войны, других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств;

- предоставление гарантий беспрепятственного перевода за рубеж платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу.

Анализ современной инвестиционной ситуации в Республике Армения свидетельствует, что имеется ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в экономику страны, среди которых необходимо отметить следующие:

Коррупция и беззаконие. Среди зарубежных инвесторов особенно сильны сомнения относительно «власти закона» в Республике Армения. Распространенность этого взгляда исключительно велика и имеет серьезные последствия. Представление о коррумпированном обществе, где преобладают преступники, для большинства инвесторов является главным препятствием для ведения бизнеса в стране. Инвесторы постоянно отмечают недостаток надежной информации о Республике Армения, и это расценивается как производное от «культуры скрытности». Впечатление секретности усиливает ощущение того, что в Республике Армения есть многое, что следует скрывать в экономике, управлении, асоциальных условиях обычной жизни. Недоверие к банковской системе и ее неэффективность. Одна из главных претензий зарубежных инвесторов состоит в том, что банки Республики Армения непонятны, непрозрачны и не внушают доверия не то что иностранцам, даже собственному населению и клиентам. Кроме того, они так и не стали институтами финансирования экономики, – их ресурсы малы и дороги.

Грузия.

Пока из России утекает капитал (минус 8 миллиардов долларов с начала года), южные соседи — Грузия — знают, как его в страну привлечь. Что может быть проще: Тбилиси создает, правда, уже не в первый раз, суверенный фонд под иностранные инвестиции объемом 2 миллиарда долларов. Он будет сформирован на базе государственного Партнерского фонда (был создан в 2011 году для софинансирования проектов в таких отраслях, как энергетика, сельское хозяйство, промышленность). Об этом в интервью агентству Reuters рассказал глава Партнерского фонда Ираклий Ковзанадзе.

Заявленная сумма в 2 миллиарда совсем не пустяковая для страны с населением 4, 7 миллиона человек. Это вам не $500 тысяч, которые Россия сама готова заплатить Goldman Sachs за улучшение своего имиджа. В случае с Грузией средства будут направлять в стратегические объекты, такие как железная дорога и корпорация нефти и газа. Доходы от вложений и станут вознаграждением для инвесторов.

Заинтересованность в финансировании фонда уже проявили предприниматели из Турции, Азербайджана, Казахстана, а также России. По словам Ковзанадзе, инвесторам необходимы гарантии защиты прав собственности, адекватная судебная система, политическая и финансовая стабильность (Москва, кстати, уже согласилась снять запрет на ввоз грузинских вин и минералки).

Выбранный путь едва ли можно назвать хаотичной попыткой Тбилиси изыскать деньги для экономики. Это, скорее, взвешенная стратегия, и вот почему: приструнить коррупцию и привлечь иностранных инвесторов пытался и прозападный лидер «революции роз» Михаил Саакашвили. Экономического роста он добился, но какими жертвами.

Зато новый лидер страны, миллиардер и премьер-министр Бидзина Иванишвили готов, так сказать, пожертвовать кровными, дабы доказать инвестиционную привлекательность Грузии. Не так давно он сам говорил о создании еще одного, частного, фонда, объемом не менее 2 миллиардов долларов. В него Иванишвили (по версии Forbes, на конец октября 2012 года его состояние оценивалось в $6, 4 млрд) планирует вложить собственные средства. Точную сумму своего участия он не назвал, но сообщил, что фонд будет финансировать наиболее перспективные проекты местных и иностранных предпринимателей в размере от 25 до 75% общей стоимости.

О том, что новый лидер слов на ветер не бросает, говорят лишь некоторые цифры. За 3 месяца, с момента прихода к власти лидера коалиции «Грузинская мечта», тарифы на электроэнергию снизились в среднем на 25%, горючее подешевело на 10%, на столько же сократился тариф на природный газ. Расходы на здравоохранение за этот период выросли вдвое и достигли 500 миллионов лари (более $300 млн), а население получило минимальный пакет медицинского страхования. Пенсионерам скорректировали выплаты, и с апреля они станут получать 125 лари (около $80), а пенсия по инвалидности составит 100 лари ($60). Наконец, оборот бизнеса за 100 дней правления Иванишвили вырос более чем на 300 миллионов лари. При этом весной премьер пообещал аграриям «беспрецедентную» помощь. Уже сегодня сектор располагает средствами в размере 700 миллионов лари ($430 млн). Впрочем, поддержать сельхозпроизводителей, причем на Северном Кавказе, пообещал и российский премьер. По словам Медведева, в соответствии с новой программой развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, из федерального бюджета региону может быть выделено 80 миллиардов рублей.

Пока деньги из бюджета будут идти, возможно, и России не помешал бы фонд объемом, скажем, от 20 до 100 миллиардов долларов. По мнению ведущего аналитика компании «Альпари» Михаила Крылова, Россия прозрачнее Грузии, и аналогичный фонд в России вызовет интерес зарубежных участников рынка. Однако произойдет это в том случае, если он будет иметь конкретные параметры распределения вложений по отраслям. «Создание фонда инвестиций на государственном уровне способно вернуть доверие к сложным финансовым продуктам среди российских и зарубежных инвесторов, но схема функционирования такого фонда должна быть строго проработана», - считает эксперт. По его словам, это позволит избежать вопроса о приватизации паев, которая в перспективе затронула бы все население, а также обсуждения проблемы с продажей недр иностранцам. При этом российский фонд смог бы предложить инвесторам широкий выбор отраслей, тогда как грузинский фокусируется на нефтегазе и железных дорогах.

 

50. Характеристика инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков Турции. (Баранников)

 

Турция уникальна с точки зрения как инвестиционных возможностей, так и инвестиционных рисков, отмечает в свою очередь старший аналитик " ВТБ Капитал" по финансовому сектору в Турции и регионе Ближний Восток и Африка Акин Тузун. По части инвестиционных возможностей Турция отличается достаточно крупной экономикой (18-я по величине в мире), которая растет быстрее, чем мировая (по оценкам ОЭСР, в 2011–2017гг. среднегодовой темп роста составит 6, 7%), молодым населением (половина населения в возрасте до 30 лет), квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силой. " Турция также является важным транспортным центром для Европы, Африки и Ближнего Востока, одним из основных энергетических коридоров и либеральной страной с сильным и пользующимся поддержкой населения правительством, обеспечивающим политическую стабильность в течение последнего десятилетия", - продолжает он.

Мировые рейтинги комфортности для ведения бизнеса подтверждают слова экспертов. Согласно обзору благоприятности деловой среды Всемирного банка Doing Business, в текущем году Турция занимает 71 место (Россия - 120-е). Вплоть до недавнего времени российско-турецкие деловые отношения исчерпывались туристической отраслью. Однако сегодня бизнес приходит к пониманию, что в Турции не только природный климат благоприятный, но и инвестиционный.

Осознавая это, многие компании начали искать возможности покупки кусочка Турции. Не остались в стороне от тренда и россияне. Одной из самых громких сделок этого года стала покупка Сбербанком турецкого Denizbank за 3, 5 млрд долл. Объясняя это приобретение, Герман Греф признал: " В Турции очень большой и самый быстроразвивающийся рынок в Европе". Он также сообщил, что кредитная организация сделала прогноз на ближайшие десять-двадцать лет и выбрала те рынки, которые будут самыми динамичными и самыми большими по объему. Результатом стала покупка турецкого актива.

Однако банковская сфера не так перспективна в диалоге двух стран, как энергетическая, которая является здесь ключевой. Турция ежегодно закупает у РФ 26 млрд кубометров газа, что составляет 64% внутреннего потребления топлива. Говоря о торговле энергоносителями, эксперт Института Ближнего Востока Иван Стародубцев отметил, что Россия и Турция пошли дальше нее: консорциуму российских компаний было поручено сооружение и эксплуатация первой турецкой атомной электростанции (АЭС " Аккую") мощностью 4 тыс. 800 МВт в районе г. Мерсин. По его словам, именно этот проект с учетом его масштаба (около 20 млрд. долл.) и сроков реализации (несколько десятилетий) будет, наряду с диалогом по трубопроводным проектам, " осью для развития российско-турецких отношений в ближайшей и среднесрочной перспективе".

Следующей знаковой сделкой этого года в энергетической сфере стала покупка Газпромбанком 26-процентной доли в турецком газовом трейдере Avrasya Gaz, который является одним из импортеров российского газа в Турцию. По словам старшего аналитика ИГ " Норд-Капитал" Романа Ткачука, эта сделка связана с экспансией Газпрома и желанием усилить сферу влияния в Турции. Кроме того, прогнозирует эксперт, возможен интерес российских нефтегазовых холдингов к турецким нефтяным компаниям.

Инвестиции в экзотическую турецкую лиру эксперты советуют пока забыть. По прогнозу банка BNP Paribas, существенное проседание лиры может состояться уже в III квартале 2012г. Дело в том, что турецкая национальная валюта сейчас дешевеет из-за снижения процентных ставок, которые за год упали до 5, 75% с 7%. Такое решение Центробанк Турции принял для того, чтобы сократить огромный дефицит текущего счета.

Не прибавляет привлекательности лире и высокая инфляция. Курс лиры по отношению к американскому доллару снизился в прошлом году на 23%, по отношению к евро – на 15%.

Учитывая страновые риски и особенности ведения бизнеса на Ближнем Востоке, инвесторы могут сегодня рассчитывать на значительные дивиденды при вложениях в Турцию. Главное здесь - не забывать, что Восток, в первую очередь, - дело тонкое, и только потом - доходное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.