Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тихвинская икона Божией Матери






(к 13 вопросу)

 

По церковному преданию этот святой чудотворный образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы и был в Иерусалиме до V в. С середины XVI в. икону стали отождествлять:

либо с Влахернской Одигитрией – иконой-заступницей Константинополя, которая по преданию была написана св. Лукой. Икона находилась в Константинополе с 5 в., где для неё был выстроен великолепный храм, известный под именем Влахернского. Во время гонений на св. иконы один благочестивый человек ночью отнёс икону из Влахернской церкви в обитель Пантократора и, зажегши пред нею лампаду, наглухо заложил в стене алтаря. Чрез 60 лет, когда иконоборство окончилось, то святую икону не нашли и патриарх расспрашивал всех – не обрелась ли она где?; так о ней узнали и новгородские купцы.

либо с «Богоматерью Римляныней», считавшемся списком с Её нерукотворного Лиддского образа, сделанного в начале VIII в. борцом за победу иконопочитания патриархом Германом. В период иконоборчества патриарх, спасая икону, опустил её в воду. Она же, не касаясь воды, полетела над волнами, как считается, в Рим, позднее исчезла. Как известно, икона Тихвинской Богоматери также шествовала над водами.

Особую роль в слиянии этих образов имел факт чудесного появления Одигитрии в Тихвине, перенесение её из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы – в Святую Русь. Оставляя первый и второй Рим – Константинополь, и перемещаясь в богохранимый третий Рим – Московское царство, икону стали воспринимать как символ Русского централизованного государства.

После своего чудесного исчезновения из Царьграда икона явилась в 1383 году при Московском вел. кн. Димитрии Донском над водами Ладожского озера, сияя лучезарным светом. Явление ее видели рыбаки. Недолго простояла икона на воздухе и вскоре унеслась вдаль, невидимо несомая ангелами. На месте ее появления поставили часовню. Вскоре образ обнаружили у деревни Моченицы, у реки Тихвины, затем чудотворная икона явилась на реке Кукове. Здесь отслужили молебен и начали рубить на горе храм. Но наутро икона исчезла и обнаружена была в 90 саженях от того места вместе с основанием под храм. На том месте, где икона совершенно остановилась, на левом берегу реки Тихвины, устроен был деревянный храм воимя Успения Богоматери, который неоднократно при пожаре превращался в пепел; но находившаяся в нём явленная чудотворная Тихвинская икона Божией Матери всегда оставалась невредима. Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние рукописные списки которого датируются XV - XVI вв., икона семь раз предстала очевидцам. Зримо демонстрируя свою чудотворную силу, она посещала малообжитые и ещё не христианизированные земли, наполняя их благодатью, освещая места будущих часовен и храмов.

Усердием великого князя Василия Иоанновича вместо деревянного храма для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году был создан каменный. В 1526 г. великий князь Василий III приезжал в Новгород для поклонения иконе, а иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича устроен Тихвинский мужской монастырь (в настоящее время он возрожден). С этого времени начинают распространяться списки иконы. Особое значение имели списки «Мера и подобие» – по размеру оригинала.

В списке иконы, обрамлённом клеймами, запечатлены чудеса явления иконы. Так, после построения деревянной церкви пономарь Юрыш (Георгий) был послан призывать людей на освещение нового храма. Возвращаясь, он вдруг увидел Жену, сияющую красотой необыкновенной, и святителя Николая. Сидящая Богоматерь поручила сказать, чтобы ставили на храм крест не железный, а деревянный, потому что именно на Кресте, сделанном из дерева был распят Христос. Рассказу Юрыша не поверили и его не послушались. Стали устанавливать железный крест, человек с крестом был сорван потоком ветра и невредим поставлен на землю. На месте явления Богородицы Юрышу была поставлена часовня во имя святителя Николая, а там, где сидела Богородица, установили крест из дерева. Беседа Юрыша со Святыми изображена на многочисленных иконах, называемых «Явление Богоматери в пустыни» или «Богоматерь Беседная». В 1510 г. одновременно со строительством Успенского собора в Тихвине на месте видения Юрышу был основан монастырь, названный Никола-Беседным.

Много чудес явила Пресвятая Богородица через свою икону, но наиболее замечательным было спасение Тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году. В 1611 г. шведы заняли Новгород, захватили и Тихвинскую обитель, в которой разместили свой гарнизон в 120 человек.

В 1613 г. на царство был избран Михаил Фёдорович Романов. Из Москвы на помощь Новгороду и осаждённой обители поспешили отряды во главе с воеводами, и обитель была освобождена от неприятеля. Несколько раз шведы предпринимали попытки вновь захватить обитель. Все, кто только мог держать в руках оружие, были на монастырских стенах и башнях. Остальные молились пред чудотворным образом Богоматери, прося защиты и спасения от врагов. И помощь Небесной Заступницы принесла победу: монастырские защитники не только отражали атаки неприятеля, но и разбивали нападающих. В конце концов, шведский полководец Делагарди отдал приказ: во что бы то ни стало взять обитель и разорить её до основания, а чудотворную икону рассечь, на что был отправлен многочисленный отряд воинов. Защитники монастыря готовились к обороне, но шведы так и не появились у стен обители. Оказалось, что, не доходя до Тихвина, они увидели в направлении монастыря огромное войско. Войско двигалось навстречу шведам, и противостоять столь грозной силе враги были не в состоянии. Это было видение: небесное воинство шло на защиту обители. Шведы в панике бросились бежать. Вся окрестность была усыпана брошенным оружием, а в болотах было найдено множество завязших неприятельских тел. Так закончилась последняя попытка шведов овладеть Тихвинским монастырём: враг бежал, гонимый силой Пресвятой Богородицы.

Спустя около года после чудесной победы прибыли в стены Тихвинского монастыря царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, они отправились за пятьдесят пять верст, к реке Сяси, в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и шведские послы. Здесь 17 февраля 1617 года был заключён Столбовский мир, по которому Новгород и большая часть новгородских земель с крепостями Копорье и Орешек возвращались Московскому государству. Мирный договор подписывали пред иконой Божией Матери, как главной порукой мира со стороны русских. Оттуда послы отправились с той же иконой для принятия из рук врагов Новгорода, бывшего 7 лет во власти их, где с благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, дивно избавившая от врагов. В память чудесного явления Тихвинской иконы Богородицы и одоления врагов предстательством Богоматери установлен был Церковью 26 июня (9 июля) по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери.

Особая страница истории святыни связана с событиями ХХ в. с 1920-х гг. монастырь был закрыт и прекращено богослужение в Успенском соборе. До 1941 г. она находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 г. икона была вынесена и отправлена в Псков, где она находилась два года. Там еженедельно по воскресениям её выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Весной 1944 г. она была отправлена в Ригу. После войны в результате долгих странствий в 1950 г. чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его сын прот. Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению святыни. Согласно завещанию владыки Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться, когда Тихвинская обитель возродиться в прежнем благолепии. Прибытие чудотворного образа домой летом 2004 г. – свидетельство не только духовного возрождения России, но и «хождении» святыни, возвращающейся в землю, вставшую на путь очищения от греха безверия.

В Софийском соборе Великого Новгорода в иконостасе придела Рождества Богородицы слева от Царских врат находится, вероятно, один из самых ранних списков знаменитой чудотворной иконы (начало XVI в.?). Доска иконы сделана из корневой части дерева, на котором, по преданию, Богородица явилась близ Тихвина пономарю Юрышу. Об этом напоминает процарапанная в начале XVI века надпись на обороте «Древо Марии со Николой». По приказу царевны Софьи, в 1680-е годы икона была поновлена и украшена драгоценною ризою с золотыми венцами.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.