Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.






Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настрое­ние близких и окружающих людей. У них формируются гуман­ные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается прин­ципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»1, — писал В. Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми знакомит его писатель. Худо­жественное слово помогает понять красоту звучащей род-кой речи, оно учит эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует этические (нравственные) представ­ления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начина­ется с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малыш слушает авторские сказки, стихи, рассказы.

Народ — непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки и др.). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, драз­нилок, считалок — эффективное средство педагогического воздей­ствия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фанта­зию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

И эстетические и особенно нравственные (этические) пред­ставления дети должны вынести именно из художественных произведений. Педагог должен помнить: излишнее морализирова­ние по поводу прочитанного наносит часто непоправимый вред: «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведе­ние сразу же после чтения утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает.

Вот что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружаю­щих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит era в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, кото­рых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»1. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облег­чающему методу».

Таким образом, помогая детям овладеть языком художествен­ного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.