Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности онтогенетического развития






Возраст - это критерий зрелости организма. Зрелость оценивается по физическим показателям, психологической адекватности, социальному опыту, обученности, и гражданской ответственности. Незрелость обнаруживается в период роста и развития. Дефицит в критериях зрелости указывает: 1) на ретардированность - задержку роста и развития, 2) инфантильность - психологическое и социальное отставание, 3) педагогическую запущенность - слабую школьную успеваемость, 4) на отклоняющееся поведение - гражданскую незрелость, безответственность. Возраст оценивается по сумме показателей.

Календарный возраст - это формализованный возраст, указывающий на дату рождения и количество прожитых лет. Этот критерий не дает представления об индивидуальных возможностях и потенциале организма.

Биологический возраст отражает зрелость организма на анатомическом, физиологическом и функциональном уровне. Биологический возраст - базовый показатель, определяющий потенциал организма при различных видах нагрузки. При оценке биологического возраста различают три его типа: акселерантный, медиантный, ретардантный. Акселерация указывает на ускоренное развитие по сравнению со стандартными показателями календарного возраста. Медианты - соответствие стандартно-календартным параметрам. Ретардированность оценивается по задержке роста и развития на фоне сверстников.

Психологический возраст раскрывает зрелость личности на уровне сознания и самосознания с устойчивыми чертами характера. Психологический возраст определяется по адекватности восприятия и поведения, самооценке, оценке окружающего мира и людей, умению организовывать свою деятельность.

Социальный возраст оценивается по статусу в общественной жизни и ролевой функции в семье, обществе и государстве. Показателем социального возраста служат владение этическими, моральными и нравственными нормами. Социальный возраст сопряжен с образованием.

Школьный возраст подразумевает готовность и способность ребенка обучаться по стандартной программе школьного образования в соответствии с годом обучения.

По мере взросления ребенок наращивает свой потенциал, но темпы взросления зависят от интеграции всех возрастных аспектов (биологического, психологического, социального, гражданского, школьного). Точкой отсчета и коррекционной ориентацией служит календарный возраст.

Биологический возрастной критерий в системе других возрастных критериев потенциала здоровья отражает взаимосвязь организма с внешней средой (схема 2).

Гармония и соотнесенность возрастных критериев - необходимое условие и основной фактор сохранения и поддержания здоровья. Морфофункциональная зрелость организма обеспечивает выносливость при нагрузках. Гомеостаз (относительная стабильность, сбалансированность внутренней среды) регулирует адаптивный диапазон, поддерживает оптимальное состояние организма. Адаптивность характеризует физиологический, психофизиологический и психологический потенциал. Резистентность имеет прямое отношение к физиологической динамичности и активности организма. Эмоциональная устойчивость и психологическая адекватность снижают стрессорность, сохраняют комфортность организма.

В современных условиях зримо явное несоответствие среды и потенциала организма. Применительно к растущему организму принципиальным является разбалансированность нагрузки с потенциалом организма (несоответствие). Существующая система воспитания и образования ограничивает имеющийся достаточно широкий размах потенциала и возможностей развивающегося организма, воздействуя на ребенка в прессинговом режиме однонаправленного характера (уч. деят-ть).

Широкая распространенность детских болезней, снижение уровня здоровья населения следует рассматривать как симптом реакции здорового организма на нереализованность адаптивного потенциала при дефиците активных видов деятельности. Болезнь - это сигнал о неблагополучии, и это нормальная реакция организма, приспосабливающегося к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

 

И






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.