Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в РФ.






Правотворчество - это деятельность уполн S по установлению, изменению и отмене норм права.

Формы правотворчества:

1) принятие нормативных правовых актов;

2) заключение нормативных договоров;

3) формирование правовых прецедентов;

4) санкционирование обычаев и иных источников права.

Виды правотворчества:

1. По субъектам правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа;

- правотворчество ГО;

- правотворчество иных уполн органов;

- правотворчество ДЛ.

- Правотворчество ОМС

- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (м/у РФ и S фед,, м/у s Фед, м/у ГО и общ объед, м/у работодателями и работниками и т.д.).

2. По принципу федерализма:

- фед правотворчество;

- правотворчество S фед.

3. По юр силе актов, принятых в результате правотворчества

- законотворчество;

- подзаконное нормотворчество.

Принципы правотворчества:

1. Принцип демократизма

2. Принцип законности

3. Принцип научности

4. Принцип профессионализма

5. Принцип гласности

6. Принцип своевременности

7. Принцип исполнимости

8. Принцип планирования:

Признаки правотворчества:

1. Оно представляет собой деятельность активную, творческую.

2. В результате правотворчества устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права

3. Оно является важнейшим средством управления обществом.

4. Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах компетенции.

5. Осуществляется в порядке, установленном нормами права.

6. Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм пр является показателем правовой культуры общества.

17. Юридическая техника: понятие и виды.

Юр техника - это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения ПА в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности ПР общ отн.

Виды юр техники:

I. Правотворческая (в т.ч. законодательная) - совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия НПА.

2. Правореализационная (в т.ч. правоприменительная) - совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных ПА (в т.ч. правоприменительных актов).

3. Интерпретационная (техника толкования норм права) – совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов офиц толкования норм права.

В ходе правотворческой деятельности применяются определенные правила юр техники.

Требования к содержанию НПА:

1. Простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота.

2. Единство терминологии,

3. Использование юридических конструкций в соответствии с определенными правилами.

4. Четкая формулировка норм права, позволяющая избежать пробелов и коллизий как внутри НПА, так и между ними.

5. Рациональное использование различных способов изложения норм права в статьях НПА

6. Краткость и компактность изложения нормативного материала, исключение повторов.

Требования к построению и оформлению НПА:

1. Рациональная рубрикация НПА (выделение в нем преамбулы, частей, разделов, глав, статей).

2. В общей части НПА излагаются общие нормы, а в особенной - конкретизирующие.

3. Логическая последовательность в расположении нормативного материала внутри НПА.

4. Согласованность и непротиворечивость между НПА, регулирующими однородные общ отн.

5. Наличие всех необходимых реквизитов НПА

 

18.Законотворческий процесс в РФ: понятие и основные стадии.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоят и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

Стадии: 1. законодательная инициатива Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согл ч. 1 ст. 104 К РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Констит Суду, Верховному Суду, Высш Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 К РФ о внесении поправок в К РФ).;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Гос Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, которая осущна заседании Гос Думы РФ (ст. 105 К РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат испол согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три: -принятие закона Гос Думой (ФЗ принимаются простым больш голосов от общего числа депутатов Госуд. Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государ. Думы); -одобрение закона Советом Федерации (в соотв. с ч. 4 ст. 105 К РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4

-подписание закона Президентом РФ в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информир-я адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вст закона в юрсилу. Как правило, ФКЗ и ФЗ подлежат офиц опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.