Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа допущена к защите 2 страница






3. С учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного. Например, если объем реализации в феврале на 50% больше, нежели среднемесячный за год или за какой-либо другой период, служащий базой для планирования, то товарные запасы, имеющиеся на 1 февраля, должны быть на 25% большими, чем средние запасы на начало месяца.
4. По базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.
Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны на основе длительного опыта и поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором:
1) потребители будут удовлетворены работой предприятия;
2)не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями;
3)уровень товарных запасов оптимален;
4) товарооборачиваемость приемлемая.
Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении.
Следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Оба вида учета дают возможность:
1) выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом;
2) оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;
3) повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, можно основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.
Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы - это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия.

 

 

1.3 Модели и меры по управлению товарными запасами на предприятии

Разумная величина товарных запасов обеспечивает выполнение и перевыполнение плана товарооборота, удовлетворение спроса, сокращение части издержек. Величина текущих запасов является не постоянной, но от неё зависит вся торговля в целом.
Сокращение времени обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для роста эффективности. В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы не нести инфляционных убытков.
Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.
Меры по повышению управляемости товарными запасами способствуют сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.
Для этого необходимо иметь возможность систематически отслеживать и анализировать структуру и динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена.
Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат. Поэтому возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, а с другой - финансовыми затратами. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров.
В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ (оптимальный объем партии), средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time.
Эти системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:
1) реальной оценки текущего состояния запасов;
2) установления необходимых сроков размещения заказов;
3) определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;
4) определения необходимого объема страховых запасов;
5) оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.
Первая проблема решается путем использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.
Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах - рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса - пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Широкое распространение получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп - А, В и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.1.
К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений.

 

Таблица 1.1 - Классификация запасов (АВС system)

Группы запасов Доля в объеме товарооборота в денежном измерении Доля в объеме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления
Группа А 80% 20% Да
Группа В 30% 25% В некоторых случаях
Группа С 20% 80% Не следует


К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 30% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 25%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 20%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, - около 80%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования.
Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто своевременно»). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компанией Toyota и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
Управления большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему учета запасов и размещения заказов у поставщиков. Движение каждой единицы товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария.

Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:
1.Модель с фиксированным размером заказа.
2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами.
4. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня.
4.Модель «Минимум - Максимум».
Модель с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ, так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки. Поэтому необходимо учитывать резервный запас, служащий для предотвращения дефицита.
Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового уровня, то делается дополнительный заказ.
В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа производится по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ТЗ + ОП, (1.1)
где РЗ - размер заказа, шт.;
МЖЗ - желательный максимальный заказ, шт;
ТЗ - текущий заказ, шт;
ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП, (1.2)
где ПУ - пороговый уровень запаса, шт.
Модель «Минимум - Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.
При ближайшем рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа.
Определение оптимального размера заказа осуществляется несколькими способами: использование модели с фиксированным объемом заказа. Принцип действия системы этой модели основан на определении конкретного момента времени, когда нужно размещать заказ, соответствующий определенному уровню запаса (точке заказа), а также размера этого заказа. Точка заказа - это всегда совершенно определенное количество материала. Уровень запаса определяется как остаток материалов перед прошлой поставкой, плюс количество полученных материалов при прошлой поставке, минус израсходованное количество.
Нормальным минимумом запасов является страховой запас. При снижении уровня запасов до определённой заранее величины (текущий запас плюс страховой) или ниже должен производиться заказ очередной партии товаров. Ниже на рисунке 1.1 показан процесс изменения запасов на предприятии. На этом рисунке под символом “МЗ” понимается максимальный уровень запасов в натуральных единицах. Под символом “ТЗ” понимается текущий запас или уровень запасов, при котором делается заказ очередной партии в натуральных единицах. Под символом “СЗ” понимается наиболее вероятный минимальный уровень запасов (это величина страхового запаса) в натуральных единицах.
Таким образом, для данной модели управления запасами, требуется определение следующих параметров:
1) минимально необходимого объёма запасов;
2) объёма запасов, при котором делается очередной заказ;
3) оптимального объёма поставляемой партии, обеспечивающего минимальные потери, как в технологическом, так и в финансовом аспекте.
Использование модели с фиксированным периодом. В системе управления запасами с фиксированным периодом запас подсчитывается только в определенные моменты времени. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов.
Модели с фиксированным периодом времени выдают размеры заказов, разные для различных циклов. Это требует более высокого уровня резервного запаса, чем в системе с фиксированным объемом заказа. Система с фиксированным объемом заказа предполагает непрерывный подсчет наличного запаса, причем заказ размешается сразу же по достижении точки очередного заказа. В отличие от таких систем, в моделях с фиксированным периодом предполагают, что запас подсчитывается только в так называемые контрольные моменты времени. При этом возможно, что исключительно высокое потребление сведет весь запас к нулю сразу же после того, как заказ будет выполнен, и эта ситуация может оставаться незамеченной вплоть до наступления следующего контрольного момента. Таким образом, резервный запас должен защищать нас от дефицита изделий не только в течение контрольного периода, но и в течение времени выполнения заказа.
А сейчас рассмотрим две другие модели. Первая иллюстрирует изменение величины заказа в слу­чае, когда цена единицы изделия меняется в зависимости от объема заказа. Вторая, называемая однопериодной моде­лью, или иногда статической моделью, представляет собой задачу, в которой определение размера заказа при каждой закупке требует поиска компромиссного варианта.
Модель со ступенчатой ценой учитывает то, что в действительности отпускная цена из­делия зависит от объема заказа, причем зависимость цены от размера закупки обычно не прямо пропорциональная, а ступенчатая. Оптимальный объем заказа определяют по наимень­шим общим затратам на создание запасов и объёма при которых происходит скачок цены. Для этого составляется таблица, в которой для всех возмож­ных значении объема заказа рассчитывают все элементы затрат на создание запаса и находят общие затраты на создание запасов. По минимуму общих затрат определяется оптимальный объем закупки.
Один из практических выводов для моделей со ступен­чатыми ценами состоит в том, что ценовые скидки для крупных закупок часто делают экономически оправданным заказ изделий в количествах, превышающих оптимальный размер партии поставки. Таким об­разом, применяя данную модель, мы должны особенно тщательно следить за тем, чтобы получить правильный вы­бор с учетом увеличения потерь от устаревания продукции и затрат, связанных со складированием и хранением. В управ­лении запасами возникают ситуации, связанные с разме­щением заказов для покрытия потребности лишь на про­тяжении одного периода. Такие задачи, иногда называемые задачами одного периода, или «задачами уличного разносчика газет» (Сколько газет должен заказывать каждый день уличный разносчик?), можно решать на основе классического экономического подхода - анализа предельных показателей. В соответствии с анализом предельных показателей оптимальная величин запаса соответствует точке, в которой выгоды, извлекае­мые от доставки на склад очередного изделия, оказываются больше возможных потерь из-за отсутствия этого изделия.
Товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. Типичная проблема торговых фирм: многочисленные случаи дефицита товара при излишках запасов и высоких затратах по его закупке и транспортировке.

Таким образом, можно привести такие выводы:
1. Система управления товарными запасами необходима для кон­троля уровня запасов и определения, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.
2. Запасы это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Поэтому целью управления запасами является нахождение такой их величины, ко­торая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия.
3. Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые запасы.
Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками.
4. Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
5. Оборот запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения.
6. В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы не нести инфляционных убытков.

 

 

II. Оценка эффективности управления товарными запасами на предприятии ОАО «ТАТНЕФТЕПРОДУКТ»

2.1 Экономико-организационная характеристика ОАО «Татнефтепродукт»

Предприятие уже как с 1933 г. работает на рынке торговли нефтепродуктами. Она начала свою деятельность как говорится «с нуля» не имея складских и офисных помещений. Фирма занимается торговлей нефтепродуктами, а именно реализацией бензина Аи-92, АИ-95, Нормаль-80 и Дизтоплива. Осуществляет как оптовую, так и розничную торговлю. Предприятие имеет внешние и внутренние договоры о поставках продукции.
ОАО «Татнефтепродукт» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, расчетные и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием.
Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе.
Источниками формирования имущества являются:
1) вклады участников в капитал;
2) доходы, полученные от его деятельности;
3) иные источниками, не запрещённые законодательными актами.
Целью данного предприятия является получение дохода, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Предприятие имеет 10 автомобильных заправочных станций (АЗС).
Рассмотрим подробнее систему учёта талонов. Предприятие заключает договоры с покупателями на отпуск горюче-смазочных материалов (ГСМ) по талонам. Покупатель приобретает за наличный или безналичный расчет определенное количество талонов, соответствующее некоторому объему ГСМ, по которым в дальнейшем производится заправка автотранспортных средств покупателя на АЗС.
Схема работы подсистемы учета талонов напоминает работу по предоплате. Приобретая определенное количество талонов, покупатель оплачивает необходимый объем нефтепродуктов, но фактической отгрузки при этом не происходит, то есть покупатель получает право на отгрузку ГСМ с АЗС.
После передачи покупателю, талоны могут быть отоварены на АЗС, либо не отоварены по каким-либо причинам. Если талоны отоварены, то производится отражение реализации ГСМ покупателю в бухгалтерском учете и оформление документов отгрузки. Если талоны не отоварены, то оформляется возврат талонов, после чего возможна выдача покупателю новых талонов, либо возврат уплаченных денежных средств.
Предприятие для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.
Также самостоятельно планирует свою производственную и иную деятельность, а также социальное развитие трудового коллектива.
Прибыль предприятия подлежит налогообложению в порядке, предупрежденном действующим Законодательством. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется предприятием самостоятельно.
Руководство текущей деятельностью осуществляется Директором. Срок действия договора с Директором бессрочный. Директор действует от имени предприятия по решению учредителей.
На территории склада расположены: один резервуар объёмом 25 м3, 12 резервуаров объёмом 50 м3, три по 75 м3 и один объёмом 2000 м3. Данный резервуар использует под ответственное хранение нефтепродуктов. То есть, предприятие предоставляет покупателям дополнительную услугу по ответственному хранению нефтепродуктов. При этом имеются следующие схемы ответственного хранения нефтепродуктов:
1) горюче-смазочные материалы реализованы покупателю, но по каким-либо причинам, не могут быть сразу вывезены с нефтебазы;
2) предприятие оказывает платные услуги ответственного хранения горюче-смазочных материалов в качестве дополнительного вида деятельности.
Так же на территории склада имеется гараж.
Среднегодовая численность работающих 28 человек, с общим месячным фондом заработной платы 207 006, 595 рублей. Из него 44 980, 985 рублей приходится на аппарат управления, 44 927, 447 рублей - на работников склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) и 117 098, 238 рублей на оплату труда работников АЗС.
В среднем товарооборот предприятия составляет 6768960, 79, однодневный оборот – 71143, 17 рублей.

 

2.2 Оценка эффективности финансовой деятельности предприятия

Потребность организации в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота.
Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление - отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах.
Таблица 2.1 – Показатели оборачиваемости товарных запасов предприятия «Татнефтепродукт» за 2012-2013 гг.


Наименование показателя Базисный период (2012 г.) Отчетный период (2013 г.) Отклонение
абсолютное относительное, %
Средние запасы (рублей) 1070648, 45 517307, 41 -567341, 04 -52, 25
Однодневный ТО (рублей) 144800, 09 72143, 17 -74656, 92 -51, 24
Время обращения (дней) 8, 46 8, 26 -0, 16 -2, 06
Скорость обращения (дня) 49, 26 51, 30 1, 05 0, 05
Средний ТО (рублей) 1, 2723557 6916181 -5807376 -45, 64

 

Средние товарные запасы имеют тенденцию к снижению. Так, в отчетном периоде их величина составила 517307, 41рублей, что меньше базисного периода на 567341, 04 рублей или на 52, 25%. Это обусловлено снижением товарооборота на 45, 64%, который в свою очередь упал из-за кризиса, который, оказала сильное влияние на деятельность фирмы в 2013 г, так как сократились оптовые и розничные продажи. Время обращения запасов составляет 7, 41 дней в 2012 г. и 7, 26 дней в 2013 г., а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов - 51, 30 раза, то есть средние запасы за год сделали 51, 30 оборота. Скорость обращения увеличилась на 0, 05%. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности.
Динамика товарооборота за последние 2 года работы предприятия представлена в приложении Б. Как мы видим из данного приложения товарооборот за каждый квартал 2013г. меньше, чем товарооборот за соответствующий квартал 2012г., исключение составляет 4 квартал, где товарооборот за 2013г. больше, чем в 2012г. Самый минимальный разрыв между товарооборотом в 2012 и 2013 гг. наблюдается в четвёртом квартале. Самый маленький товарооборот наблюдался в первом и втором квартале 2013 г. Самый большой товарооборот в 2012 г. наблюдался во втором квартале, а в 2013 г. в четвёртом. Из этой динамики мы видим, что фирма постепенно начала преодолевать последствия мирового финансового кризиса и выходить на объемы реализации 2012г.
Структура товарных запасов, представлена в приложении В, а именно в таблицах В.1 и В.2 должна обеспечивать нормальный уровень товарооборота, как в целом, так и по отдельным группам. Ведутся постоянные расчеты, которые направленные на постоянный поиск оптимальной структуры товарных запасов.
Структура поступлений проиллюстрирована в приложении Г, где наибольшую часть занимают бензин Нормаль-80, что обусловлено спросом потребителей на данный товар, притом в 2013 г. его доля возросла на 15, 50%. Доля бензина Аи-92 в 2009 г. на увеличилась на 5, 97%. А доля дизтоплива снизилась на 21, 48%.
Все товарные группы имеют определённые резервуары для хранения, расположенные на складе и имеют значительный срок годности, только в третьем квартале наблюдается большая естественная убыль, это происходит из-за того, что в этот период наблюдается сильное испарение.
По проведенным расчётам видно, что предприятие имеет невысокий товарный запас, который рассчитан на 7 дней. А заказ обычно размещается один раз в 25 дней. И вследствие этого иногда наблюдаются простои, так как поставщики не всегда вовремя поставляют продукцию или в неполном объёме. Резервного запаса как такового не имеется, но иногда используются нефтепродукты принятые на хранение, хотя это и довольно рискованно. Очень незначительна была сумма средств отвлечённых из оборота 12805, 77 рублей.
При формировании товарных запасов предприятие использует кредитную линию. Это обусловлено тем, что предприятию выгоднее использовать скидку получаемую при покупке большего объёма, чем отказаться от неё. Скидка составляет 450 рублей за тонну при покупке свыше 100 тонн. А собственных средств предприятию для покупки такой партии не хватает.

 

 

2.3 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры на ОАО «Татнефтепродукт»

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Поэтому, одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность.

Таким образом что мы видим:
1. ОАО холдинговая компания «Татнефтепродукт» стремится к минимизации запасов, но не всегда это положительно влияет на работу, так как периодически возникают простои в работе.
2. В среднем товарооборот компании составляет 6768960, 79, однодневный оборот – 71143, 17 рублей, динамика товарооборота за 2009 год имеет тенденцию к постепенному наращиванию.
3. В структуре поступлений товарных запасов наибольшую часть занимает бензин Нормаль-80, в 2009 г. его доля возросла на 15, 5%.
4. Компания имеет невысокий товарный запас, который рассчитан на 7 дней.
5. Коэффициенты ликвидности показывают, что предприятие обладает недостаточной платежеспособностью, то есть не способно наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства
6. Фондоотдача показывает, что на каждый рубль стоимости основных средств приходится 8, 42 рубля дохода. Коэффициент оборачиваемости активов говорит о том, что на 1 рубль стоимости всех активов получаем 56 копеек дохода.
7. Скорость реализации материальных оборотных средств составляет приблизительно 22 дня. В течение отчетного периода дебиторская задолженность превратилась в денежные средства всего 3 раза, требуется практически 130 дней для её погашения. Для погашения кредиторской задолженности требуется 7 дней. Как следует из расчетов, условия, на которых предприятие получает поставки гораздо хуже, чем условия, предоставляемые предприятием покупателям своей продукции. Это приводит к тому, что приток денежных средств от дебиторов менее интенсивен, чем от кредиторов.
8. Управление товарными запасами осуществляется на среднем уровне, необходимо использовать модель оптовых закупок значительными партиями, которая разрешит получить значительные ценовые скидки, минимизировать затраты на заказ, транспортные затраты и гарантировать поставку всей партии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.