Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морские макрорегионы






Современные цивилизационные вызовы оставили временно в тени проблемы Мирового океана — важного объекта регионалистики. Здесь можно выделить два главных направления — актуальную геополитическую проблему районирования Мирового океана и субрегионального сотрудничества приморских государств.
Районирование Мирового океана — крупная геополитическая проблема. Переход от конвенциальных (условных) к естественно-природным границам океанов является необходимым условием решения глобальных геоэкономических и геоэкологических проблем.
Наметилось три подхода к комплексному природному районированию Мирового океана на принципах широтной зональности (атмосферных фронтов) и особенностях водных масс, океанских фронтов, дна и берегов и «земноводный подход», объединяющий во взаимосвязанное целое острова, океан и материковое обрамление. Впервые комплексное районирование Мирового океана было выполнено в Советском Союзе в 1940 г. Н.Н. Зубовым и А.В. Эверлингом. Преемственность подхода наблюдается у авторов концепции граничных поверхностей, которые в 70-е годы наряду с единством природных условий (широтной, вертикальной и циркумграничной зональности) рассматривают материальное единство более или менее замкнутых океанических систем, характеризующихся повышенной внутренней циркуляцией вещества и энергии, наличием гидрологической, геофизической, химической и биологической «частных» структур.
Во второй половине 20 века впервые ставится вопрос об экономическом районировании (Дергачев, 1980). Однако эта глобальная геополитическая проблема не могла быть решена в условиях противостояния двух социально-экономических систем. Поэтому наиболее широкое распространение получило отраслевое рыбохозяйственное районирование, в основу которого положена экваториальная дифференциация продуктивности биологических ресурсов и степень их использования. Наиболее крупные рыбопромысловые районы Мирового океана применяет Продовольственная и Сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Другие международные и национальные организации по рыболовству используют более дробные подразделения океана. Хотя рыбохозяйственное районирование носит формальный характер, оно дает наглядное представление о размещении мирового рыболовства.
В связи с возрастающими масштабами воздействия производственной деятельности и человека на природную среду возникла необходимость в усилении эколого-экономического подхода к региональному развитию. Это нашло отражение в принципах районирования, учитывающих влияние производственных процессов на природную среду и наоборот. Актуальность эколого-экономического районирования Мирового океана обусловлена социально-правовыми тенденциями международного морского права. Решение геополитических и геоэкономических проблем Мирового океана возможно только при международном взаимопонимании и сотрудничестве. Проблемы устройства постбиполярного мира временно отодвинули на второй план морскую геополитику, которая в ближайшем будущем вновь заявит о себе. Поэтому необходима разработка геополитической концепции пространственной организации Мирового океана как наследия всего человечества.
Следует обратить внимание на принципиальное отличие районирования суши и океана. В основе традиционного экономического районирования заложены принципы теории центральных мест — выделения внутрицентрированных целостных производственных систем, тогда как в океанах доминирующим являются циркумграничная экологическая целостность водных масс. Глобальная экологическая проблема — это, прежде всего, проблема районная, обусловленная функцией места и социального времени. Эколого-экономическое районирование Мирового океана — это выделение целостных, объективно существующих экологических систем, обеспечивающих «производственную» специализация в глобальном процессе энергообмена и круговорота вещества, эффективное использование природных ресурсов и коммуникационных функций морей и океанов.
Таким образом, решение глобальных геоэкологических и геоэкономических проблем возможно на основе установления нового международного порядка в Мировом океане, основанном на принципах районирования — выделения целостных эколого-экономических систем.
Сколько океанов в Мировом океане? Во многих странах выделяют три: Тихий, Атлантический и Индийский. В ряде государств в качестве отдельного рассматривается Южный океан. Некоторые океанологи считают Южный океан — единственным, а все остальные рассматривают как его заливы. Северный Ледовитый (Гиперборейский) и Южный океаны впервые были выделены в 1650 г. голландским географом Б. Варениусом. По классификации, принятой в 1845 г. Королевским географическим обществом в Лондоне, выделено пять океанов: Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый и Южный. В 1952 г. на международном гидрографическом конгрессе в Монако Северный Ледовитый океан был упразднен и в качестве Северного Полярного моря присоединен к Атлантическому океану. В России и ряде других стран сохраняется прежнее название, которое, исходя из геополитической целесообразности, официально принято постановлением ЦИК СССР в 1935 году. На конгрессе в Монако была достигнута договоренность не выделять самостоятельный Южный океан. Отсутствие его приметных морфологических и орфографических границ с Тихим, Атлантическим и Индийским океанами вызвало споры у географов. Название океана было восстановлено в советском «Атласе Антарктиды», где границей Южного океана принята линия северного положения антарктической конвергенции. В настоящее время самостоятельное выделение Южного океана признается также в США и Великобритании.

Обратимся к примерам субрегионального сотрудничества приморских государств. Здесь путеводной звездой является исторический опыт древнегреческой и римской цивилизаций, создавших эффективные эксцентрированные системы вокруг Эгейского и Средиземного морей. Этот опыт нашел продолжение в атлантизме, основанном на сотрудничестве стран западноевропейской цивилизации (Западной Европы, США и Канады). Однако попытки субрегионального сотрудничества на морских рубежах для Восточной Европы оказалось трудной задачей. Приморские государства Балтии, Черноморья и Каспия относятся к разным цивилизациям. После вступления бывших прибалтийских советских республик в Европейский Союз, у России на Балтике останутся главные морские ворота — Санкт-Петербург и Калининград. Балтика станет основным регионом сотрудничества Европейского Союза и России. Субрегиональное сотрудничество в Черноморье и Каспии осложняется многими нерешенными геополитическими проблемами и экономическим кризисом в большинстве региональных государств.

После падения «железного занавеса» в Евразии получили развитие субрегиональные группировки, объединяющие приморские государства Балтики и Черноморья. Здесь идет поиск эффективного регионального сотрудничества на рубежах цивилизаций. В марте 1992 года в Копенгагене на Конференции министров иностранных дел был учрежден Совет государств Балтийского моря (СГБМ), объединивший приморские страны региона. Основная задача Совета заключается в координации и содействии развития международного сотрудничества по укреплению демократических институтов; в области экономики, науки и техники, энергетики, транспорта и телекоммуникаций; в гуманитарных вопросах; охране окружающей среды; в области культуры, образования, информации и туризма. В1998 году был основан еврорегион «Балтия», объединивший приморские административные единицы Польши, Литвы, Латвии, России, Дании и Швеции. Основные усилия еврорегиона направлены на развитие совместных проектов в области морского транспорта и развития небольших портов, немоторизованного туризма, национальных парков, реконструкции территорий бывших военных баз.

Субрегиональная группировка Черноморского экономического сотрудничества была создана в начале 90-х годов на рубежах евразийских цивилизаций. Однако интеграционные возможности на этом уровне в условиях экономического кризиса в большинстве причерноморских государств оказались ограниченными.
Геополитический и геоэкономический код. Черноморье расположено в геополитическом центре Евразии на пересечении коммуникаций «из варяг в греки» и запад - восток, включая Дунайско-Черноморский путь. Здесь проходят геополитические и социокультурные рубежи евразийских цивилизаций. Наиболее характерной особенностью региона является геополитическая биполярность на осях Запад - Восток и Север - Юг. Самые обособленные в Мировом океане и глубоко вдающиеся в сушу Черное и Азовское моря встречаются здесь с Великой Евразийской степью, являющейся крупнейшей природной коммуникацией континента. Крупнейшие евразийские государства и империи включали Черноморье в свое геополитическое и социокультурное пространство, но всегда сохранялись коммуникационные функции места и открытой экономики. Современная обстановка в Черноморье обусловлена перестройкой генеральных направлений транспортных коммуникаций и усилением энергетического фактора в геополитике.
Важнейшей проблемой Черноморья является поиск путей формирования нового экономического пространства на рубежах цивилизаций. Крупнейшая концентрация торговых портов в Восточной Европе, относительно развитая инфраструктура, близость европейского и ближневосточного рынков создают предпосылки для мирохозяйственной интеграции. В борьбе за черноморскую торговлю лидирует Стамбул, к которому перешли посреднические функции Бейрута — бывшего торгового и финансового центра Ближнего Востока. Черноморье может стать коммуникационным мостом между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
К региону приковано внимание западных нефтяных компаний в связи с перспективами освоения богатых углеводородами месторождений Каспия и выбора путей транспортировки нефти и газа. Поэтому на рубеже веков геополитическая обстановка в Черноморье будет определяться реальными политико-экономическими возможностями контроля транспортировки каспийской нефти и газа. Черное море становится зоной «жизненных интересов» третьих стран. Особенно возрастает политическая и экономическая активность в регионе стран НАТО.

Идея формирования Черноморского района экономического сотрудничества не нова, еще в начале 80-х годов была теоретически обоснована В.А. Дергачевым (1992) новая форма субрегионального сотрудничества – международный морской экономический (эколого-экономический) район. При его выделении доминировала экологическая целостность, требующая совместных, в том числе экономических, усилий по сохранению природной среды. Экономическое сотрудничество является гарантом стабильности в регионе, способствует взаимопониманию славянских, тюрко-язычных и других народов. В рамках международного сотрудничества возможно и объединение усилий для решения экологических проблем Черного моря.
После распада советского геополитического пространства Турция выступила с политической инициативой создания Черноморского района экономического сотрудничества и стала претендовать на роль коммуникационного моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В 1992 г. в Стамбуле главы одиннадцати государств подписали декларацию о Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС).
Новая геополитическая обстановка в регионе создавала предпосылки для многих направлений экономического сотрудничества. Декларация о Черноморском экономическом сотрудничестве включила создание режима свободного движения товаров, услуг и капиталов в целях расширения производственной кооперации и совместного предпринимательства, совместные проекты в области транспорта, телекоммуникаций, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства и пищевой промышленности, создания свободных экономических зон. Предусматривалась модернизация и сооружение инфраструктурных объектов, создание коммерческих банков, центров делового сотрудничества и инновационных фондов. Намечалась организация бизнес-школ, создание международного экологического центра, включая научные исследования, экологическое образование и обмен научно-технической информации. Особое внимание уделялось экономико-правовым проблемам, сохранения и развитию безвизового режима между причерноморскими государствами, восстановлению разрушенных связей между бывшими социалистическими государствами, советскими республиками.
В 90-е годы создаются Ассамблея черноморских государств, Черноморский банк торговли и развития (Салоники), международные центры по энергетике (Варна) и поддержки предпринимательства (Бухарест), другие организации субрегионального сотрудничества. Были достигнуты договоренности об упрощении визового режима, унификации таможенных и налоговых правил, о сотрудничестве в области торговли и промышленности, транспорта и связи, науки и техники, туризма и экологии, сельского хозяйства и других сферах.

Основными странами-участницами процесса черноморской экономической интеграции являются Россия, Турция, Украина, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова и Армения. Интерес к субрегиональному сотрудничеству проявляют Греция, Кипр, Китай и страны Центральной Азии.
По макроэкономическим показателям в Черноморье выделяются Россия, Турция и Украина. Если длительное время ведущую роль в Черноморье играла Российская/Советская империя, то после её окончательного распада, светская Турция стала претендовать на региональное лидерство. Являясь с 1964 г. ассоциированным членом ЕС, обладающая определенным опытом модернизации экономики Турция устремилась к развитию связей с мусульманскими тюрко-язычными республиками бывшего Советского Союза (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Башкортостан, Чувашия и др.). Всего здесь проживает около 50 млн. представителей тюрко-язычных народностей. Турция начала выступать на международной арене в качестве покровителя и защитника интересов балканских мусульман (в Боснии, Косово, Болгарии), крымских татар и гагаузов. Возродилась геополитическая концепция пантюркизма, появились карты «Великого Турана», включающие территории Крыма и Кавказа. Однако возможности Турции по созданию содружества тюркских народов оказались ограниченными.

Турция претендует на роль региональной державы. Этому способствует геоэкономическое положение на пересечении трансконтинентальных коммуникаций, соединяющих Европу с Азией и Черноморье со Средиземноморьем. Черноморское экономическое сотрудничество и создание регионального «общего рынка» Турция рассматривала как важную предпосылку для ускорения «вхождения» в ЕС. Однако экономический кризис и геополитическая обстановка на Балканах отодвигают «европейскую мечту» на неопределенное время. Возможно, имеются глубокие цивилизационные (социокультурные и конфессиональные) барьеры, которые непреодолимы на пути вестернизации, предпринимаемые второе столетие.

Велико значение коммуникационных функций Черноморья, чье географическое транспортное положение относительно Атлантического и Индийского океанов, стран Европы и Ближнего Востока способствует международной торговле. Наличие в Азово-Черноморском гидрологическом бассейне развитой сети судоходных рек (Дунай, Днепр, Днестр, Дон и др.) значительно расширяет транспортные возможности региона. Судоходные речные коммуникации связывают Черноморье с Балтийским, Каспийским и Северным морями.
В целом транспортный каркас Черноморья требует реконструкции и строительства новых путей. На черноморском побережье Турции нет крупных торговых портов, слабо развита транспортная инфраструктура на границе с Грузией и Арменией.
Особенно большие надежды возлагались на возрождении Великого шелкового пути, проходящего через Черноморье. Однако геополитическая обстановка на Балканах, Ближнем Востоке и Центральной Азии не способствует реализации проекта Трансазиатской магистрали.
Среды крупномасштабных совместных проектов субрегионального экономического сотрудничества выделены: создание транспортного коридора вокруг Черного моря и его интеграция с трансевропейскими коммуникациями, формирование объединенной энергетической системы, модернизация портов и создание телекоммуникаций.
Предусматривается создание кольцевого транспортного коридора Стамбул - Бургас - Констанца - Кишинев - Днепропетровск - Донецк - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Тбилиси - Анкара - Стамбул. Таким образом, черноморский коридор, в случае его создания, пройдет через наиболее экспортно-ориентированный регион Украины, но вместе с тем обойдет стороной крупнейший Одесский портово-промышленный комплекс и придунайские порты, на которые приходится 70 % грузооборота.

Перспективы Черноморского экономического сотрудничества в области морского хозяйства связаны с формированием современной портовой инфрастуктурой, транспортных коммуникаций и создания унифицированных преференциальных условий для свободной торговли.
В Черноморье расположены крупные курортно-рекреационные зоны: Южный берег Крыма и Одесса (Украина), Большой Сочи (Россия), Пицунда, Гагры и Сухуми (Грузия), Золотые пески, Солнечный берег и Альбена (Болгария), Мамайя и Мангалия (Румыния). После распада Советского Союза изменилось геоэкономическое положение бывших южных всесоюзных здравниц, оказавшихся неконкурентоспособными в Средиземноморье. Наибольшую притягательность для отдыхающих из России и Украины получил средиземноморский курорт Анталья (Турция) и другие местные центры международного туризма. На средиземноморском побережье Турции в буквальном смысле россыпь остатков античных амфитеатров, храмов и городов. От международного туризма Турция ежегодно получает свыше 10 млрд. долларов. Самый значительный доход от иностранного туризма дает Стамбул — один из древнейших торговых и культурных центров мира, обладающий многочисленными историческими достопримечательностями.
Важное место в черноморском экономическом сотрудничестве занимают экологические проблемы моря и береговой зоны, от решения которых зависит эффективная производственная деятельность, развитие городов и рекреационного хозяйства.

Имеется многовековой опыт, хотя и не бесконфликтного, совместного проживания христиан и мусульман. Однако субрегиональная интеграция стран, длительное время находившихся в разных геоэкономических пространствах, испытывает серьезные трудности. Между странами-участниками ЧЭС не сложились предпосылки для формирования регионального рынка на основе разделения труда. Геополитическая обстановка в Черноморье сдерживают международное сотрудничество по реализации совместных проектов. Товарооборот между черноморскими странами незначителен, за исключением России с Украиной, испытывающей энергетическую зависимость. Украина объявила стратегическими партнерами все причерноморские государства, в которых таковой не воспринимается. Основной и незначительный внешнеторговый оборот с этими странами приходится на товары ширпотреба.
Трудности экономической интеграции в Черноморье обусловлены геополитической обстановкой на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке. Тенденции консолидации мусульманского мира сопровождаются усилением славянской дезинтеграцией. Велика опасность обострения этнонациональных и этноконфессиональных территориальных проблем в регионе.
Турция уже прошла определенный путь от государственного монополизма к либеральной экономике, тогда как в бывших социалистических республиках эта трансформация только началась. Черноморское экономическое сотрудничество требует значительных капиталов в создание современной транспортно-коммуникационной и деловой инфрастуктуры, но этими возможностями страны-участницы субрегионального объединения не располагают. Большинство государств региона, включая наиболее крупные державы (Россия, Турция и Украина), переживают глубокий системный кризис. Финансовый кризис в Турции сопровождается необходимостью ликвидации последствий разрушительных для экономики землетрясений.

Черноморское экономическое сотрудничество осуществляется в условиях ограниченных финансовых возможностей стран-участниц и лимитирующих факторов (энергетических, транспортных, экологических, водных, трудовых). Поэтому каждое государства ведет поиск оптимальной модели открытой экономики с надеждой на зарубежные инвестиции.
Парадоксальная особенность Черноморского экономического сотрудничества заключается в том, что большинство стран, игнорируя реальную географию и геополитику, декларируют стратегический европейский выбор. Конкуренция между ними за транзитные функции доминирует над интеграционными проектами субрегионального сотрудничества.

Резюме

Регионализацию международных отношений необходимо рассматривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной частью глобализации, другие — как альтернативу. Благоденствие государства зависит не только от природного богатства. Можно иметь большие запасы энергетических ресурсов и оставаться бедным. В мире известны другие примеры, когда обделенная природными ископаемыми страна становится процветающей. Все дело в пропорциях, соотношении между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами. Региональная трансформация международных отношений проявилась в образовании трех полюсов экономического и технологического развития — западноевропейского, североамериканского и азиатско-тихоокеанского. Регионализация наиболее успешно осуществляется вокруг государств лидеров, обладающих военно-политической и экономической мощью. Наиболее крупные региональные группировки созданы в Западной Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе (ЕС, НАФТА, АСЕАН). Соединенные Штаты продемонстрировали наиболее эффективную передачу статусных коммуникаций в области международных экономических отношений на региональный уровень. Здесь удалось создать каркас страны с двумя коммуникационными полюсами экономического и технологического роста на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях, открытых к внешнему миру и к внутренним районам страны. Внутренняя региональная политика Китая подчинена главной геополитической цели воссоединения в единых границах государства-цивилизации. В подходах к общественному развитию отмечаются существенные различия между европейцами и китайцами. Динамичной, взрывной европейской модели Китай противопоставил глубокую традицию умеренного развития, когда новое непременно произрастет в старом. В будущем значительное место займут морские региональные группировки, ориентированные на использование энергетических, других ресурсов морей и решение их экологических проблем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.