Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геологические изыскания.






 

Почвенно-грунтовые и инженерно-геологические изыскания заключаются в детальном изучении природной обстановки района проложения трассы по выбранному направлению.

При полевых геологических обследованиях необходимо:

1) изучить грунты и гидрологические условия по намеченным вариантам трассы;

2) произвести инженерно-геологическую съемку, геофизические и буровые работы по трассе, в местах перехода через большие водотоки, на участках трассы, в неблагоприятных природных условиях (оползни, осыпи, карсты, болота);

3) провести полевые определения физико-механических свойств грунтов;

4) выполнить поиск и разведку карьеров дорожно-строительных материалов.

Для оценки гидрогеологических условий обследуемой местности также широко применяют аэрогеологические методы. Это позволяет выявить заболоченные места, достаточно надежно оценив их по глубине, участки распространения различных типов грунтов, неустойчивые склоны, районы распространения карстовых образований, места залегания дорожно-строительных материалов. Грунтовые обследования должны дать полное представление о свойствах грунтов, как основания для возведения земляного полотна. В обычных условиях необходимо обследовать грунты на глубину до уровня грунтовых вод, но не менее 2 м. На участках, где предполагается устройство выемок на 1, 5-2 м ниже будущей подошвы выемки. В местах, где возможно уплотнение или боковое выжимание грунта под давлением насыпи (макропористые грунты), основание обследуют на глубину, превышающую активную зону. Основным методом изучения грунтово-геологических условий при изысканиях автомобильных дорог является механическое бурение со взятием образцов грунта.

 

 
 

Рисунок 7.1 Схема расположения шурфов и прикопок в зависимости от рельефа местности.

1- шурф; 2 - прикопки; 3 - полушурф.

 

Если грунтовые напластования имеют незначительную глубину, закладывают шурфы. Шурфы закладываются на глубину до 2 м. Количество шурфов зависит от геологической сложности местности. Буровые скважины и шурфы закладывают в пределах придорожной полосы шириной до 200 м. во всех характерных местах рельефа: на водоразделах, склонах, пониженных местах, тальвегах и оврагах.

В простых условиях рельефа при горизонтальном или пологом распространении пород на 1 км необходимо не менее 2 шурфов, при сложном - не менее 5 шурфов.

Буровые скважины располагают в местах, где шурф достигает водоносного горизонта, у искусственных сооружений и на участках выемок, где обычная глубина шурфов недостаточна.

Прикопки, глубиной 0, 5-1, 0 м. закладывают между шурфами для уточнения мест изменения почвенно-грунтовых условий, в среднем через 250-300 м. В местах устройства глубоких выемок при отсутствии грунтовых вод, буровые скважины закладывают на 1-2 м глубже дна выемки через каждые 100-150 м, но не менее 2 на одну выемку. На участках расположения высоких насыпей шурфы и скважины закладывают через каждые 50-100 м, обследуя основание на глубину активной зоны в среднем на 3-4 м.

Для мостов длиной менее 10 м и труб под невысокими насыпями закладывают 1 скважину глубиной 5-8 м, а при длине мостов более 25-30 м-2-3 скважины. При высоте насыпи над трубами до 12 м глубину буровых скважин увеличивают до 8-10 м.

В процессе полевых работ на основании инженерно-геологических обследований должны быть получены данные о прочности и деформативных свойствах грунтов. По материалам обследования грунтов на продольный профиль дороги наносят грунтовый разрез параллельно линии поверхности земли в масштабе 1: 50.

 

Рисунок 7.2 Продольный разрез грунтовой поверхности.

 

Для строительства дорог требуется большое количество дорожно-строительных материалов.

Поиск и разведка карьеров дорожно-строительных материалов является очень важной задачей. Использование местных материалов и побочных продуктов промышленности, пригодных для дорожного строительства, существенно снижает стоимость строительства по сравнению с использованием привозных строительных материалов.

Поиски месторождений минеральных строительных материалов начинают с изучения геологических и топографических карт. Месторождения песка исследуют на ширину до 10 км по обеим сторонам от трассы, камня и гравия до 40 км и более. Поиски песка и гравия ведут вдоль долин водотоков, осматривая пойменные и русловые отложения и обнажения террас.

На перспективных месторождениях проводят поисковые работы, закладывая небольшие выработки, предназначенные для установления границ залегания, толщины покровного слоя и оценки качества материалов. Для этого в ряде мест устраивают прикопки. Для взятия проб материала отрывают 2-3 шурфа на глубину около 1 м или закладывают скважину.

Детальную разведку ведут только на участках, избранных для разработки. На площади месторождения закладывают сетку выработок по квадратам с расстоянием между выработками 200-300 м, при сложном рельефе уменьшают его до 50 м.

При назначении выработок в каменных карьерах учитывают породу камня. Для однородных изверженных пород выявляют мощность слоя затронутого выветриванием. В месторождениях известняка расстояние между выработками принимают не более

100 м. Подсчет запасов материалов ведут по формуле:

 

, м3 (7.7)

 

где: S - площадь участка месторождения, м2;

hср - средняя толщина слоя материала, м.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.