Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивистский тип правопонимания.






Теория сложилась в середине XIX в. и вплоть до начала ХХ в. занимала господствующее положение в юр.науке. В результате буржуазных революций в развитых странах Европы. Представители теории: Джон Остин (книга «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права»); К. Бергбом - «Юриспруденция и философия права»; Адемар Эсмен, французский государствовед, представитель школы государствоведения.

Основные положения теории:

1. Право и закон тождественны; право не делится на позитивное и естественное; оно существует только в виде позитивного права.

2. Действительным правом признается любая по содержанию норма права, закрепленная в нпа.

3. Исследовать закон с позиций его соответствия естеств. природе человека бессмысленно, так как всегда будет просматриваться субъективизм человека.

4. Источник прав человека находится в зак-ве, которое создается гос-вом. Суб.права производны от созданного законодателем права в объективном смысле. Т.о., права человек получает от государства-законодателя. Судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона».

5. Право рассматривается как закрытая система, содержащая все необходимые данные в себе самой. Сущность права провозглашалась непознаваемой.

6. Задача юр. науки состоит исключительно в исследовании текстов нпа.

Достоинства теории: 1. были разработаны важнейшие понятия и конструкции, технические приемы юр.науки, на которых и сегодня основывается правотвор. и правоприм. дея-ть. 2. утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности, недопустимости отказа в правосудии из-за пробелов или неясностей в действующем зак-ве.4. Юр.позитивизм основывался на юр.мировоззрении, и, следовательно, право понималось им не как некая рядовая, а как ведущая, основополагающая система для жизнедея-ти общества.5. создается концепция правового государства.

Недостатки теории: 1. основывается на анализе и оценке правовых норм с точки зрения их внешней формы. 2. Данная теория, воспринимая право через его текстуальную форму, по сути дела, отождествляет право с его текстуальной формой.

Методологические установки юр. позитивизма предопределили его кризис. Он потерял главенствующее значение, которое имел на первых этапах развития буржуазного общества.

 

52. Естественно – правовой тип правопонимания.

Истоки естественно-правовых взглядов содержатся в трудах античных мыслителей Демокрита, Сократа, Платона,

Основной смысл идеи естественного права с самого начала зарождения – естеств.права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (полож.права).

Сложилась теория в XVII–XVIII вв., в эпоху буржуазных революций в Европе. Основателем теории считается Гуго Гроций. Позже Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера, англичан Гоббса, Локка и др. В России - Радищев.

Теория исходит из дуализма (двойственности) права и нетождественности права и закона.

Основные положения теории:

1. Наряду с позитивным правом, создаваемым государством, существует высшее, настоящее, естественное право, свойственное человеку от природы.

2. естеств. правом -это совокупность естественных и неотчуждаемых прав человека, которыми каждый человек обладает от природы в силу факта своего рождения: право на жизнь; право на свободу.

3. Источник прав человека находится не в зак-ве, а в самой природе человека.

4. Право и закон не тождественны. Естественное право возникает до и независимо от государства. Позитивное право создается государством или иными субъектами по уполномочию гос-ва

5. Право и мораль отождествляются.

Под лозунгами этой теории совершались буржуазные революции. Декларации независимости США (1776 г.) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789 г.)

ТЕП возродилась в двух направлениях:

1) Неотомистская теория Ж. Маритен. Согласно этой теории источником естественного закона -Бог.

Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естеств.права над правом челов., позит., т.е. установленным гос-вом.

2) «Светская» доктрина. признание в качестве основы «правильного», «законного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Слабые стороны теории: Такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей. Естественное право не есть некая правовая система.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.