Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подвижные игры как эффективный игровой метод физического воспитания

Метод - способ применения физических и спортивных упражнений.

 

Схема. Общая характеристика игрового метода и особенности

Урок — основная форма организации занятий. Его продолжительность составляет 45 минут. Структурные части урока — подготовительная (10—12 мин), основная (28—30 мин), заключительная (3—5 мин). Задачи структурных частей урока и подбор игр к частям урока можно отразить в следующей таблице

Урок — основная форма организации занятий. Его продолжительность составляет 45 минут. Структурные части урока — подготовительная (10—12 мин), основная (28—30 мин), заключительная (3—5 мин). Задачи структурных частей урока и подбор игр к частям урока можно отразить в следующей таблице

 

    Задачи частей урока Подбор игр к частям урока
Подготовительная Функциональная подготовка организма учащихся к предстоящей основной деятельности Игры (непродолжительные, простые по содержанию, не требующие больших усилий) для концентрации внимания, быстроты реакции, овладения строевыми и общеразвивающими упражнениями.
Основная Решение задач направленного комплексного воздействия на формирование умений, навыков, развитие физических качеств Игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями, навыками, техникой выполнения изучаемых приемов в игровых условиях, развитию игрового мышления, воспитанию морально-волевых качеств
Заключительная Обеспечение снижения активности организма Малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки, помогающие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности

Подвижные игры проводятся после 3 урока. Их продолжительность может быть до 25 минут. Заканчивается проведение динамической перемены за 5—6 минут до следующего урока. За организацию и проведение динамической перемены несут ответственность директор школы или его заместители. Проводят игры дежурные педагоги или учителя физической культуры, а также подготовленный актив из числа старшеклассников.

Значение подвижных игр в динамической перемене

- способствует активному отдыху детей;

- снижает чувство усталости;

- тонизирует нервную систему;

- улучшает эмоциональное состояние;

- повышает умственную работоспособность.

Особенности подвижных игр

- строятся на добровольных началах;

- должны быть простыми, но занимательными; в которых допускается переменность состава участников, и быстрая выявление результатов игры;

- должны быть несложными, заранее разученными, соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности школьников («Пустое место», «Ручеек», «Узнай по голосу» и т.п.);

- не должны носить остроконфликтный характер, вызывать большой игровой азарт.

Одну и ту же игру можно проводить в нескольких группах численностью 15— 20

человек. Командные игры и эстафеты менее желательны, так как организация команд требует дополнительного времени и излишне возбуждает детей. Не рекомендуется проводить игры в помещении, так как они вносят беспорядок и беспечны по технике безопасности.

4. Подвижные игры в системе физического воспитания

В системе физического воспитания подвижные игры занимают одно из ведущих мест. Они входят в программу по физическому воспитанию общеобразовательных школ, способствуют решению задач физического воспитания, всесторонне влияют на организм и личность ребенка, а также применяются во внеклассной и внешкольной деятельности, используются в качестве одного из средств активного отдыха.

Подвижные игры являются важным средством физического воспитания и выполняют

следующие функции:

   
Название функции Понятие функции
Деятельностная Выявление взаимодействий детей друг с другом в окружающем мире
Коммуникативная Установление эмоциональных контактов -
Компенсаторная Восстановление энергии, тонизирование психологических нагрузок
Педагогическая (дидактическая) Развитие умений и навыков
Прогнозирующая Предсказание, экспериментирование
Развлекательная Создание благоприятной атмосферы
Релаксационная Снижение эмоционального напряжения, положительное воздействие на нервную систему
Развивающая Корректировка проявлений личности в игровой ситуации
Моделирующая Связь действительного с нереальным
Психотехническая Перестройка психики игрока для усвоения больших объемов информации

Подвижные игры в режиме продленного дня (динамический час)

За организацию и проведение динамического часа несет ответственность воспитатель группы продленного дня.

Значение подвижных игр заключается в том, что они служат средством активного отдыха после учебных занятий и увеличения двигательной активности детей

Особенности подвижных игр:

- проводятся в свободной непринужденной обстановке, носят коллективный характер;

- должны приносить моральное и физическое удовлетворение;

- нагрузка должна быть оптимальной;

- дети должны иметь определенный навык двигательного действия, уметь анализировать и оценивать как свои действия, так и действия команды.

На занятиях рекомендуется проводить до трех игр. Сначала предлагается игра, требующая внимания, точности движения, но не связанная с большой нагрузкой. Затем — более подвижная игра с элементами бега, прыжков, ловли, передачи и т.д. При проведении игр, близких к спортивным, даются конкретные задания в зависимости от уровня подготовленности и работоспособности:

- играть только в нападении или защите;

- перепрыгивать препятствия в самой узкой или широкой части;

- метать мячи с дальней или близкой отметки;

- увеличить или уменьшить длину пробегаемой дистанции, число повторений упражнений;

- упростить условия игры и т.д.

В конце занятия рекомендуется включать игры на внимание, наблюдательность, ориентацию в пространстве и времени.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ребенок поступивший в школу, ежедневно занимается по четыре часа в школе и до полутора часов - дома. Однако в свободное от учения и других занятий время дети младшего школьного возраста еще много играют. Они очень любят разнообразные игры, связанные с бегом, прыжками, метаниями и другими естественными движениями, выполняемыми в различных сочетаниях.

При проведении подвижных игр мальчиков и девочек 7—9 лет (учащиеся 1—3-х классов) надо иметь в виду относительную податливость их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.

В этом возрасте окостенение еще далеко не заканчивается. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника, мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса), поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердце ребенка 7—9 лет отличается большой жизнеспособностью; сосуды широки, стенки с эластичны, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервных аппаратов, регулирующих работу сердца, еще несовершенны (легкая возбудимость сердца).

Дети способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, сочетаются с кратковременными перерывами, с активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Поэтому и предлагают недлительные сдвижные игры, в которых большая подвижность участников чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных, свободных, простых движений причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 7—9: т объясняется простота и немногочисленность правил игры. Тем не менее взаимодействия участников здесь сложнее, нежели в играх дошкольников; повышается ответственность играющих перед коллективом. У детей развивается активность, самостоятельность, любознательность, они стремятся немедленно и одновременно включаться в организуемые игры. Играющие дети стараются в сравнительно короткий срок добиваться конкретных целей; им еще не хватает выдержки, настойчивости. У них юто меняется настроение. Они легко огорчаются при неудачах в игре, но, увлекшись рой, скоро забывают о своих обидах.

Наиболее ярко, полно и глубоко младшие школьники воспринимают и усваивают то, что т видят, слышат, наблюдают. Однако образное, предметное мышление ребенка в этом возрасте начинает уступать место мышлению понятиями о познаваемых предметах и явлениях окружающей действительности. Возникают благоприятные возможности для появления большей сознательности в игровых действиях, приобретается умение расчленять впечатления, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Наблюдая в играх за своими товарищами, дети все критичнее относятся к их поступкам и действиям. Способность отвлеченно, логически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет ученикам успешно осваивать новые, более сложные правила и условия игр, выполнять в играх действия, объясняемые и показываемые учителем.

Многим играм детей 7—9 лет свойствен сюжетно-образный характер, что удовлетворяет стремление детей к выдумке, творчеству. Образные сюжеты в играх сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор детей значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма.

Дети играют по одному, небольшими группами, а иногда и в довольно многочисленном коллективе (по 30—40 человек) под руководством старших. Большей частью в этих играх нет деления коллектива на группы или команды. В немногочисленных простейших играх с делением на соревнующиеся группы учитывается соответствие характера игровых действий физической подготовленности ребенка! а результаты действий каждого игрока за свою команду выявляются немедленно.

Значительное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догонять — убегать» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Кроме того, во многие подвижные игры входят хороводы, пение, рифмованные коллективные возгласы. Каждая игра состоит преимущественно из одного-двух перечисленных видов жжений, причем они обычно применяются обособленно или попеременно и лишь изредка в летаниях. Например, игра «Мяч соседу» построена на передаче мяча, игра Попрыгунчики-воробушки» — на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву» — перебежках, в которые включены прыжки в длину.

ИГРА В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА И В ЖИЗНИ РЕБЕНКАВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ

На отдаленной исторической стадии развития предков человека, находившихся в переходном состоянии, иx трудовая деятельность выражалась, как-говорил-К. Маркс, «в новых животнообразных формах труда». Очевидно, в этом переходном состоянии людям были свойственны и некоторые животнообразные действия, которые они выполняли при владении добычей, добывании пищи (прообразы физических упражнений, животнообразные игры). Подобные действия могли способствовать физическому развитию предков человека, превращению животного инстинкта в мышление («начало человеческого сознания — превращение животного инстинкта в мышление»). Как указывает И. П. Павлов, именно действие порождает ассоциации в мозгу животного.

Психика человека, находившегося в переходном состоянии, развивалась в зависимости от движений, от развития его тела. Таким образом, можно предположить, что какие-то сознательные действия, напоминающие «игры» предков человека, также в известной степени служили биологическими предпосылками для «выделения человека из природы». Конечно, нельзя говорить о прямой связи развития физических упражнений, игр человека с алиментарно-приспособительными повадками или так называемыми «играми» человекообразных обезьян.

Возникновение игры в обществе органически связано со становлением и развитием общественного сознания. Как одну из форм проявления общественного сознания, сражавшего уклад жизни людей на самой ранней ступени развития общества, можно осматривать образное повторение охотничьих, трудовых действий. Они включали творческие образно-подражательные действия, пляску, песню и примитивную музыку. Здесь стирались грани между игрой и другими повторно-образными действиями, построенными на движениях. Проявления первоначального искусства, выражавшиеся в активных деятельных актах, в известной мере способствовали физическому развитию древних людей, помогали им в борьбе с природой и враждебными обитателями, приобретали определенное общественное значение, побуждали людей к общению, к согласованным взаимодействиям.

Дети подражали взрослым, воспроизводили отдельные обычаи жизни коллектива. Подобные действия, представляли собой древнейшие забавы ребенка. Можно допустить, что уже в дородовом обществе взрослые с помощью забав передавали детям жизненный опыт. Об этом свидетельствуют многочисленные записи путешественников и ученых, наблюдавших за бытом ряда племен и народностей, сходившихся еще в XIX в. на низших ступенях первобытной культуры, а также археологические данные.

С повышением производительности общественного труда создавались материальные предпосылки для дальнейшего развития раннего искусства. Постепенно начали выявляться самостоятельные формы. Основная причина этого — более сложная организация способа производства (охота с использованием лука), разделение труда между мужчиной и женщиной.

Понадобился длительный исторический срок, необходимы были значительные сдвиги в развитии производительных сил, чтобы из синкретического первобытного искусства постепенно выдел илась самостоятельная игровая деятельность. Она выражалась в охотничьих и военных играх, играх, сохранявших связь с изобразительньми ритмическими танцами, и в драматических играх, отображавших хозяйственную деятельность, главным образом женщин и детей. Состязания и изобразительные игры, применяемые для подготовки жизнедеятельности, прошли за период родового строя сложный путь развития (от натуралистических и символических к отвлеченным).

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Развитие подвижных игр в воспитательных целях объясняется естественноисторической потребностью подготавливать подрастающее поколение к жизнедеятельности.

С разделением общества на классы возникали различия в применении игр для физического воспитания детей низших классов населения и господствующих. В народном быту подвижные игры всегда были наиболее доступным средством физического воспитания, многие игры, переходя из поколения в поколение, видоизменялись, приобретали новые черты. Народ создавал игры, в которых удивительно сочетались простота, большая эмоциональность и простор для разностороннего проявления физических сил и способностей, подобные игры бытовали веками в самых широких кругах общества.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей, В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

5. Происхождение, сущность и развитие подвижных игр

Данные археологии говорят о высоком уровне развития подвижных игр еще тысячу лет назад. По свидетельству археолога Б.А. Колчина на территории Древнего Новгорода обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров для игры, остатки различных по размеру и форме мячей, множество игрушечных деревянных мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушечных фигур, которые технически напоминают пропеллеры 20в. Столь высокий уровень развития подвижных игр мог быть, достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытно-общественного строя (6-8 в) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои», метание копья, стрельба из лука, «Конские ристания», бег, плавание, ходьба на лыжах, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй» и «Чур», «Бабки», «Городки», «Свайка», «Взятие городка», «Горелки», хороводные игры и др. О высоком для своего времени уровни этой системы свидетельствуют отзывы современников - иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровки древнерусских воинов (Маврикий - 6 в., Ионн Эфесский- 583 г., Ибн Фадлан Ахмед 921 г).

Об этом же говорят летописи (Поединок князя Мстислава с князем Редедею из Лаврентьевской летописи), «Слово о полку Игореве», былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Микуле Селяниновиче и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.

Для большинства подвижных игр характерны простота, общедоступность, они распространены среди многих народов. Вместе с тем, это сочетается с ярко выраженным своеобразием характера и тех форм, в которых эти игры бытуют среди других людей.

Таким образом, народным играм славян свойственна гармоничность сочетание самобытного, национального начало с интернациональным этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей вариантов игр (таких например как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»). Наиболее простые игры зародились еще в глубокой древности и внешне напоминает игры животных - это игры с бегом и ловлей друг друга (например; «Догонялки», «Ловишки»). Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки разбойники») и др. многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелия («Лен», «Капуста», «Уж мы просо сеяли»).

6. Отечественные и зарубежные педагоги, ученые, общественные деятели о Подвижных играх

П.С.Лесгафт является основателем российской системы физического воспитания. Он рассматривал игры как одно из средств физического образования и воспитания, уделял большое внимание играм на уроках физической культуры. В младших классах он отводил половину урока, а

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.