Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа. Юридический факультет

Юридический факультет

 

Кафедра публичного права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Конституционное право РФ

На тему: Амнистия. Центральная избирательная комиссия.

 

Работу выполнил

студент 2 курса

юридического факультета

направление подготовки бакалавриат 030900.62

Юриспруденция

группы ЮР1-О/Б/Мыт13

Агаев Эльдар Самирович

Научный руководитель:

Старший преподаватель

 

 

Москва - 2015

 

 

Москва 2008
Содержание

Введение 2

Глава 1. Исторические предпосылки становления и развития
Центральной избирательной комиссии России. 3

Глава 2. Законодательные основы статуса Центральной избирательной
комиссии России. 7

2.1. Состав Центральной избирательной комиссии России. 10

2.2. Полномочия и функции членов Центральной избирательной
комиссии России 12

2.3. Заседания Центральной избирательной комиссии РФ.
Органы и учреждения при Центральной избирательной
комиссии России. 18

2.4. Полномочия и функции Центральной избирательной
комиссии России. 20

2.5. Правовые акты Центральной избирательной комиссии России 24

Заключение 27

Список использованной литературы 30


Введение.

Органы государственной власти в нашей стране формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляется выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную законность всей структуре органов государственной власти.

Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни. А если выборы – это борьба и состязательность кандидатов, то за соблюдением правил этой борьбы должен кто-то следить. Таким органом в нашей стране является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия России актуальна для исследования, т.к. в последние полгода она практически у всех на слуху. За это время в нашей стране произошли крупные изменения в структуре органов государственной власти: прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и выборы Президента РФ. За правильность проведения этих выборов главным образом отвечала Центральная избирательная комиссия РФ и в своей работе я хотела бы рассмотреть, а что же представляет собой ЦИК России.

Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ деятельности ЦИК России.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть историческое развитие ЦИК России;

· рассмотреть, как формируется ЦИК России, ее состав и срок работы;

· раскрыть полномочия членов ЦИК России, а также полномочия и функции самой ЦИК России в целом;

· рассмотреть, как проводятся заседания ЦИК России и какие органы и учреждения существуют при ЦИК России;

· проанализировать правовые акты ЦИК России.

При написании курсовой работе были использованы Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 25 декабря 1993 года), Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 1995 г. N 7/46-II " О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и другие нормативно-правовые акты.

Помимо этого были использованы труды таких цивилистов как: Авакьян С.А., Баглай М.В., Безуглов А.А., Иванченко А.В., Ковлер А. И., Козлова Е.И., Постников А. Е., Прудников А.С. и другие.

Курсовая работа состоит введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Исторические предпосылки становления и развития
Центральной избирательной комиссии России.

Избирательные комиссии (комиссии по делам о выборах) впервые в отечественной истории появились в 1905 году, они формировались на губернском и уездном уровнях. Ограниченная (дуалистическая) монархия, установившаяся после 1905 года, просуществовала немногим более десяти лет, и в 1917 году пала. Власть перешла к Временному Правительству, которое, стремясь к скорейшему выходу из кризиса, готовило выборы в Учредительное Собрание. Производство выборов возлагалось на окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное Собрание комиссии.

Временное Правительство осуществило революционный прорыв в области демократизации избирательного процесса.

Положением о выборах (от 20 июля 1917г.) предусматривалось создание при Временном правительстве Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрании комиссии. Она была первым общероссийским избирательным органом – прообразом современной ЦИК России, её значение было обусловлено проведением прямых выборов по пропорциональной системе. Однако постановлением Совета народных комиссаров от 29 ноября 1917 года Всероссийская по выборам в Учредительное собрание комиссия была распущена «ввиду отказа работать совместно с комиссаром, назначенным СНК»[1].

С образованием союзного государства и возрастанием необходимости обеспечения четкой организации и контроля за проведением выборов на регулярной основе возникла потребность в создании института, способного выполнять эту функцию. В 1918 году Конституцией РСФСР устанавливается конституционное наличие избирательных комиссий, о чем гласит статья 67 Конституции: «Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и председателя местного Совета».

Первая Инструкция о выборах была издана Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом в декабре 1918 года. По сравнению с нормативными избирательными актами Временного или даже царского правительства данная Инструкция была шагом назад в области избирательного права. Она являла собой пример псевдоправового документа, умышленно или в силу некомпетентности представляющего возможность проведения выборов вне правовых рамок.

До принятия в 1925 году второй Конституции РСФСР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издал еще две инструкции о выборах в Советы. Инструкция 1922 года содержала отдельный раздел с названием «Избирательные комиссии» и более подробную регламентацию образования и обязанностей избирательных комиссий. Тем не менее, в целом система избирательных комиссий не претерпела значительных изменений и не стала более самостоятельной.

Инструкции 1918, 1922 и 1924 годов позволяют предположить, что избирательные комиссии представляли собой органы при соответствующих исполкомах. В системе избирательных комиссий не хватало лишь верхнего уровня – комиссии при ВЦИК, которая появилась лишь в 1926 году.

8 февраля 1926 года ВЦИК принял Положение о Всероссийской Центральной избирательной комиссии. Основной обязанностью которой было «общее руководство проведением избирательных компаний в РСФСР». В соответствии с этим Положением Всероссийская Центральная избирательная комиссия создавалась при Президиуме ВЦИК и в своей работе пользовалась аппаратом Президиума ВЦИК. Сроки полномочий комиссии Положением не оговаривались.

Лишь только в 1930 году при Президиуме ВЦИК СССР образовалась Центральная избирательная комиссия, что явилось логичным развитием системы избирательных комиссий.

В 1937 году Центральная избирательная комиссия была расформирована в связи с принятием новой Конституции и изменением избирательной системы.

Таким образом, можно сказать, что к концу 1930-х годов система избирательных комиссий в основном сложилась и просуществовала практически без изменений до 1988 года. Характерная особенность этой системы заключается в том, что для каждых выборов формируется огромное число новых избирательных комиссий. Эти комиссии не имеют ни своего аппарата, ни собственных ресурсов, а их составы не обладают достаточной компетентностью. Система избирательных комиссий этого периода не является соподчиненной. Большую часть комиссий составляют окружные комиссии, основной функцией которых является регистрация одного кандидата и подведением результатов по округу. Сформированы они были не на территории административной единицы, а на территории избирательного округа. Понятно, что такие комиссии оказывались неподготовленными к задаче «обеспечения проведения выборов» и играли декоративную роль, а реальной организацией выборов занимались другие органы.

Конституционные реформы, начатые в конце 1980-х годов, затронули в первую очередь избирательную систему. С 1988 года избирательное законодательство, как и российское законодательство в целом, начинает эволюционировать в сторону демократизации, приближения к европейским стандартам.

Сформирована двухступенчатая система представительных органов (Съезд народных депутатов – Верховный Совет), а порядок выдвижения кандидатов изменен таким образом, что выборы депутатов (начиная с 1989 года) стали альтернативными. В 1988 году была сформирована ЦИК по выборам народных депутатов СССР, а в 1989 году – ЦИК по выборам народных депутатов РСФСР с пятилетним сроком полномочий. Впоследствии на неё были возложены полномочия по проведению референдумов СССР и РСФСР в 1991 году, выборов Президента РСФСР в 1991 году, референдума РФ в 1993 году. Режим деятельности ЦИК приближался к постоянному, а её значение увеличивалось при переходе к альтернативным выборам, а позднее – в связи с проведением референдумов, выборов Президента РФ и парламентских выборов по смешанной системе.

В сентябре 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин, стремясь преодолеть затяжной конституционный кризис и форсировать конституционную реформу, распускает и упраздняет Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначает на 12 декабря выборы в Государственную Думу. Вскоре Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу, а впоследствии возлагает на неё полномочия по проведению выборов в Совет Федерации и всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и принята Конституция Российской Федерации[2]. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» от 20 декабря 1993 года Комиссия стала работать на постоянной основе, еще некоторое время и в прежнем составе.

В 1994 году принят Федеральный закон за №56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (сейчас он утратил силу). В этом законе была отдельная статья, посвященная Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В ней говорится, что ЦИК России работает на постоянной основе, является юридическим лицом и срок ее полномочий четыре года. Установлен также порядок формирования Комиссии и некоторые ее полномочия. Закон закрепляет статус юридического лица за ЦИК России.

В статье 27 закона говорится о самостоятельном бюджетном обеспечении ЦИК России. Хотя в законе ничего нет о том, что какие-либо избирательные комиссии являются государственными органами, фактически совокупность положений, касающихся ЦИК России, позволяет утверждать, что закон закрепил статус Комиссии как специализированного государственного органа.

С принятием 19 сентября 1997 году Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статус ЦИК России принципиально не изменился, равно как и после принятия в 2002 году его новой редакции[3].

С середины 1990-х годов ЦИК России активно включается в организационную работу (создаётся государственная автоматизированная система «Выборы»), разрабатывает серию законов о выборах, неоднократно проводит парламентские и президентские выборы, включает в сферу своего контроля региональные и местные выборы и референдумы, принимает на себя обязанности по рассмотрению жалоб и защите избирательных прав граждан. Тенденция усиления, увеличения значения ЦИК России связано с увеличением роли выборов в жизни

общества и государства, усилением демократических начал в избирательном праве.


Глава 2. Законодательные основы статуса
Центральной избирательной комиссии России.

Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления.

Статус избирательных комиссий в Российской Федерации как субъектов избирательного процесса определяет их правовое положение по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведении выборов и референдумов.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в независимом режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (то есть избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в законах о выборах. Можно сказать, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации.

 

В статье 21 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлен полный перечень видов избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии не образуют централизованную систему для проведения всех выборов в Российской Федерации. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом нормы как федеральных, так и региональных законов о выборах не должны противоречить требованиям Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, при проведении выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов.

Рассмотрим более подробно Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в узком смысле представляет собой юридически закрепленную систему её прав и обязанностей, в широком смысле – место в системе публичной власти.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, является независимым коллегиальным федеральным государственным органом, организующая подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, комиссии референдума Российской Федерации, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям, комиссиям референдума в Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

ЦИК РФ обладает всеми признаками, которыми теория государства и права характеризует государственный орган: она образована и действует в установленном законом порядке, выполняет государственные функции (реализация народовластия, защита прав граждан), наделена компетенцией и властными полномочиями, занимает место в системе органов государства (хотя и несколько неопределённое. Как считает Баглай М.В. ЦИК России следует относить к числу " органов государственной власти с особым статусом", т.е. к государственным органам, непосредственно организационно не входящим в какую-либо ветвь государственной власти[4].), финансируется государством.

ЦИК России является коллегиальным органом, её численность – 15 членов с правом решающего голоса. Комиссия принимает решения по основным вопросам своей компетенции на заседаниях, большинством от установленной численности либо от числа присутствующих членов (в зависимости от характера вопроса), они, как правило, оформляются правовыми актами (постановлениями). Основные полномочия Комиссии не могут быть никому делегированы.

ЦИК России в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти (Президента, законодательных и исполнительных органов, судов, других государственных органов) и органов местного самоуправления, но при этом обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации, исполнять федеральные законы, выполнять судебные решения. Комиссия не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Она обладает организационной и функциональной самостоятельностью, подчиняется только федеральному закону, не подотчетна другим органам (за исключением финансовой отчётности), не несёт перед ними политической ответственности.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе, она работает как в период федеральных избирательных кампаний (а также кампании референдума), так и в межвыборный период. Комиссия является юридическим лицом – федеральным государственным учреждением, некоммерческой организацией. Официальное сокращенное наименование – ЦИК России (хотя СМИ зачастую используют и другое сокращенное наименование – Центризбирком).

Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Место постоянного нахождения ЦИК России – Российская Федерация, город Москва, Большой Черкасский переулок, дом 9.

 

 

2.1. Состав Центральной избирательной комиссии России.

Состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Она состоит из 15 членов.

Пять членов ЦИК России назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

Все пятнадцать членов Комиссии наделены правом решающего голоса.

Устанавливая такой порядок формирования ЦИК России, на мой взгляд, законодатель стремился обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости и беспристрастности.

Комиссия действует на постоянной основе, но срок ее полномочий – четыре года, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы. В случае если срок полномочий Комиссии истекает в период федеральной избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует ЦИК РФ, то срок ее полномочий продлевается до представления комиссией палатам Федерального Собрания Российской Федерации финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, и сведений о поступлении и расходовании средств кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп, избирательных объединений, общественных объединений, инициировавших проведение референдума, но не более срока, установленного федеральными законами для представления указанных документов. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах.

Комиссия может быть расформирована лишь в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии – мера юридической, публично-правовой ответственности этого органа.

Член ЦИК РФ, имеющий право решающего голоса – это федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии (высшее юридическое образование либо учёная степень в области права), а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения для всех членов Комиссий, т.е. членами ЦИК России не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры. Они не могут замещать другие государственные должности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, входить в руководящие и контрольно-ревизионные органы политических партий, иных общественных объединений, участвующих в выборах. Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению.

Член Комиссии не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Для освобождения члена Комиссии от должности (от обязанностей) необходимо наличие соответствующих оснований (ст.29 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”). Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможно только по судебному решению – если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах либо признает его по обращению к Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность - гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии.

На первом заседании ЦИК РФ избираются Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования. Для этого члены Комиссии открытым голосованием образуют счетную комиссию из трех членов Комиссии. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Комиссии работают в Комиссии на постоянной (штатной) основе.

Согласно ст.11 Регламента ЦИК РФ кандидатов на должность Председателя Комиссии выдвигают члены комиссии с правом решающего голоса. Член Комиссии вправе выдвинуть свою кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, после чего Комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для тайного голосования. Избранным на должность Председателя ЦИК России по результатам тайного голосования считается кандидат, за которого подано восемь или более голосов членов Комиссии. Если в список для голосования было включено более двух кандидатов на должность Председателя и ни один из кандидатов не получил необходимого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования. Для этого в бюллетень включаются фамилии, имена и отчества двух членов Комиссии, получивших в первом туре наибольшее число голосов. Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый.

Решение об избрании Председателя Комиссии принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по выборам на должность Председателя Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.

Избрание заместителя Председателя и секретаря Комиссии проводится последовательно с соблюдением процедур, применяемых для избрания Председателя ЦИК России.

 

 

2.2. Полномочия и функции членов
Центральной избирательной комиссии России.

 

Председатель ЦИК России организует работу Комиссии; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; подписывает постановления Комиссии; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Комиссии, принимает на работу и увольняет его работников; представляет Комиссию во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также иностранными и международными организациями, средствами массовой информации; является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального бюджета; осуществляет контроль за реализацией мер по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом; организует и координирует международное сотрудничество в области избирательных систем, работу по обобщению избирательного законодательства и практики проведения выборов за рубежом, организует аккредитацию иностранных (международных) наблюдателей; координирует работу по вопросам взаимодействия с политическими партиями, иными общественными объединениями, некоммерческими неправительственными организациями, Общественной палатой Российской Федерации; созывает и ведет заседания Комиссии; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом ЦИК РФ и распределением обязанностей в Комиссии.

За Председателем Комиссии по иерархической лестнице следует заместитель Председателя Комиссии.

В обязанности заместителя Председателя Комиссии входит замещение Председателя Комиссии в его отсутствие; координация работы, связанной с проведением выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов, проведением голосования по отзыву лиц, избираемых непосредственно гражданами, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также с формированием избирательных комиссий, комиссий референдума и организацией их деятельности; осуществление контроля за организацией работы по контролю за источниками поступления, учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, проверке финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, проверке сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контролю за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информированию граждан о результатах этих проверок. Заместитель Председателя Комиссии также является руководителем Контрольно-ревизионной службы при Комиссии. Еще он выполняет поручения Председателя Комиссии и дает поручения в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом ЦИК РФ и распределением обязанностей в Комиссии.

Секретарь Комиссии выполняет следующие функции: организует подготовку заседаний Комиссии и вносимых на ее рассмотрение материалов; организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, а также контролирует ход выполнения планов ее работы; координирует работу по доведению решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц, общественных объединений, средств массовой информации; подписывает постановления Комиссии; координирует работу по вопросам взаимодействия с группами избирателей, инициативными группами по проведению референдума Российской Федерации и инициативными агитационными группами. Секретарь Комиссии также выполняет поручения Председателя Комиссии и дает поручения в пределах своей компетенции. Он контролирует формирование избирательных комиссий и комиссий референдума. Осуществляет контроль за разработкой и внедрением нормативов технологического оборудования избирательных комиссий и комиссий референдума, подготовкой нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательных документов и документов референдумов, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом ЦИК РФ и распределением обязанностей в Комиссии.

Согласно ст.16 Регламента ЦИК РФ: в случае временного отсутствия заместителя Председателя Комиссии, секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены Председателем Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев.

Если и Председатель, и заместитель Председателя Комиссии временно отсутствуют, а вопрос исполнения их обязанностей не урегулирован, по решению Комиссии обязанности Председателя Комиссии могут быть возложены на секретаря Комиссии (или члена Комиссии с правом решающего голоса), а обязанности секретаря Комиссии - на члена Комиссии с правом решающего голоса.

Председатель Комиссии, заместитель Председателя Комиссии, секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемых должностей на основании решений Комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов Комиссии тайным голосованием. Решения об их освобождении оформляются постановлениями Комиссии.

В случае досрочного освобождения от должности Председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель Председателя Комиссии до избрания Председателя Комиссии. Ели же досрочно освободили от должности заместителя Председателя, секретаря Комиссии то их обязанности могут быть возложены на других членов Комиссии с правом решающего голоса до тех пор, пока не изберут нового заместителя Председателя Комиссии или секретаря Комиссии.

В случае, когда досрочно освободили от замещаемых должностей Председателя, заместителя Председателя, секретаря Комиссии новые выборы должны проводится не позднее чем через месяц со дня их освобождения в порядке, установленном Федеральным законом и Регламентом ЦИК РФ.

Остальные 12 человек ЦИК РФ считаются членами Комиссии с правом решающего голоса. Они вправе работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Для работы на постоянной (штатной) основе им нужно подать личное заявление члена Комиссии на имя Председателя Комиссии. Оформление на работу на постоянной (штатной) основе члена Комиссии с правом решающего голоса осуществляется распоряжением Председателя Комиссии. Срок полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии состава, в который он входит.

В ст. 20 Регламента ЦИК РФ говорится, что члены Комиссии с правом решающего голоса на основании планов работы Комиссии организуют работу по следующим направлениям деятельности Комиссии:

· обобщение и анализ практики проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, подготовка предложений по совершенствованию и развитию правоприменительной практики и законодательства, а также контроль за реализацией мер по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом;

· организация системы финансирования выборов и референдумов, деятельности ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, других избирательных комиссий и комиссий референдумов, эксплуатации и развития средств автоматизации, обучения организаторов выборов и избирателей, распределение выделенных из федерального бюджета на эти цели средств и контроль за их использованием;

· контроль за источниками поступления, учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, проверка сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирование граждан о результатах этих проверок;

· взаимодействие с политическими партиями, иными общественными объединениями, некоммерческими неправительственными организациями, Общественной палатой Российской Федерации;

· взаимодействие с группами избирателей, инициативными группами по проведению референдума Российской Федерации, инициативными агитационными группами;

· контроль за организацией государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума, формированием и ведением регистра избирателей, участников референдума;

· обеспечение прав избирателей, участников референдума на получение информации о выборах и референдумах, обеспечение прав граждан Российской Федерации, политических партий и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации;

· разработка и реализация мероприятий, связанных с правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

· контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления, референдумов субъектов РФ, местных референдумов, контроль за соблюдением прав граждан РФ на участие в голосовании по отзыву лиц, избираемых непосредственно гражданами, контроль за соблюдением установленного Федеральным законом порядка формирования избирательных комиссий, комиссий референдума;

· контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ при организации голосования в отдаленных или труднодоступных местностях и на судах, находящихся в день голосования в плавании;

· контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме военнослужащих, а также граждан РФ, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, иных граждан, находящихся за пределами территории РФ;

· взаимодействие с судебными и правоохранительными органами по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

· координация деятельности по внедрению, эксплуатации, развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации " Выборы", в том числе по организации работы информационного центра ЦИК РФ и сайтов Интернет-портала, контроль за использованием ГАС РФ " Выборы";

· рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и их должностных лиц;

· разработка и внедрение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий и комиссий референдума, и контроль за их соблюдением. Разработка формы, в том числе степени защищенности, избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов, а также подготовка нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются избирательные документы и документы, связанные с подготовкой и проведением референдума. Осуществление мер по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

· осуществление международного сотрудничества в области избирательных систем, обобщение избирательного законодательства и практики проведения выборов за рубежом;

· информационно-аналитическое обеспечение деятельности избирательной системы.

Распределение этих обязанностей между членами Комиссии с правом решающего голоса по направлениям деятельности Комиссии осуществляется на основании решения Комиссии, которое оформляется постановлением.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, организующие работу по соответствующим направлениям деятельности Комиссии, осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями субъектов РФ и другими участниками избирательного и референдумного процесса, подписывают по поручению Председателя Комиссии соответствующие письма, телеграммы и иные исходящие из Комиссии документы. За результаты своей работы по соответствующим направлениям деятельности Комиссии, члены Комиссии с правом решающего голоса, несут ответственность.

Члены Комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные на то Комиссией, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Член Комиссии с правом решающего голоса вправе голосовать на заседаниях Комиссии, подписывать ее решения в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами. Он может присутствовать и выступать на совещаниях, проводимых в Комиссии и ее Аппарате; взаимодействовать с Руководителем Аппарата Комиссии, его заместителем, руководителями структурных подразделений Аппарата Комиссии и давать им поручения по организации работы в соответствии с закрепленными направлениями деятельности Комиссии, осуществлять контроль за реализацией решений Комиссии по соответствующим вопросам; осуществлять контроль за реализацией структурными подразделениями Аппарата Комиссии решений по закрепленным за членом Комиссии с правом решающего голоса направлениям деятельности. По согласованию с Председателем Комиссии в установленном порядке член Комиссии с правом решающего голоса вправе привлекать ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии. В случае несогласия с решением Комиссии излагать в письменной форме особое мнение, которое отражается в протоколе Комиссии и прилагается к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. По согласованию с Председателем Комиссии или лицом, его замещающим участвовать в судебных заседаниях по вопросам компетенции Комиссии. Член Комиссии с правом решающего голоса по поручению Председателя Комиссии вправе принимать участие в осуществлении международного сотрудничества в области избирательных систем.

Согласно ст. 23 Регламента ЦИК РФ член Комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях Комиссии, в случае его отсутствия на заседании Комиссии по уважительной причине, он должен заблаговременно информировать секретаря Комиссии об этом. Также он должен выполнять поручения Комиссии, а также Председателя, заместителя Председателя и секретаря Комиссии, данные в пределах их компетенции; выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных актов Комиссии, определяющих правила организации работы Комиссии, трудового распорядка.

 


2.3. Заседания Центральной избирательной комиссии России.
Органы и учреждения при Центральной избирательной
комиссии России.

Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения, хотя Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

На свое первое заседание Комиссия собирается, если ее состав сформирован не менее чем на две трети (т.е. не менее 10 человек) от установленного числа членов Комиссии. Срок ее полномочий начинается со дня первого заседания Комиссии. Первое заседание комиссии должно пройти не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении членов комиссии, но при этом не раньше, чем истечет срок полномочий Комиссии прежнего состава.

В день первого заседания Комиссии, полномочия прежнего состава Комиссии прекращаются.

Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания Председателя Комиссии. На первом заседании Комиссии избирается открытым голосованием счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса. Выборы проходят большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии. Так же проводятся выборы Председателя Комиссии, заместителя Председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном Регламентом ЦИК РФ.

На заседании Комиссии кроме членов Комиссии обязаны присутствовать Руководитель Аппарата Комиссии, руководители структурных подразделений Аппарата Комиссии, руководители учреждений и организаций, созданных при Комиссии.

Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планами ее работы, как правило, не реже одного раза в месяц. Заседание Комиссии также обязательно проводится по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов Комиссии.

Заседания Комиссии созываются Председателем Комиссии или по его поручению заместителем Председателя. До начала заседания проводится регистрация членов Комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания.

О заседании Комиссии члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии, как правило, не позднее, чем за семь дней до дня заседания. Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы предоставляются членам Комиссии за три дня, а в исключительных случаях - не позднее, чем за день до открытия заседания Комиссии.

Заседание Комиссии проводятся открыто и гласно, на русском языке. На заседании ведутся протокол и диктофонная запись.

Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.

При открытом голосовании член Комиссии с правом решающего голоса поднимает руку, при тайном голосовании используются бюллетени или система электронного голосования. Результаты голосования по всем вопросам, оглашаются председательствующим и вносятся в протокол заседания Комиссии.

При ЦИК РФ также существует Аппарат ЦИК РФ, контрольно-ревизионная служба, совещательные и консультативные органы, Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям.

Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии.

Контрольно-ревизионная служба – это постоянно действующий орган финансового контроля при Комиссии, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем Председателя Комиссии.

Совещательные и консультативные органы, не имеют самостоятельного правового статуса. Это советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Например: существует научно-методический совет. Он осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач, например: проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», контроля за разработкой законопроектов.

Федеральный центр информатизации создан для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью ГАС «Выборы», он действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995г.

ЦИК РФ также имеет свой официальный печатный орган и публикатор правовых актов Комиссии – журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии РФ». В указанном журнале также публикуются федеральные законы, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иные материалы по вопросам избирательного права и избирательного процесса.


2.4. Полномочия и функции Центральной избирательной
комиссии России.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренных Конституцией и избираемых гражданами (федеральных выборов). В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на Комиссию возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования " Интернет";

г) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

е) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

ж) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

к) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

л) ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

м) ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

н) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления ее деятельности.

ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона. АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции: (1) организация федеральных выборов, (2) организация референдума РФ, (3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, (4) содействие развитию избирательной системы России.

После того, как я рассмотрела полномочия ЦИК России, у меня создалось мнение, что на данный момент ЦИК России сама нарушат избирательные права граждан России тем, что в избирательных бюллетенях была отменена графа «против всех». Ведь Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным Законом и международными договорами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство Конституции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам установлена большая законная сила, чем российским законам – буквально в этой части Конституции РФ говорится следующее:

«… Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

А согласно ч.2 ст.8 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (которая была заключена в г. Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от 02.07.2003 № 89-ФЗ и вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.): «Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать “за” или “против” какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить ограничения на избирательные права. Так согласно п. «б» ст. 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах»: «Каждый гражданин должен иметь … без необоснованных ограничений право и возможность:
б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Право на голосование против всех списков является базовым, именно с таких позиций оно излагается в международных договорах, признанными Россией. Однако ЦИК РФ при утверждении формы избирательных бюллетеней дискриминировала указанные избирательные права применением норм федерального избирательного законодательства, противоречащих положениям, закрепленных в международных договорах России.

Но тогда получается, что если Российское избирательное законодательство противоречит международным договорам, то оно уже не подлежит применению в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ и выборы в нашей стране становятся незаконными, причем заведомо до их проведения.


2.5. Правовые акты Центральной избирательной комиссии России

Правовые акты ЦИК России (за некоторым исключением) являются формой, в которой принимаются решения Комиссии по вопросам её компетенции. Большинство актов Комиссии именуются постановлениями. Комиссия, как и другие федеральные государственные органы, принимает подзаконные акты. Акты ЦИК России имеют некоторое сходство с ведомственными актами, однако она не является органом исполнительной власти. Решения и акты, принимаемые Комиссией в пределах её компетенции, обязательны для других участников избирательного процесса (ст. 20 п.13 Федерального закона об основных гарантиях), то есть фактически, в пределах регулируемых ими правоотношений, связанных с выборами и референдумами, являются общеобязательными. Правовые акты Комиссии не могут быть отменены или приостановлены в административном порядке либо опротестованы прокурором, они могут быть отменены полностью или частично только в судебном порядке.

По характеру предписаний правовые акты Комиссии подразделяются на нормативные и ненормативные (правоприменительные). По сфере регулирования и характеру регулируемых правоотношений их можно подразделить на три группы (1) акты, принимаемые в рамках избирательного процесса, (2) акты по вопросам подготовки и проведения референдума, (3) иные акты, а акты избирательного процесса классифицировать по стадиям избирательного процесса и регулируемым правоотношениям. Существуют и другие основания классификации актов Комиссии: по наличию прямого указания (отсылки) в федеральном законе; по полномочиям Комиссии, лежащим в основе их принятия; по процедуре принятия и по другим основаниям[5].

Избирательное законодательство уполномочивает ЦИК России издавать инструкции по вопросам его применения. На практике Комиссия, руководствуясь своими организационными и нормотворческими полномочиями одновременно, принимает также иные акты нормативного, интерпритационного и рекомендательного характера. Это нормативные постановления, разъяснения, положения, рекомендации, порядки, формы документов. Инструкции и иные объемные акты утверждаются постановлениями в виде приложений. Нормативные акты Комиссии имеют сходство с нормативными актами министерств и ведомств, однако в Министерстве юстиции Российской Федерации не регистрируются.

Особого внимания заслуживают нормативные акты, издаваемые совместно (межведомственные акты) или по согласованию с федеральными министерствами и ведомствами, а также с Банком России. Нормативные акты Комиссии публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», что вполне согласуется со ст. 15 Конституции РФ. Комиссия также разъясняет отдельные нормы федерального избирательного законодательства, и законность такой практики подтверждена в судебном порядке. Разъяснения, как и инструкции, могут сочетать нормативный и интерпритационный правовой материал. По мнению С.С.Алексеева, «толкование – необходимый, обязательный элемент при реализации права», необязательно связанный с недостатками или неясностями закона»[6]. При таком подходе толкование имеет место всякий раз при применении права. Акты Комиссии могут содержать нормативное, ведомственное толкование, которое, равно как и судебное толкование (в том числе и приводимое в разъяснениях по вопросам судебной практики) не должно отклоняться от положений закона и само по себе не создаёт правовых норм.

По сложившейся практике нормативные акты избирательного процесса принимаются ЦИК России после назначения выборов и распространяются только на соответствующую избирательную кампанию. Избирательное законодательство динамично развивается (каждые выборы проводятся по новым законам), и соответственно должен обновляться нормативно-правовой материал Комиссии. Нормативные акты, принимаемые в рамках избирательного процесса, могут относиться к различным стадиям и аспектам избирательного процесса и принимать различные формы.

Некоторые нормативные акты Комиссии (Регламент ЦИК России, Инструкция по делопроизводству, календарные планы деятельности) обязательны для самой Комиссии, её Аппарата и учреждений. «Нормативные акты внутреннего действия» не содержат обязательных для других лиц предписаний, хотя косвенно могут затрагивать их права и интересы. Такие акты принимаются Комиссией, как и другими органами, без особого указания на то в законе.

Регламент ЦИК РФ можно определить как нормативный правовой акт коллегиального органа, устанавливающий порядок его деятельности. Регламент ЦИК России определяет порядок и правила работы Комиссии по реализации установленным федеральным законодательством функций и полномочий Комиссии.

Среди правоприменительных актов Комиссии наибольшее значение имеют акты, выражающие волеизъявление избирательного корпуса – постановления об определении результатов выборов и референдумов, принимаемые в соответствии с протоколами о результатах выборов, референдумов. Протоколы Комиссии и сводные таблицы являются правовыми актами информационного характера, они основываются на протоколах нижестоящих комиссий и в свою очередь, являются информационно-правовой основой постановлений об определении результатов. Эти акты интерпретируют через призму избирательного законодательства, оформляют и легитимируют волеизъявление избирательного корпуса и являются правовым выражением особой, избирательной власти. Они официально публикуются и являются общеобязательными в отношении избрания на должность, распределения мандатов, определения результатов референдума. Судебная отмена таких актов может повлечь признание результатов выборов или референдума недействительными, если невозможно установить волеизъявление (либо действительную волю) избирателей.

ЦИК России в пределах своей компетенции принимает постановления, определяющие статус участников избирательного процесса (индивидуальные акты). Правоприменительные постановления могут также приниматься по вопросам проведения мероприятий, финансирования, по другим текущим вопросам. Некоторые постановления и их отдельные положения носят рекомендательный и оценочный характер, имеют место акты-обращения, отдельные акты имеют внутриведомственный характер. Комиссия принимает решения по жалобам на решения, действия, бездействия нижестоящих комиссий, она также вправе давать заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации федеральному избирательному законодательству. Такие акты сходны с судебными решениями.


Заключение.

Таким образом, на основании проведенного мною исследования можно сделать вывод, что система публичной власти современной России сложилась в последние пятнадцать – двадцать лет в ходе проводимых в стране широкомасштабных государственных преобразований, обусловивших проведение сложной и многоэтапной избирательной реформы. Задачи организации и проведения выборов, определения волеизъявления избирателей, организационного посредничества между избирателями и выборными органами возложено на независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии. Институт избирательных комиссий является традиционным для России, однако в условиях реформирования он претерпел кардинальные изменения. Реформирование системы избирательных комиссий продолжается и в настоящее время.

ЦИК России – головной орган в системе избирательных комиссий, она фактически возглавляет эту систему. Правовой статус Комиссии как государственного органа, действующего на постоянной основе, в основном сложился в середине 1990-х годов. По статусу и функциям Комиссия, прежде всего является организационным центром федеральных выборов и референдумов, но организационными аспектами ее деятельность не ограничивается. Контрольная и правозащитная деятельность ЦИК РФ по своей сфере значительно шире, она распространяется на все выборы и референдумы, проводимые на территории России. Отдельные направления деятельности Комиссии не связаны с конкретными выборами и направлены на развитие избирательной системы в целом.

ЦИК России, являясь государственным органом, обладая властными полномочиями и занимая существенное место в системе публичной власти, не относится к законодательной, исполнительной либо судебной «ветвям власти». Такое несоответствие не является чем-то уникальным, множество органов с особым статусом действуют в России и других государствах. Конституционная практика зачастую расходится с классической концепцией разделения властей, существующей более двухсот лет. На мой взгляд, концепция разделения властей нуждается в совершенствовании с учётом конституционно-правовой реальности, и одним из возможных вариантов её развития является современная концепция «избирательной власти».

Судьба ЦИК России неразрывно связана с Конституцией Российской Федерации 1993 года. Однако Конституция Российской Федерации не содержит главы об избирательной системе и не упоминает избирательные комиссии, что следует оценивать как конституционно-правовой пробел. Я думаю, что необходимо добавить в Конституцию главу об избирательной системе и тем самым повысить статус избирательных комиссий до конституционного уровня. При этом за основу можно взять нормативные конструкции Федерального закона об основных гарантиях и закрепить в Конституции основ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каждая картина мастера — эпизод его сатирической мессы, тайнопись какого-то огромного горького знания. | Дан астам




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.