Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическая концепция Г. Спенсера.






· Герберт Спенсер был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

· Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

a) Спенсер выделяет:

- неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной);

- органическую (биологическую и психологическую);

- надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

- возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

- существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

- общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ.

- Военное общество — это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, что следует делать. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

- Промышленный тип общества — это аналог «современного общества». Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе — это совокупность идеальных условий. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом».

b) Органицизм: уподобление общества организму.

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

ü Поддерживающая — производство необходимых продуктов.

ü Дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)

ü Регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целом


Основное содержание символического интеракционизма.

· Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид.

· Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом.

· Общество в этой теории рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.

· Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий.

· Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

· В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

ü Сравнение себя с другими

ü Свидетельства восприятия другими

ü Оценка результатов деятельности

ü Переживание внутренних состояний

ü Восприятие своего внешнего облика

· Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

a. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений-символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

b. Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

c. В-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. " Я" и " другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

· По Блумеру: Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

ü Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

ü Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

ü Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

· Значительное место в работах, Блумер уделял коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.

· Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

ü Толчения

ü коллективное возбуждение

ü соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

ü действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)

ü экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)

ü масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)

ü общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

· Кульминация научного успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

 

 

8. Основные идеи марксистской социальной философии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.