Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальная деятельность при разработке решений.






С позиции менеджмента процесс мышления включает следующие состав­ляющие (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Схема процесса мышления

В начале любого дела лежит идея, которая трансформиру­ется в мысль и под влиянием внешней среды и внутренних фак­торов человека превращается в убеждение. Убеждение, усилен­ное концентрацией, чувствами и вниманием, реализуется в кон­кретных действиях менеджера. При согласии с внешней сре­дой, укрепляющей жизненные силы человека, предпринимае­мые действия ведут к успеху. Повторение успехов формирует мастерство или искусство принятия решений. Под искусством в данном контексте понимается высокая степень умения лица, принимающего решения (ЛПР).
Управленческое решение не проще теоретического, а по ряду характеристик сложнее. В частности, это проявляется в способности преобразовывать сложнейшую информацию в оп­ределенные, простые, доступные планы и решения.
Управленческое мышление должно быть конкретным. Руководителю необходимо представлять сложное целое и ви­деть при этом составляющие его элементы. Важнейшими свойствами управленческого мышления являются способ­ность к риску и личная ответственность за исход дела. Каж­дое решение порождается в процессе мышления, которое со­относит возможности личности с конкретно складывающей­ся ситуацией.
Мышление руководителей имеет множество особенностей (рис. 1.3). В их составе наряду с другими выделяются:
глубина мышления — свидетельствует об умении пред­видеть наиболее удаленные от поверхности причинно-след­ственные связи;
широта мышления — отражает умение видеть все мно­гообразие взаимосвязанных явлений в целом, не выделяя из них какую-то проблему и не увлекаясь только ею;

Рис. 1.3. Особенности мышления руководителей

гибкость мышления — проявляется в умении отступать от излюбленных, оправдавших себя стереотипных решений; умение исходя из сложившейся ситуации найти оригинальное решение;
быстрота мышления — это " скорость" мысли от анализа проблемы к формулированию решения.
Поскольку психологические особенности личности руково­дителя влияют на управленческие решения, выясним основные из них: управленческие потребности личности, управленческие способности, управленческая концепция.
Указанные элементы психологии руководителя в единстве образуют потенциальный источник принимаемых решений (рис. 1.4).
Управленческие потребности могут отсутствовать у лю­дей либо иметь разную побудительную силу. Немало и тех, кто

Рис. 1.4. Структура потенциального психологического источника управленческих решений

видит свою жизненную перспективу именно в руководстве людьми, предпринимает значительные усилия для продвиже­ния по службе. Наличие управленческих потребностей — не­обходимое условие назначения кандидата на руководящую де­ятельность. Они проявляются в стремлении воздействовать на окружающих людей с целью направления их усилий на реше­ние конкретных задач. Управленческие потребности являются источниками основных мотивов деятельности руководителя и отвечают на вопрос: насколько сильно нравственно созрело стремление возглавить коллектив, повести его на выполнение определенных задач.
Кроме потребностей необходимо обладать соответствую­щими способностями к управлению. Важнейшие из них — ди­агностические, творческие и организаторские.
Диагностические способности позволяют формировать чет­кое представление о настоящем и будущем организации; твор­ческие — вырабатывать решения, адекватные задачам пред­приятия; организаторские — обеспечивать их реализацию. На основе потребностей и способностей в процессе учебы и после­дующей практической деятельности у руководителя формиру­ется индивидуальная (отражающая его личные возможности) управленческая концепция.
Индивидуальная управленческая концепция руководите­ля (ИУК) — это способ понимания и трактовки проблем управ­ления. В структуре ИУК выделяется три элемента: сверхзадача, проблемное наполнение и управленческие замыслы.
Сверхзадача представляет собой личностный смысл дея­тельности человека в крупные отрезки времени (юность, зре­лость, старость). Она определяет связность, условность жиз­ненного пути человека, служит психологическим стержнем, вокруг которого разворачиваются многочисленные поступки и действия, внешне не всегда логически связанные. Для руко­водителя сверхзадача может выступать в форме конкретной цели в сложившихся социально-экономических условиях (на­пример, постоянное повышение эффективности производства). Она характеризует меру социально-политической зрелости человека.
Проблемное наполнение — это система задач, на решение которых руководитель направляет свою активность. Из всего многообразия задач он выбирает те, которые постоянно или эпи­зодически находятся в центре его внимания. От качеств руко­водителя зависит, какая из проблем, способствующая решению многих других, выбрана в качестве приоритетной.
Проблемное наполнение должно оперативно перестраи­ваться, быть гибким, переключать при необходимости внима­ние на решение новых задач. Недостаточная гибкость в этом случае сродни инертности мышления и может привести к гру­бым ошибкам.
Управленческие замыслы — предпочтительные и привыч­ные для руководителя способы решение проблем. У разных ру­ководителей они могут быть различными. Например, повыше­ние производительности труда достигается несколькими путя­ми: улучшением организации труда, изменением технологии производства, либо используются данные пути в разной степе­ни. Если эти замыслы стереотипны, незначительно меняются при смене экономической ситуации и социальных условий хо­зяйствования, возникает опасность отставания менеджера от жизни.
Под интеллектуальными системами (ИС) понимаются си­стемы, созданные как для имитации, так и для расширения возможностей интеллектуальной деятельности человека в об­ласти принятия решений. Благодаря использованию ИС стал возможным качественный скачок в развитии управленчес­ких технологий. Принципиально новые возможности (связанные с широкомасштабным внедрением компьютеризации, со­временных методов выработки и принятия решений, автома­тизированных систем) открывают качественно новые подхо­ды к пониманию и осуществлению управленческой деятель­ности. А поскольку управленческая деятельность включает управление государством, регионом, отраслью, концерном, фирмой и принятие решений в реальной жизни осуществля­ется каждодневно, можно представить диапазон возможного применения ИС.
Неудивительно, что назначение ИС достаточно разнооб­разно: от экспертных систем (ЭС), основная идея которых со­стоит в использовании знаний и опыта специалистов высокой квалификации, до автоматизированных систем экспертного оценивания (АСЭО), предназначенных для использования кол­лективного опыта и знаний при решении нестандартных про­блем.
Любое логическое рассуждение, используемое руковод­ством, может быть закодировано и воплощено в ИС. Умение пользоваться современными ИС не только делает человека бо­лее вооруженным при необходимости объяснения логики при­нятия решения, но и позволяет повысить качественный уровень принимаемых решений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.