Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тревожность как состояние и личностная диспозиция






Тревожность

Тревожность как состояние и личностная диспозиция

9.1.1. Понятия «страх», «тревога», «тревожность»

Страх — это эмоция, которая сигнализирует человеку об опасности. Благодаря страху мы предусматриваем опасность и можем избежать ее.

В большинстве языков различают понятия «страх» и «трево­га». Страх считают предметным переживанием (т.е. связанным с определенным предметом или ситуацией), а тревогу — беспред­метным неконкретным ощущением.

Тревога — это неприятное психическое состояние, предчув­ствие опасности или угрозы, которую человек не способен чет­ко осознать.

Постоянная готовность реагировать в форме страха типична для тревожности как черты личности. Спилбергер рассматрива­ет отличия между тревожностью как чертой личности и тре­вогой как психическим состоянием. Таким образом, речь может идти об уста­новке реагировать в форме страха как свойстве личности и о тревоге как о преходящем психическом состоянии.

Спилбергер определяет оба типа тревож­ности следующим образом: «Состояния тревожнос-ти (Т-состояния) ха­рактеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями уг-розы и напря­жения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность как черта лич­ности (Т-свойство), по-видимому, означает мо­тив или приобретенную поведенческую диспо­зицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно без­опасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует вели­чине объективной опасности».

Значения Т-диспозиции и Т-состо­яния у одного и того же человека определенным образом взаимосвязаны. У человека, имеющего высокий по­казатель по Т-диспозиции, в угрожа­ющих самооценке ситуациях Т-состо­яние проявляется заметнее, чем у человека с более низким показате­лем. Причем чем сильнее представлена у человека Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как уг­рожающие и вызывать Т-состояние.

A.M. Прихожан (1984) определяет тревожность как устойчивое личностное образование, проявляющееся в склонности переживать объективно нейтральные ситуации как содержащие угрозу самооценке, представлению о себе, личностным интересам и ценностям.

Многие авторы рассматривают тревожность как свойство личности, проявляющееся в готовности реагировать более или менее эмоционально на ситуации, содержащие опасность с точки зрения возможности удовлетворения социальной потребности, т.е. потребности в контактах с другими людьми, принадлежности к какой-либо группе. В частности, Atkinson J, W., Litwin G.H., 1960; Имедадзе Н.В., 1966; Taylor. JA., 1956, считают тревожность устойчивой индивидуально-специфической диспозицией (личностным свойством), подобной потребности в достиже­нии цели. Однако если потребность в достижении выступает в качестве положительного мотива и связана с улучшением выполнения заданий испытуемыми, то тревожность, напротив, влечет за собой ухудшение деятельности при тех же экспериментальных условиях и называется указанными авторами отрицательным мотивом.

Тревожность как состояние определяют как

- ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию [Березин Ф.Б., 1988];

- как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания [Poldinger, 1970];

- как неопределенное беспокойство [Кемпински А., 1975];

- как психическое, состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного [Левитов Н.Д., 1969];

- как эмоциональную реакцию предвосхищения вредных воздействий [Шехтер С., 1959].

В отличие от тревоги страх имеет конкретный стимул или объект. Высказывается предположение, что страх соотносится с конкретным стимулом всегда, а тревога может быть и свободно плавающей, и конкретной [Poldinger, 1970].

При оценке генеза* (происхождения) тревоги и страха эти состояния иногда разграничивают по условиям возникновения. Тревогу соотносят с угрозой целостности личности, а страх с угрозой физическому существованию [Noyes, Kolb, 1964].

Л.И. Божович (1981) предлагает разграничивать в явлении тревожности:

а) адекватную тревогу - при реальном неблагополучии субъекта в определенной сфере;

б) неадекватную тревожность, или собственно тревожность, когда она переживается вопреки реальному благополучию в той или иной сфере;

в) «неадекватное спокойствие» - нечувствительность к реальному неб­лагополучию (в ряде зарубежных исследований это явление получило название " отрицающей тревожности", " защищенности" и т. п.).

К. Хорни (1993) подчеркивает, что тревога - это адекватная реакция на опасность, но скрытая и субъективная. «Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация» [Хорни К., 1993, С. 35]. «Тревога - это страх, который, по сути дела, диктуется субъективным фактором» [Там же, С. 48].

Э. Фромм (1986) также указывал на то, что тревога, с которой мы реагируем на опасность, не зависит механическим образом от действительной величины опасности. Человек, у которого выработалась установка на беспомощность и пассивное поведение, будет с тревожностью реагировать на относительно малую опасность.

Причинами возникновения страха могут быть события, условия, ситуации, которые несут сигнал опасности. Присутствие чего-то угрожаю­щего или отсутствие того, что гарантирует безопасность (для ребенка, например, таким объектом является мать), также принадлежит к причинам страха. Естественными причинами страха являются:

1. Отсутствие обычных стимулов. Страх может вызываться тем, что действие не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время.

2. Интенсивность и новизна стимула. Например, боль или громкий звук - это примеры очень интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх вслед­ствие своей новизны.

3. Одиночество, по мнению Боулби, — важная причина страха, поскольку вероятность опасности в детстве и на склоне лет во многих случаях (например, во время болезни) значительно возрастет при одиночестве. Незнакомость и неожиданные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества. Одиночество, как и рассуж­дение, превращает нас в трусов.

4. Обусловливание и научение также могут повлечь за со­бой страх. Даже у младенцев многократное сочетание ней­трального стимула со стимулом, который вызывает страх, при­водит к тому, что первично нейтральный стимул также начинает вызывать страх.

5. Довольно часто страхи приобретаются на основании имитационного обучения (через наследование). Так, можно заметить много схожего между предметами страха у матери и ребенка. Примером приобретенного таким способом страха может быть, например, страх перед лягушками или мышами.

В процессе развития личности уменьшается влияние наслед­ственности или врожденных компонентов страха на его возник­новение [А.Кемпински, 1975].

Кроме вредных и опасных для человека ситуаций, для воз­никновения страха бывает достаточно уже самого предчувствия реальной или воображаемой неприятности или угрозы. Человек боится за свои ценности, жизнь, безопасность, за своих близ­ких, за свое имущество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.