Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка.






Вы можете использовать два нижеприведенного способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется дополнительная задержка развития Вашего ребенка из-за поражения его мозга (патология).

Способ №1. Для оценки развития недоношенного ребенка воспользуйтесь таблицей, приведенной ниже. Как Вы видите, основной критерий для оценки – это вес при рождении. В таблице приведены средние сроки освоения основных двигательных (Д), психических(П) и речевых (Р) навыков относительно веса при рождении.

Как пользоваться таблицей. Для примера, оценим первый навык, указанный в таблице. В левом столбце указано, в каком возрасте расположенные на этой строке навыки обычно имеются у доношенных детей. Как Вы видите, доношенный ребенок уже на 1-ом месяце жизни пытается удержать голову, лежа на животе. Недоношенный ребенок, родившийся с весом менее 1.500 г., начинает удерживать голову значительно позднее, только на 3-4 месяце жизни. Ребенок с легкой степенью недоношенности начинает удерживать голову на 2-ом месяце жизни, а иногда и раньше. Если он к концу 2-го мес. жизни не удерживает голову, то можно подозревать, что ребенок не только недоношен, но и то, что у него имеется и поражение нервной системы, которое требует лечения.

Большинство недоношенных детей развивается быстрее, чем указано в таблице. В таблице приведены навыки, которыми должны владеть все недоношенные дети в данном возрасте. Поэтому, развитие в пределах таблицы не исключает полностью патологию нервной системы у недоношенного ребенка. Все равно надо регулярно посещать детского невролога на первом году жизни. Если же имеется даже незначительное отставание «от таблицы», то к к неврологу надо обращаться срочно, внепланово.

  * - в левом столбце указан возраст, при котором доношенные дети осваивают навыки развития.
Ме-ся-цы* Навыки и показатели развития Возраст (в месяцах) освоения навыков недоношенными детьми
Масса(вес)при рождении в граммах
До 1500 1501 -1750 1751 -2000 2001 -2500
  Д – попытка удержать голову, лежа на животе П – фиксирует взгляд П – первая улыбка в ответ на ваш разговор и улыбку 3 – 4 2 – 3 3 – 4 2, 5-3 2 – 2, 5 2 – 3 2-2, 5 1 – 2 2 – 2, 5 1-2 1 – 1, 5 1 – 2
  П – прослеживает взглядом за игрушкой, прислушивается к звукам и пытается их искать взглядом П – быстро отвечает улыбкой на улыбку и речь взрослого, долго удерживает улыбку   4 – 5   4 – 5   3, 5 – 4   3, 5 – 4, 5   2, 5 – 3   3 – 4   2 – 2, 5   2 – 3
  Д – случайно наталкивается рукой на игрушку, подвешенную над грудью Д – хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении. Есть упор ног (опирается на ножки). П – хорошо прослеживает за движением предметов и взрослых вокруг него, ищет взглядом источник звука П – комплекс «оживления» Р – начало гуления   5 – 6     5 – 6   5 – 6 5, 5 – 6 5-6         4, 5 – 5 5.5 – 6 4, 5 - 5         4 – 4, 5 4 – 4, 5 4 –4.5   3 – 4     3 – 4   3 – 4 3 – 4 3 – 4
  Д – захватывает рукой подвешенную игрушку П – находит взглядом невидимый ему источник звука Р – громко смеется Р – гуление певучее     6-5, 5 5 – 5, 5 5-5, 5 5 – 5, 5 5, 5 4.5 4, 5 4, 5 4, 5
  Д – четко берет игрушку, которую держит взрослый, долго удерживает ее в в своей руке Д – переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке П– различает и реагирует на тон (интонацию) взрослого, отличает чужих от близких Р – подолгу певуче гулит   6, 5 – 7   7, 5   6, 5 – 7 7, 5   6 – 6, 5         6, 5     5, 5     5, 5 5, 5
  Д – свободно берет игрушку из разных положений Д – переворачивается с живота на спину и наоборот, подползает Д – ест с ложки, снимает пищу губами Р – начало лепета 7, 5 – 8   8 – 8, 5 7, 5 7, 5 – 8   7, 5 – 8 7, 5   6, 5 – 7 6, 5 6 – 7   6 – 6, 5 6 – 7
  Д – хорошо ползает П – на вопрос «где» находит предмет, расположенный всегда в одном и том же месте Р – подолгу лепечет   9, 5 – 10   8, 5 – 9   8 – 8, 5 8, 5-9   7, 5
  Д – сам садится и ложится, встает, держась за барьер, переступает Д – сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый Д – долго занимается игрушками П – по просьбе взрослого выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания» Р – громко, повторно произносит слоги   11 – 12   9, 5 – 10   10 – 11 11 – 12   10 – 11   9, 5   10, 5 – 11   9 – 10     9 – 10     8, 5   8 – 9 9, 5 – 9
  Д – ходит, придерживаясь одной рукой за опору или за руку взрослого Д – действует с предметами-игрушками по-разному: размахивает, перекладывает, складывает П – на вопрос «где» находит знакомый предмет, даже перенесенный в другое(непривычное) место; немедленно реагирует (оборачивается) на свое имя Р – повторяет различные слоги за взрослым   12, 5 – 13   11, 5     11, 5 – 12 13 – 13, 5   11 – 12       10, 5–11, 5   10 – 11   10, 5     10 – 11 11-12     9, 5-10     9 – 10 10-11
  Д – влезает на невысокую поверхность и слезает с нее Д – расширяются возможности игры с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает туда-сюда машинку с колесиками, вынимает один пpедмет из дpугого, стягивает кольцо с пиpамидки. П – по просьбе «дай» дает знакомые предметы 13 – 14   12, 5 13 – 14 12 – 13   12 – 13 11 – 12   11, 5 11, 5-12, 5 10 –11   10–11
  Д – стоит самостоятельно Д – снимает и одевает кольцо с пирамиды с большим отверстием, вкладывает меньший предмет в больший Р – употребляет первые слова – обозначения: ав-ав, кис-кис 12 – 13   13, 5-14   14 – 14, 5 11, 5 – 12   12, 5   11–11, 5     11 – 12 11–11, 5     11– 12
  Д – ходит самостоятельно Д – пьет из чашки самостоятельно П – по просьбе выполняет действия: «покачай лялю», «где глазки», «покорми кису», много понимаемых слов Р – запас простых слов в активной речи - около 3-5 14 – 15   13 – 14 15 – 16 13, 5 – 14 14 – 15   12 – 13 14 – 15 12 – 13, 5 12 – 13   12 – 13 12 – 13 12 – 13   12 – 13 12 – 13

 

Для более развернутой и достоверной оценки развития своего недоношенного ребенка вам следует не ограничиваться этой таблицей, а обращаться к основному тексту книги (этапы развития). Во-первых, там подробно описаны навыки, только кратко указанные в таблице, и описана методика их проверки. Во-вторых, в таблице приведено очень ограниченное количество навыков. Ориентируясь на сроки развития тех навыков, которые указаны в таблице, Вы можете проверить наличие и развитие у ребенка схожих к ним навыков, приведенных на аналогичном этапе развития ребенка в основном тексте.

Способ №2. Основные навыки, приобретаемые младенцами на первом году жизни, появляются и закрепляются у детей, родившихся с весом 1500– 2000 г, на два-три месяца позднее. Поэтому Вы их по книге и проверяйте таким образом. Например, если вашему ребенку, родившемуся с указанным весом, исполнилось 6 мес. – то его развитие должно соответствовать этапам 3-4 мес. в книге (то есть, 6 мес. – 2-3 мес. = 3-4 мес.). Если же ваш ребенок родился с весом 2000–2500 г – то проверять развитие в книге следует с учетом его задержки на один-два месяца. Постепенно этот разрыв сокращается: большинство недоношенных малышей догоняют своих доношенных сверстников по психомоторному развитию в год-полтора.

Исключение составляют лишь дети с III и IV степенями недоношенности (вес при рождении менее 1.750), которые в норме могут наверстать отставание иногда только лишь на третьем году жизни. И развитие у них происходит неравномерно – до 5-6 мес. жизни они не только отстают от доношенных детей, но и темпы развития у них более медленные, чем у доношенных. Они как бы накапливают силы (дозревают) до рывка в развитии на 6-7 месяце жизни. С этого возраста глубоко недоношенные дети особенно быстро начинают догонять доношенных по развитию тонкой моторики и лепета. Разрыв в глобальной моторике (удержание головы, сидение, стояние, ползание) с доношенными детьми сокращается медленнее. Развитие тонкой и глобальной моторики не совпадают так, как это изложено в этапах в книге. То есть, если смотреть по этапам развития в книге, то, кроме того, что недоношенные дети развиваются на более низких этапах, но и развитие разных функций в норме у них может соответствовать не одному, а соседним возрастным этапам в книге.

После значительного сокращения разрыва с доношенными детьми, начиная с 6-7 месячного возраста, – уже ближе к году темпы сокращения разрыва несколько замедляются. При этом и на втором году жизни остается неравномерность (не параллельность) в развитии разных основных групп навыков: движений, психики и речи. Несмотря на быстрое вначале развитие лепета, медленнее всего у таких глубоко недоношенных детей развивается речь – они догоняют по развитию речи доношенных детей только к 24 мес. жизни. Развитие психики у них происходит быстрее, чем двигательное развитие, особенно на первом году жизни. На втором году жизни двигательное развитие «догоняет» психику и к 18-20 мес. глубоко недоношенные дети по двигательному и психическому развитию должны быть такими же, как и их доношенные сверстники. Впрочем, задержка развития тонкой моторики рук остается в норме может оставаться до трех лет жизни ребенка (хотя на первом году жизни она развивалась быстрее, чем глобальные движения).

Доношенные близнецы в нервно-психическом развитии быстрее догоняют своих сверстников, чем недоношенные, родившиеся с таким же весом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.