Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И служители Божьи. текстов, что и ее современники, авторы первых адвенти­стских публикаций








Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


текстов, что и ее современники, авторы первых адвенти­стских публикаций. И это легко принималось церковью, к которой она непосредственно обращалась14.

А вот как говорит о Е. Уайт как об интерпретаторе Библии Джон Паулин: «Хотя этот вопрос нуждается в более глубоком изучении, я считаю, что Елена Уайт ред­ко прибегала к экзегезе Священного Писания, пытаясь выяснить намерение, замысел, цели, которые ставил перед собой тот или иной автор Библии. Как и в случае с ветхозаветными пророками, ее главной задачей было прежде всего обращение к своим современникам. Это в основном и побуждало ее использовать Писание скорее теологически и гомилетически, чем экзегетически. Подчеркивая это, я не ограничиваю ее компетентность и авторитет. Все ее высказывания должны восприни­маться с величайшей серьезностью. В то же самое время мы должны быть крайне осторожны, чтобы не умалить авторитет библейского автора на основании того, что Е. Уайт, как было подчеркнуто, никогда не претендова­ла на полное, исчерпывающее истолкование Библии»15.

Главная идея работы Паулина заключается в том, что мы не должны ссылаться на высказывания Елены Уайт, в которых содержатся лишь «отголоски» библейского текста, и превращать их в некий стандарт для истолко­вания того или иного библейского отрывка. Под «отго­лосками» текста Паулин подразумевает одно или несколько библейских слов, взятых в отрыве от контекста, чтобы преподнести какую-то духовную истину. Приме­ром может служить отрывок из книги «Служения исцеле­ния». Е. Уайт пишет: «Относительно чая, кофе, табака и алкогольных напитков я хочу заявить, что единственно

14 Alden Thompson, " Old Testament Apocalyptic and Adventist Eschatolo-
gy", a paper presented at West Coast Bible Teachers Conference, May 1,
1982, p. 10-11.

15 John Paulien " Ellen G White and the Interpretation of Revelation".
Unpublished paper.


безопасный путь — это " не прикасаться", " не вкушать", " не дотрагиваться " 16. Явная аллюзия в данном случае на текст Кол. 2: 21 вовсе не означает, что Е. Уайт раскрыва­ет его истинное значение. Всем известно, что Павел предостерегает здесь от аскетизма гностиков. Основной принцип, который кроется за тем, что она говорит, яв­ляется обоснованным и веским, но это не является экзе­гетическим значением упомянутого отрывка. Е. Уайт просто использует язык Павла, чтобы четко обозначить один из важнейших аспектов практики воздержания.

—Но в нашей церкви люди постоянно так делают, —
заметил Михаэль. — Они возьмут слово или фразу, ко­
торые Е. Уайт заимствует из Библии, и пытаются дока­
зывать на основании этого истинное значение текста.

—Но так же нельзя, — законно возмутилась Шэрон.

—Я теперь просто не буду слушать этих людей, — ска­
зал Михаэль. — Я буду им отвечать: «Подтвердите мне
истинность своей точки зрения на основании Священ­
ного Писания».

—Правильно, Михаэль, — ответил доктор Смитарст.
— Ты правильно ухватил суть проблемы, и сама Елена
Уайт говорит в твою поддержку.

Он продолжил:

— А вот что говорит по данному вопросу Герберт Ду­
глас: «Когда Е. Уайт комментирует Библию, насколько мы
можем ей доверять? Понимая ограниченность человече­
ской природы, мы вполне можем ожидать некоторые не­
соответствия. Перед пророками никогда не ставилась
задача — не допустить ни одной ошибки. По этой-то при­
чине она никогда и не хотела, чтобы кто-то считал ее не­
погрешимым толкователем или интерпретатором
Библии»17.

 

Служение исцеления, с. 335. Douglass, Messenger of the Lord, p. 419.



Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


Это довольно серьезное заявление, — заметил пас­
тор Даунтон. — Оно очень важно для нас. Если мы гово­
рим, что она комментирует текст как гомилет, а не как
экзегет, тогда просто опасно использовать ее как библей­
ского комментатора, вдохновляемого Духом. Это также
указывает и на определенный риск издания Библии с ее
комментариями на полях18. Если, конечно же, не рас­
сматривать эти комментарии как объясняющие истин­
ное значение текста, а смотреть на них как на духовное
наставление.

—Но люди как раз и рассматривают их как экзегетиче­
ские комментарии к тексту, — отреагировал Михаэль, —
доказывая, что это и есть истинное значение текста.

—А в том, о чем мы сейчас говорим, ты усматрива­
ешь какую-то опасность? — поинтересовался доктор
Смитарст.

—Да, я предвижу опасность, — ответил Михаэль.

—Конечно, хотелось бы не говорить об этом вообще, —
заметил пастор Даунтон. — Те, кто критикуют адвентист­
скую церковь, находят для себя подпитку в подобных мате­
риалах. Иногда компилятор вставляет цитаты из ее трудов,
которые не имеют ничего общего с экзегезой самого текста.

—Да, — подтвердил доктор Смитарст. — Интересно,
насколько компетентным можно считать компилятора,
который проявляет определенную предвзятость в под­
боре материала. Но давайте все-таки вернемся к моему

18 Издание такой Библии может создать впечатление, что комментарии Е. Уайт являются истиной в последней инстанции в толковании текста. В данном случае следует также предположить и наличие наивысшего авто­ритета у компиляторов, поскольку они берут на себя ответственность вы­бирать подходящие для данного случая высказывания Е. Уайт. А мы знаем, что она могла комментировать тот или иной текст, придавая ему совершенно разное значение. Поэтому неоправданно издание таких Библий, как, например, The Clear Word Bible Джека Бланко (Review and Herald Publishing Association, 1994), который поместил комментарий E. Уайт прямо в сам библейский текст.


последнему пункту, почему же нам не следует прибегать к Е. Уайт как к комментатору Писания.

5. Елена Уайт возрастала в своем понимании Божьих целей и постижении Писания. Мы ранее говорили уже, как иногда ей приходилось менять свои взгляды в ка­ких-то богословских вопросах. Она всегда была открытой и прибегала к советам других. Поэтому можно взять неко­торые из ранних произведений Елены Уайт, сравнить их с более поздними ее трудами и выявить то, что она противо­речит сама себе. Нежелание признавать очевидный факт, что она тоже духовно возрастала, и служит причиной того, что ее недруги несправедливо спекулируют на видимых противоречиях в ее трудах. Однако тех, кто все же пытает­ся ссылаться на Е. Уайт как на библейского комментатора, мы вправе спросить: «А какие произведения Елены Уайт вы собираетесь цитировать: ранние или поздние?»

Ни один из этих пунктов не вызывает проблем, если мы рассматриваем Елену Уайт в ее истинной роли как христианского пророка и если мы считаем, что только Библия должна быть источником наших доктринальных положений. Фриц Гай очень хорошо сказал об этом: «Она привлекала внимание к Слову...» «Она призывала повиноваться Библии...» «Она показывала непреходящую актуальность Биб­лии, побуждая людей быть верными...»

«Она, конечно же, никогда не утверждала, что ее по­нимание текста является последним словом в науке тол­кования. Наоборот, она призывала каждого человека самого вслушиваться в Слово... она настаивала, что " не­простительно для кого бы то ни было утверждать... что все наши толкования Библии безошибочны". Никто не должен испытывать смущение, если при серьезном и внимательном изучении Библии он вдруг обнаружит,


 





Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


что Писание утверждает нечто отличное от того, что го­ворила Елена Уайт»19.

Доктор Смитарст продолжил:

— В 1933 году Уильям Уайт вместе со своими коллега­
ми из Центра исследований трудов Елены Уайт подгото­
вили небольшой буклет, чтобы помочь людям лучше
понять служение Елены Уайт. Мне кажется, я уже упо­
минал об этом на наших предыдущих встречах. Предпо­
лагалось, что буклет будут продавать, но этого так и не
случилось. Было очевидно, что многие не смогут адек­
ватно отреагировать на размещенную в буклете инфор­
мацию. На 12-й странице этого буклета говорилось: «Мы
должны подчеркнуть, что количество материалов, напи­
санных миссис Уайт, где она использовала произведения
других авторов, сравнительно мало, если учитывать
общий объем написанного ею. Именно при изложении
доктринальных и пророческих тем Е. Уайт чаще всего ис­
пользовала слова других авторов или перефразировала
их. Тысячи же страниц, наполненных вдохновляющей
вестью, обличениями и духовными наставлениями, на­
писаны ею независимо от других авторов, равно как и ее
божественные предсказания событий будущего, через
которые церкви придется пройти»20.

— Это очень важное утверждение, — заметил пастор
Даунтон. — Если в него вдуматься, оно ясно подтвер­
ждает то, что вы говорите. У меня есть эта брошюра, но
эти утверждения как-то мною не замечались. В то вре­
мя, как Господь действительно открыл ей информацию
о последних испытаниях, через которые церкви придет­
ся пройти, для описания ранних событий в церкви она
использует труды других адвентистских авторов.

19 Fritz Guy, " A Frank Look at Ellen White", Adventist Review, July 10, 1986,
p. 8-10.

20 W. C. White and D. E. Robinson, " Brief statements regarding the Writings
of Ellen White", Elmshaven Office, St Helena, California, August 1933. P. 12.


i — Это верный вывод, Джаред, — согласился доктор ^митарст. — Е. Уайт упоминает об этом во введении к книге «Великая борьба». Она пишет здесь, что исполь­зует некоторый материал из произведений современ­ных ей авторов. Имеются в виду труды Дж. Н. Андрюса и Урии Смита.

— Какова же все-таки цель ее трудов? — спросил Михаэль. — До сих пор вы говорили о том, какой цели
они не служат. Для чего же они тогда были даны?

— Это хороший вопрос, Михаэль. Она сама часто го­ворила, что ее работа — призывать людей назад к Биб­лии и возвеличить Библию перед людьми. Ее беспокоило то, что люди пренебрегали изучением Пи­сания21.

— Это правда, — подтвердила Джин. — Я заметила,
что когда я читаю то, что она написала, моя любовь к
Слову Божьему и желание изучать его возрастают.

— Не менее важной целью ее произведений является
применение библейских принципов в каждодневной
жизни людей, — продолжил доктор Смитарст. — Она
цитирует библейские тексты, применяя их к жизни лю­
дей, к которым она писала22. Богодухновенность ее тру­
дов такая же, как и у библейских авторов, но цель у них
другая. Господь посылал ей Свои вести точно так же,
как и тем, кто писал Библию. Итак, мы можем обратить-

«Вы плохо знаете Писания... Если бы вы задались целью изучить Сло­во Божье... то вам не понадобились бы свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегли богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которыми вы не желали повино­ваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям» — Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665. 22 «Я взяла драгоценную Библию и окружила ее несколькими Свиде­тельствами для Церкви, которые были даны народу Божьему. Здесь, ска­зала я, рассмотрены дела почти всех людей и указаны грехи, которых им необходимо избегать. Здесь они могут найти нужный совет, данный дру­гим людям, прежде находившимся в похожих обстоятельствах». Свиде­тельства для Церкви, т. 2, с. 605.


 



Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


       
   
 
 

ся к Библии и увидеть, что она получала весть так же, как и библейские пророки, — через видения и послания от Бога, изучая то, что уже было написано другими, или просто отслеживая жизненную ситуацию. Однако ее трудам никогда не приписывался авторитет Священно­го Писания, да и она сама никогда не утверждала это. В действительности она называет свои произведения «меньшим светилом, который ведет людей к светилу большему», которым, безусловно, является Библия23.

Следует принять во внимание и еще один аспект слу­жения Е. Уайт. Она была призвана подготовить Божий народ достойно встретить последние испытания, кото­рые наступят в конце истории и которые будут предва­рять пришествие Христа. Ей были открыты последние события, и она призывала Божий народ удостовериться в том, что они полностью доверились Иисусу, чтобы быть найденными верными, когда настанет время ис­пытаний. Делая это, она обращалась к наставлениям Иисуса из его знаменитой проповеди о конце света в Мф. 24. Она предостерегала, что «только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней ве­ликой борьбе24.

— Вы думаете, что все так и будет происходить, как
она писала? — спросил Даг. — А можем ли мы предполо­
жить, что что-нибудь пойдет не так? Ведь мир, в кото­
ром мы живем, так отличается от эпохи XIX века.

— Это очень серьезный вопрос, который постоянно
должны задавать себе адвентисты, Даг. Я считаю, что
все основные идеи адвентистской пророческой вести
прочно основаны на Священном Писании, в особенно­
сти на Книге Откровение, в которой учение о благой
вести, субботе Господней и состоянии мертвых пред­
ставлены как аспекты, по которым в последнее время

23 Литературный евангелизм, с. 125.

24 Великая борьба, с. 593, 594.


будет испытана наша верность. Многие адвентистские идеи, касающиеся исполнения открытых Богом событий между первым и вторым пришествиями, кажутся мне весьма убедительными. Однако отдельные моменты, свя­занные с наступлением времени испытаний, наверняка нас удивят. Например, современные технологии карди­нально изменили наш образ жизни. Но я бы не хотел от­клоняться сейчас от моей темы. Может, мы сможем обсудить это в другой раз. Сейчас я хочу ответить на во­прос Михаэля о цели написания Е. Уайт своих трудов.

Позвольте прочитать вам мнение еще одного из на­ших ученых. Фреда Вельтмана попросили проанализи­ровать книгу «Желание веков» на предмет того, до какой степени при написании этой книги Елена Уайт была за­висима от других источников.

Вся работа заняла у него семь лет. По результатам ис­следования был подготовлен отчет, в последнем абзаце которого говорилось: «Если и есть один общий вывод, полученный в течение бесчисленных часов чтения и изучения ее трудов за эти последние семь лет, то он та­ков: Елена Уайт, помимо всего, была искренней христи­анкой. Ее труды были написаны, чтобы просветить людей, чтобы помочь им взрастить личную веру и пови­новение Божьей воле... Мы, может быть, и хотели бы видеть в ней ученого или психолога, специалиста в той или иной области или филолога, президента конферен­ции или колледжа, но это не так. Я твердо убежден в том, что она не была и не может быть никем из вышеперечис­ленных. Скорее всего, она была просто человеком Божьим, руководимым Святым Духом, чтобы призвать и нас обратиться к Нему, к Его Слову и Его путям, что­бы, называясь именем Христа, мы могли прославлять Его перед теми, кто Его не знает»25.

25 Fred Veltman, Life of Christ Research Project, Vol. 3, p. 957-958.


 




Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


— Это достаточно точное и краткое изложение того, о
чем ты и говорил, — заметил Даг.

— Да, думаю, Вельтман очень ясно это изложил.
Отложив свои бумаги и откинувшись на спинку крес­
ла, доктор Смитарстпосмотрел на собравшихся и сказал:

— Придя к такому заключению, Вельтман, по сути,
заявил, что Елена Уайт соответствует всем библейским
характеристикам истинного пророка.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

А не думаете ли вы, — неожиданно спросил пастор
Даунтон, — что когда-нибудь адвентисты будут благодар­
ны тем, кто противостоял им в Интернете или создавал
видеоматериалы, критикующие нашу веру? Христианская
церковь развивалась лучше всего именно тогда, когда
сталкивалась с какими-то проблемами. Они выводят цер­
ковь из состояния удовлетворенности и заставляют более
серьезно задуматься о своей вере.

— Да, Джаред, я согласен с тобой. Это как раз то, что
хочет сказать нам и Елена Уайт. Позвольте мне еще раз
прочитать ее высказывание: «По мере возрастания на­
рода Божьего в благодати он будет приобретать все бо­
лее ясное понимание Божьего Слова... Так было всегда
на протяжении многовековой истории церкви, и так бу­
дет продолжаться до самого конца. Когда же духовная
жизнь идет на спад, это всегда приводит к прекращению
развития в познании истины. Люди довольствуются тем
светом, который они уже получили из Божьего Слова, и
отказываются от дальнейшего исследования Писания.
Они становятся консервативными и начинают избегать
дискуссий».

— Она производит впечатление настоящего возмути­
теля спокойствия, — заметил Михаэль.

— Думаю, ты мог бы довольно часто называть ее так,
но послушай еще одно ее высказывание, и ты еще более


утвердишься в этом: «Тот факт, что среди народа Божьего отсутствует полемика и разногласия, еще нельзя рас­сматривать главным доказательством того, что все креп­ко держатся здравого учения. Есть основания опасаться того, что они, возможно, не проводят четкой грани меж­ду истиной и заблуждением. Когда исследование Писа­ний не вызывает никаких вопросов, когда не возникает различных мнений, заставляющих людей самостоятель­но изучать Библию, чтобы убедиться, что они стоят на истинных позициях, то как и в древности, так и в наше время многие будут придерживаться человеческих тради­ций и поклоняться тому, чего они не понимают»26.

—Сильно сказано, — заметила миссис Даунтон. —
Интересно, не предвидела ли она состояние некоторых
наших общин, которые, кажется, лишены жизни и энер­
гии. Там все спокойно, никаких споров...

—Да откуда им (дискуссиям) взяться, если некоторые
постоянно говорят «но Елена Уайт сказала, что...»? —
прервал ее Михаэль.

—Они не должны так говорить, — ответила Шэрон.

 

— Многих наших собратьев нужно просто переучи­
вать, — добавил пастор Даунтон.

— Верно, Джаред, это как раз то, о чем мы с вами сей­
час и поговорим, — ответил доктор Смитарст.

ПЕРЕУЧИВАЯ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ

— На международном семинаре в 1982 году Рождер Кун представил документ, который предлагал так называемое переобучение членов церкви27. И, как я уже говорил преж­де, Артур Уайт также обратился с призывом к церкви об­ратить внимание на проблемы, которые так и не были

26 Советы авторам и редакторам, с. 38, 39.

27 Roger Coon, " Continuing Education of Church Members and Providing
Basis of Confidence", Paper presented to International Prophetic Guidance
Workshop, Washington, DC, April 11-15, 1982.


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


разрешены с 1919 года. К сожалению, даже сегодня лишь немногие адвентисты имеют грамотное и всестороннее понимание того, как совершала свое служение Е. Уайт.

Однако это не только проблема многих адвентистов, не имеющих истинного представления о библейском предназначении пророков. Негативно настроенные против Е. Уайт люди в большинстве своем также не зна­ют библейских основ пророческого дара. Если бы они внимательнее читали Библию, то понимали бы, что их выпады разрушают также и авторитет Давида, Павла и Петра как избранных Божьих слуг.

Позвольте мне еще раз напомнить: пророческое служе­ние Е. Уайт совпадает с библейской позицией по этому вопросу. Она получала откровения от Бога, которые затем передавала людям. Она призывала к праведной жизни и к послушанию Божьей воле, явленной в Его Слове. Е. Уайт возвышала истину об Иисусе Христе и помогала людям более четко осознать, что означает принять Иисуса Христа как своего Спасителя и следовать за Ним.

То, что Господь открыл ей, опережало время, но, как мы уже заметили, она все же оставалась в какой-то степе­ни зависимой от культурологического контекста своего времени. В ее вестях мы должны видеть общие принципы, не фокусируясь на деталях, которые были обращены к конкретным личностям. Сегодня мы сознаем, что основ­ное направление, которым она вела церковь в годы фор­мирования и становления, было правильным, но Е. Уайт не была непогрешимой. Она сама это признавала28.

Церкви нужно знать, о чем она писала. Ее заявления нужно воспринимать очень серьезно. Однако необходи­мо использовать своеобразный дар различения, чтобы видеть, насколько применимы ее советы и наставления к

28 Как писала Е. Уайт о себе: «В отношении непогрешимости я никогда на это не претендовала. Не ошибается только Бог». — Письмо 10, 1895, Избранные вести, т. 1, с. 37.


нашей сегодняшней повседневной жизни. Это, кстати, соответствует ее пожеланию.

Наглядным примером того, как она сама относилась к своим вестям, могут служить ее высказывания на од­ной из встреч совета школы. Прежде она говорила, что «единственными учителями детей, пока им не испол­нится восемь-десять лет, должны быть родители»29. Не­которые члены совета выступали в защиту этого утверждения, другие говорили, что все же необходимы классы для маленьких детей.

Но Е. Уайт, казалось, была настроена против своего же утверждения, заявив: «Матерям следует мудро на­ставлять своих чад в раннем детстве. Если наши матери смогут справиться с этим и будут посвящать свое время, чтобы преподавать детям уроки, которые им необходи­мо усвоить в раннем возрасте, тогда дети могут нахо­диться на домашнем обучении до 8, 9 или 10 лет.

Но многие семьи не осознают этих священных обязан­ностей... Господь желает, чтобы мы разумно подошли к решению этого вопроса... Таково реальное положение вещей. И я просто возмущена, когда кто-то постоянно заявляет: " Но ведь так сказала сестра Уайт, поэтому я не отступлю от этого".

Бог желает, чтобы мы имели чувство здравого смысла, и Он хочет, чтобы мы мыслили здраво. Обстоятельства ино­гда меняют условия. Обстоятельства меняют положение вещей... Если семья не может дать ребенку начального об­разования, не может приучить ребенка к дисциплине, по­слушанию, тогда самое лучшее в этой ситуации — отдать ребенка туда, где его всему этому обучат»30.

29 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 137.

30 " Counsel on Age of School Children", Manuscript release Ns 405, Report of an
Interview, January 14, 1904, p.1
3, 5, курсив наш. Для более детального зна­
комства с тем, как правильно использовать труды Е. Уайт, см. Дж. Найт, «Чи­
тая труды Е. Уайт: как их понимать и использовать». Заокский: «Источник
жизни», 2002.



Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


— Предпринимает ли церковь что-нибудь в этом на­
правлении? — поинтересовался пастор Даунтон.

—Да, конечно же. Однако мы сознаем, что некоторые ее советы более применимы к тому времени, в которое она жила.

— Мы, например, не запрещаем людям играть в тен­
нис, фотографировать или ездить на велосипеде. Если
мне не изменяет память, она выступала против всего
этого, — заметила Джин.

— Я понимаю, что ты имеешь в виду, — ответил пас­
тор Даунтон. — Мы считаем, что обязательно нужно
учитывать время и обстоятельства, в которых давались
подобные советы. В ее время эти занятия считались экс­
травагантными забавами. Например, в конце XLX века
езда на велосипеде стала знаком исключительности. Ко­
нечно, ничего плохого в езде на велосипеде нет, но в то
время, когда она выступала против этого, велосипед
стоил столько, сколько человек мог заработать за 6 ме­
сяцев. Поэтому мы всегда должны учитывать время и
обстоятельства, в которых давались все эти советы.

— К сожалению, мы далеко не всегда поступаем имен­
но так, — произнесла Шэрон.

— Что ты имеешь в виду? — спросила ее Джин.

— Просто некоторые утверждают, что Е. Уайт была
против посещения театра. Это правда?

— Да, это так, — признался пастор Даунтон. — Одна­
ко я исследовал этот вопрос, потому что многие моло­
дые люди его задают. Она говорила о театрах своего
времени, где многое отличалось от современного теат­
ра. Вам следует прочитать книгу Джорджа Найта «Мир
Елены Уайт»31. Я могу осветить некоторые моменты из
этой книги. Е. Уайт называла современный ей театр
«оплотом безнравственности», имея для этого веские


\ основания. Театры обычно располагались в районах, имеющих сомнительную репутацию, где процветала проституция. И даже в самом здании театра женщины легкого поведения предлагали свои услуги. Те, кто посе-Шал театр, общались с актерами, которые вели амораль­ный образ жизни. Эти актеры пытались втянуть молодых людей, посещающих театр, в азартные игры и другие по­роки. Все это являлось достаточно веским основанием, чтобы предупреждать молодых людей об опасности по­сещения таких заведений.

— Мы должны видеть прежде всего принципы, кото­
рые содержатся в ее советах и предупреждениях, и при­
менять эти принципы в нашей жизни, — добавила Джин
и, улыбнувшись, посмотрела на Шэрон и Михаэля. — И
самый важный принцип, которого мы должны всегда
держаться, звучит следующим образом: выражает ли то,
что я делаю, любовь к моему Спасителю?

— Джин права, — согласился доктор Смитарст, — се­
годня слово «театр» ассоциируется не с игорным домом,
а с кино или спектаклями. Кстати, киноиндустрия се­
годня создает много проблем для христианства. Мно­
гие фильмы глубоко аморальны. Голливуд не разделяет
свои взгляды с христианством. Христиане должны быть
очень избирательны в отношении того, что они смотрят.
Большинство фильмов не показывают всю правду жиз­
ни. Они пропагандируют незаконные сексуальные от­
ношения, не показывая при этом последствий этих
отношений — нежелательную беременность, болезни,
передающиеся половым путем, душевный и физиче­
ский урон, причиняемый личности.

В разговор вмешался Михаэль:

— Я слышал, что она также была и против спорта как соревнования. Создается такое впечатление, что она часто выступала против того, что нравится молодежи.


31 Джордж Найт. «Мир Елены Уайт: удивительная эпоха, в которую она жила», Заокский: Источник жизни, 2002.




Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


— Позволь мне ответить по поводу твоего вопроса о
спорте, Михаэль, — произнес пастор Даунтон. — Я вни­
мательно изучил и этот вопрос, потому что я сам очень
люблю спорт. Если вы прочитаете книгу «Мир Елены
Уайт», вы поймете, против чего она выступала. В ее дни
профессиональный спорт развивался с широким разма­
хом. Она была смущена той жестокостью, которая цари­
ла в спорте, особенно это касается футбола. В 1905 году
18 человек погибло, играя в эту игру. Джордж Найт пи­
шет о том, что даже президент США предупреждал фут­
больную ассоциацию урегулировать правила, сделав
игру безопасной для жизни, иначе он вообще запретит
футбол. Е. Уайт была не против спортивных игр, она вы­
ступала против жестокости в спорте.

И вновь мы должны взглянуть на принципы, к которым она обращалась. Вам нужно понять их, чтобы быть спо­собными разобраться, как же применить их в нашей со­временной жизни. Е. Уайт — дитя своего времени, и она не отличается от всех тех, кто вырос в методистском окру­жении. Я бы даже осмелился сказать, что если бы мы вдруг оказались в таком же культурологическом контексте, в ко­тором жила она, мы бы нашли эти советы своевременны­ми и справедливыми. Однако, мы живем в другое время, и вы должны сами видеть, как современный мир влияет на вашу христианскую жизнь. Но позвольте мне заверить вас, Е. Уайт не была человеком, отравляющим жизнь ок­ружающим людям. Она не была против того, чтобы ино­гда развлечься и порадоваться жизни.

— Хорошо сказано, Джаред, — отметил доктор Сми-
тарст. — Когда люди говорят о христианской жизни, сле­
дует признать тот факт, что между ними всегда будет
существовать некоторая разница во мнениях. Ответы не
всегда будут однозначными, как черное и белое. Иногда
будет присутствовать и серый цвет, означающий неодно­
значность ситуации, и мы всегда будем сталкиваться с


тем, что нам придется лично принимать решение. Никто другой за нас это не сделает, и не всегда мы будем полно­стью согласны с выбором других. Принятие самостоя­тельного решения — это самая лучшая проверка нашей христианской зрелости, чем следование правилам, уста­новленным кем-то другим. Истинный христианин, кото­рый любит Иисуса и принимает Его спасение как дар, с готовностью ответит: «Я хочу быть верным Иисусу. Моя любовь и мое желание угодить Ему будет отражаться в том, как я живу». Искренний христианин не спросит: «Как далеко я могу зайти?», но скорее скажет: «Я выби­раю чистоту и верность, чтобы прославить Иисуса». Пастор Даунтон добавил:

— Мы должны применять библейские принципы в
нашей жизни. Я часто обращаюсь к Рим. 12: 1, 2, стихам,
которые мне всегда помогают сделать выбор. Там гово­
рится о том, чтобы принести наши тела, как жертву жи­
вую в духовном акте поклонения Творцу. Не дайте миру
поглотить вас, но позвольте Богу обновить ваш ум, что­
бы исполнить Его волю.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТИННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ПОЗИЦИИ

— Спасибо за эти мысли, Джаред, — поблагодарил
пастора Даунтона доктор Смитарст. — Нам пора уже пе­
реходить к другому вопросу. Теперь, когда мы знаем,
как Е. Уайт совершала то служение, которое доверил ей
Господь, мы должны сделать выводы.

Итак, первое: важно помнить, что Господь постоянно одаривает Свою церковь духовными дарами. Павел гово­рит в 12-й главе Первого послания к Коринфянам, что все дары важны, если они способствуют здоровому росту церкви. Уильям Уайт умолял церковь не забывать этого, когда она стала слишком полагаться на дар его матери: «Я несколько раз говорил нашим братьям, которые препода-


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


вали библейские уроки по пророческому дару, что невоз­можно дать истинную оценку этого дара в отрыве от правильного понимания значения для церкви других даров Святого Духа... Долго я молил Господа снять эту ношу с плеч моей матери, которую она несет уже так много лет, и пере­ложить ее на 70 старейшин. Я бы хотел заверить моих братьев... я буду молиться за них, когда они будут созидать и развивать дар ученичества и другие дары в нашей церкви»312.

Существует серьезная опасность для нас, адвентистов, в том, что мы можем превознести дар одного конкретно­го человека, и, поступая так, мы можем проигнорировать и заглушить другие дары, которые Господь давал и про­должает давать нашей церкви. Это не будет способство­вать развитию церкви как единого здорового организма. В 1 Кор. 12 Павел заявляет, что все дары важны и необ­ходимы, даже те, которые, как нам кажется, невысоко почитаемы. Трудно оценить тот ущерб, который был на­несен церкви, когда ученых экспертов заставили забыть все, чему они были научены. Специалистам в области истории, богословия, науки и образования было сказа­но отбросить все, во что они верили и чему были науче­ны, поскольку их знание, как казалось кому-то, вступало в противоречие с тем, чему учила и о чем писа­ла Е. Уайт около ста лет назад.

Например, несколько лет назад в журнале Спектрум были опубликованы отрывки из дневников Зигфрида Хорна. Этот человек пользовался большим уважением в научном мире, как в церковных кругах, так и за их пределами. Эти дневники показали нам его внутренний конфликт, кото­рый он переживал, стремясь быть верным тому, что писа­ла вестница Божья, которую он очень уважал, и тому,

W. С. White to A. G. Daniells, December 31, 1913, WCW book 46, 1912-1913, цит. по: Bert Haloviak in his Sligo Series talks, October 22, 29, 1980, p. 38-39, выделено мною.


что он знал об истине из той области знаний, экспертом которой он являлся.

— Я должен признать, что был озадачен тем, что прочи­
тал о Хорне в этом журнале, — заметил пастор Даунтон. —
Будучи студентом, я посещал некоторые его лекции и
слышал от него тогда, что он не может примирить хроно­
логию в произведениях Е. Уайт с той информацией, ко­
торую он считал более правильной и достоверной. Он
просто игнорировал эту проблему и заявлял, что у него
нет на нее ответов. Я говорю о лекциях, которые брал у
него в 60-х. В то время все верили, что каждое слово, ко­
торое написала Е. Уайт, является истинным, потому что
она Божий пророк. Никто из нас и понятия не имел, как
этот дар проявляет себя. Было бы все по-другому, если
бы мы тогда имели верное представление о том, что она
просто заимствует хронологические данные из других
источников, как мы узнали это из наших предыдущих бе­
сед.

— Несомненно, — согласился доктор Смитарст. —
Другой известный адвентистский ученый библеист,
Ганс Ларонделл, также рассказывает о борьбе, которую
пришлось ему пережить. Позвольте зачитать небольшой
отрывок из его доклада, представленного перед своими
коллегами несколько лет назад:

«Чем больше возрастают мои познания Библии, тем отчетливее я сознаю, что обязан проверять интерпрета­ции, данные Е. Уайт, используя принцип " Sola Scriptura". Со временем это стало причиной моей переоценки без­граничной доселе уверенности в ней как в единственно верном толкователе Библии. Мне пришлось пересмот­реть Богом установленные рамки ее пророческого дара. Мы, адвентисты, никогда не подчеркивали ограниченный характер ее пророческих обязанностей. Как результат, всем ее произведениям была приписана безгрешность, вербальная инспирация и они были поставлены на один


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


180


уровень с Библией... как ее единственный и безошибоч­ный толкователь»33.

Дилемма, с которой столкнулся Ларонделл, необяза­тельно ограничивается истинным библейским понима­нием пророческого дара Е. Уайт. И я вновь спрашиваю, может ли быть так, что адвентистская церковь дала воз­можность одному дару заглушить и подавить все другие духовные дары, которые Бог дал остальным членам тела Христова? Вместо того, чтобы укреплять и развивать тело Христово, неправильное отношение и использова­ние одного дара может на самом деле причинить ущерб и оказать пагубное действие на рост и развитие церкви.

— Это довольно серьезно, — произнес Даг. — Оба уче­
ных, безусловно, правы.

—Да, я мог бы привести вам и другие примеры, но по­звольте, я продолжу дальше. Даниэльс, когда пытался разрешить для себя проблему авторитета Писания, за­метил: «Необходимо, чтобы человек был свободен в своем выборе самостоятельно изучать Писание и честно следовать тем выводам, к которым он придет. Я лично стою на позиции свободы в этом вопросе... Мне кажет­ся, мы должны серьезно решить этот вопрос: свободны ли мы в отношении самостоятельного исследования Библии и в том, чтобы следовать за светом, который нам будет при этом исследовании открываться»3*.

Доктор посмотрел на присутствующих и произнес:

— Как это не иронично, но адвентистской церкви
очень просто определить, кто же на самом деле занимает
более ортодоксальную позицию в этом вопросе. Е. Уайт
пишет: «Дух не предназначен заменить собою Библию,

33 Hans LaRondell, " My Journey of Discoveries in Apocalyptic Eschatology",
ASRS, 1999, P. 99.

34 Letter from A. G. Daniells to W. С White, August 4, 1910, выделено
мною.


ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье явля­ется мерилом всякого учения и опыта»35.

—Тогда почему же многие люди продолжают непра­
вильно использовать ее писания, когда она совершенно
четко писала о том, что нам не следует так поступать? —
спросила Джин.

—Возможно, потому, что сложилась определенная тра­
диция использовать ее произведения так, как мы это дела­
ем сегодня. Произошло это сразу после ее смерти, и мы уже
рассуждали об этом раньше, — ответил пастор Даунтон.

 

—Мне кажется, что для некоторых людей гораздо
легче и проще обращаться к произведениям Е. Уайт, чем
к Библии, — заметил Даг. — Но это неправильное ис­
пользование пророческого дара. Именно это и послу­
жило причиной, по которой многие люди вне церкви
думают, что у нас есть другая Библия.

—Да, это действительно так, — заметил доктор Сми-
тарст. — Многие считают Е. Уайт выдающимся лидером
и пророком, которого призвал Господь36. Но Господь
никогда не призывал ее встать между нами и Библией.

 

— Можно ли назвать ее духовным комментатором
Библии? — спросила Джин. — Ведь она применяла биб­
лейские обетования к нашей жизни и призывала к пра­
ведной жизни в соответствии с Писанием.

— Так и должно быть, Джин, — ответил доктор Сми-
тарст. — Позвольте, я продолжу: на сессии Генеральной
конференции в 1990 году произведениям Е. Уайт возда­
ли должное, что также способствовало более четкому

35 Великая борьбы, vii.

36 Ингемар Линден, отдавая ей дань, писал: «Хотя практически неиз­
вестная этому миру и даже среди духовных лидеров, тем не менее
Е. Уайт считается одним из великих американских религиозных лидеров.
Столько граней таланта в этой личности, что нам трудно переоценить ее
выдающийся вклад в наше общество как наставницы, духовного лидера,
автора многих книг и оратора... Но больше всего Е. Уайт сделала для
своей церкви, являясь ее вдохновителем и помогая ей поддерживать
единство». - The Last Trump, P. 292.


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


пониманию ее функций как пророка. Когда я буду чи­тать, пожалуйста, отметьте, какое решение было приня­то, и о чем там не говорилось.

Взяв снова свои бумаги, он начал читать:

«Ее вдохновленные Святым Духом произведения яв­ляются бесценным даром для нашей церкви по всему миру, потому что они превозносят Библию как святое Слово Божье, вдохновляя на его изучение; укрепляя веру народа Божьего в его обетования; побуждая к духу посвя­щения и жертвенности; помогая в развитии тела Христо­ва по всему миру; расширяя границы нашего служения; обеспечивая основополагающими принципами для ор­ганизации издательского, медицинского и образователь­ного дела; защищая и объединяя церковь.

Кроме того, ее произведения указывают на великую жертву Христа, которая привлекает людей и делает их гражданами Небесного Царства благодати, ибо Его ис­купление сделало это возможным; они призваны при­готовить их к встрече со своим Спасителем, когда Он придет во славе Своей»37.

Он остановился.

—Вы отметили для себя, что здесь не утверждается?

—Я да, — ответил Даг. — Тут не говорится о том, что ее
труды — это мерило для принятия доктринальных поло­
жений, а также не говорится, что они заменяют Библию.
Наоборот, здесь сказано, что они возвышают Библию,
побуждают к ее внимательному изучению и призывают
держаться тех обетовании, которые там даны.

—Отлично сказано, и это то, что должны делать про­
роки. Если правильно воспринимать пророческое слу­
жение Е. Уайт, то она вполне соответствует библейской
позиции относительно служения пророков.

Затем, повернувшись к Шэрон и Михаэлю, доктор Смитарст спросил:

37 " Resolution on Spirit of Prophecy", Record, February 9, 1991, P. 9.


— А что вы думаете об этом?

Последовала долгая пауза, было понятно, что ни Михаэль, ни Шэрон не хотят отвечать первыми.

— Чувствуйте себя свободно, — подбодрил их доктор
Смитарст. Все внимание было обращено на молодых
людей.

Наконец Шэрон заговорила:

— Я догадываюсь, что многое из того, что вы сказали,
было обращено к нам. Мне нравится идея, что адвенти­
сты не должны заявлять о том, что все знают и им боль­
ше нечему учиться. Мне нравится идея, что Е. Уайт
такой же человек, как и мы. До этого она представлялась
мне этаким суперчеловеком. Но это казалось как-то не­
реальным. Я всегда считала ее принадлежащей к другой
эпохе и не имеющей ничего общего с тем временем, в
котором я живу. И у меня в связи с этим есть вопросы.
Мне кажется, что она прежде всего обращалась к людям
своей эпохи.

Тут вмешался в разговор Михаэль:

—Шэрон имеет в виду то, что Е. Уайт никогда не го­
ворила об абортах, СПИДе и демографическом взрыве.
Она никогда не говорила о таких проблемах, как унич­
тожение джунглей, о терроризме и ядерных бомбах. В ее
время многое было по-другому.

—Да, сейчас многое изменилось с тех пор, как я был
молодым, — заметил пастор Даунтон. — И изменилось к
худшему.

 

—Согласен, — сказал доктор Смитарст. — Мир по­
стоянно меняется.

—И меняется очень быстро, — добавила Джин. — Не­
которые проблемы, о которых говорили Михаэль и Шэ­
рон, несколько десятков лет назад просто еще не были
известны.

—Я согласен со всеми вами, — сказал доктор Сми­
тарст. — Я надеюсь, вы все же прочтете книгу «Мир Еле-


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


ны Уайт». Тогда вы лучше поймете, каким образом она реагировала на проблемы своей эпохи. Помните, она за­хватила только 15 лет из двадцатого столетия. В начале своего служения она пережила Гражданскую войну, раз­делившую американскую нацию. А потом она стала сви­детельницей массового переселения католиков, которые потоком хлынули в Северную Америку. Законы о вос­кресном дне были специально изданы для католиков из-за их легкомысленного отношения к соблюдению воскресенья как дня поклонения. Однако это выглядело как угроза для протестантского образа жизни в Северной Америке. Адвентисты оказались под перекрестным ог­нем. Католики стали открывать винные лавки. Протес­танты же стояли на позиции воздержания от алкоголя, видя в этом благосостояние и процветание нации. Уро­вень потребления алкоголя среди рабочих-католиков в американских городах стал угрожающим.

По мере развития урбанизации и индустриализации последовало все возрастающее влияние профсоюзных организаций. Не следует забывать и о влиянии француз­ской революции. Ее борьба против религии, и резня, ко­торой сопровождалась эта революция, все еще были свежи в памяти тех, кто жил в XIX веке38.

ПРОРОК ТОЛЬКО ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ?

Е. Уайт выполняла все то, что должен делать пророк; она пыталась актуализировать библейские принципы применительно к конкретной жизненной ситуации. Ко­нечно, многие проблемы и вопросы, о которых она писа­ла, актуальны в любую эпоху, поэтому мы должны выяснить, какие из них все еще остаются значимыми и в наши дни, а какие были актуальны только для ее времени.

См. также Gary Land, The World of Ellen G. White, Review and Herald Publishing Association, Washington, DC, 1987.

 

— Это разумный подход, — согласился пастор Даун-
тон, — но как все же отличается наш мир от эпохи
Е. Уайт. Сейчас нет угрозы нашествия католических им­
мигрантов, но зато мы видим, как все больше и больше
заполоняет Запад влияние восточных религиозных
культов. Сегодня мир озабочен угрозой загрязнения ок­
ружающей среды и перенаселением планеты. Мы
столкнулись с угрозой мирового терроризма, с вероят­
ностью применения ядерного, химического и биологи­
ческого оружия.

— Все верно, — согласился доктор Смитарст. — Кни­
га Джона Стотта «Новые проблемы, с которыми сталки­
вается христианство сегодня» повествует о тех основных
проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться в
XXI веке. Для эпохи Е. Уайт эти проблемы показались
бы совершенно чуждыми. Но именно таковы проблемы
нашего века. Позвольте, я прочту о некоторых из них.
Стотт, подводя итог, пишет:

«Сегодня отмечается серьезная нехватка сбалансиро­ванных политических лидеров. Мы сталкиваемся с огром­ными проблемами... В глобальном масштабе существует угроза ядерного оружия, нарушения прав человека, кри­зиса окружающей среды и энергетического кризиса, эко­номического неравенства между Севером и Югом. В социальном плане — безработица, непрекращающиеся забастовки рабочих, вспышки расового насилия. В мо­ральном отношении — размываются основные христиан­ские принципы, обесценивается институт семьи и брака, нарастает сексуальная распущенность, резко обострилась проблема абортов. В духовной сфере — возрастающее влияние материализма и соответствующая этому утрата чувства трансцендентной реальности (веры в Бога как высшее существо). Многие говорят о том, что мир неумо­лимо приближается к катастрофе, но лишь немногие предлагают средства, как это предотвратить. Технические


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


186


 

•39

средства в изобилии, а вот мудрость в дефиците. Люди смущены, сбиты с толку, чувствуют себя отчужденными. Как говорил Иисус, мы " как овцы, не имеющие пастыря", в то время как лидеры наций — это " слепые, которые ведут

слепых

—Совершенно другой мир! — воскликнула миссис Да-
унтон. — Мне кажется, что одна из основных проблем в
современной церкви — это посвящение в духовный сан
женщин. Во многих церквах это ведет к расколу.

—Да, я согласен, — произнес Даг. — Хотел бы доба­
вить сюда и проблему, связанную с нетрадиционной
ориентацией и однополыми браками. Этот вопрос так­
же производит раскол как в обществе, так и в церкви.

—А я бы хотел добавить еще и проблему клонирования
и генной инженерии, — заметил Михаэль. — И мне кажет­
ся, Е. Уайт ничего не говорила о подобных проблемах.

—Вопрос, который должен быть задан в таком слу­
чае, — продолжил доктор Смитарст, — совершенно оп­
равдан: зачем нам читать произведения Е. Уайт, если
она действительно жила в другую эпоху и сталкивалась с
совершенно другими проблемами? Позвольте, я отвечу
на него. Хотя этот мир и проблемы, с которыми он стал­
кивается, постоянно меняется, есть то, что остается не­
изменным. Мы — грешники и нуждаемся в Спасителе.
Благая весть об Иисусе Христе имеет вечное измерение.
История о Его смерти и воскресении всегда будет акту­
альна для любой культуры и для любого времени. Ос­
новной заботой Е. Уайт было привести людей к Иисусу,
познакомить их со Спасителем, чтобы они доверили
Ему свои жизни. Она стремилась представить людям
красоту Его характера и ободрить их на духовном пути.

Мы должны увидеть, как она применяла христиан­ские принципы к повседневной жизни. Я лично считаю,

39 John Stott, New Issues Facing Christians Today, Marshall Pickering, London, 1999, P. 421.


что принципы, изложенные в таких ее книгах, как «Путь ко Христу», «Наглядные уроки Христа» и в серии «Конфликт веков», являются вечными принципами христианства. Они никогда не устареют. Существуют основополагающие хри­стианские принципы жизни, которые следует рассматри­вать вне времени и культуры. Когда вы читаете ее книги, вы видите, как она применяет эти принципы в повседневной жизни. Возьмите, например, главы из книги «Путь ко Хри­сту», в которых говорится о молитве. Там написано, что нам делать с сомнениями, как развивать в себе веру, как принимать ближних. Это актуально для любой культуры и всегда своевременно для христианина.

Не будем забывать и о том, что Библия гораздо более древняя книга, чем книги Е. Уайт. Некоторые советы, данные в Писании, также должны рассматриваться в культурном контексте.

— Верно, — прервала его Джин. — Вот почему мы не
приветствуем сегодня друг друга «святым целованием»,
о котором говорил апостол Павел, обращаясь к церквам
в Риме и Коринфе.

— Хорошее замечание, Джин, — ответил доктор
Смитарст. — Сегодня мы бы применили его совет, учи­
тывая наш культурный контекст, просто пожимая друг
другу руки. Позвольте мне привести еще один пример
совета, данного Е. Уайт и не имеющего временного ог­
раничения.

Доктор Смитарст взял со стола, стоящего перед ним, книгу и начал читать:

«Тот факт, что среди народа Божьего отсутствует по­лемика и разногласия, еще нельзя рассматривать глав­ным доказательством того, что они, возможно, не проводят четкой грани между истиной и заблуждением. Когда исследование Писаний не вызывает никаких но­вых вопросов, когда не возникает различных мнений, заставляющих людей самостоятельно изучать Библию,


Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


чтобы убедиться, что они стоят на истинных позициях, то как и в древности, так и в наше время многие будут придерживаться человеческих традиций поклоняться тому, чего они не понимают»40.

—Это звучит сильно, — высказал свое мнение Даг. —
Нам действительно следует признать, что этот совет ну­
жен в наше время более, чем когда-либо.

—Я уверен, что подобные высказывания заставят
многих призадуматься, — добавил Михаэль. — Е. Уайт,
должно быть, была расстроена позицией некоторых
консервативно настроенных людей.

—Да, это так, — согласился доктор Смитарст. — Как
я уже говорил на наших прошлых встречах, не думайте
о Е. Уайт как о чопорной, консервативной леди. Она
была женщиной с прогрессивным взглядами. Она всег­
да побуждала людей выйти за рамки привычных пред­
ставлений.

Многие из ее советов, я повторяюсь, вне времени и вне культуры. Позвольте мне поделиться с вами еще од­ним советом, который я буквально выучил наизусть:

«Самая большая нужда этого мира — в людях, кото­рых невозможно подкупить, людях, которые являются по-настоящему искренними и честными, в тех, кто не боится называть грех своим именем и чьи дела не расхо­дятся со словом, в людях, которые готовы будут стоять за истину, даже если поколеблются основания мира»41.

— Я помню, как вдохновило меня это высказывание,
когда я был еще подростком, — откликнулся пастор Даун-
тон. — В начале моего служения, я проводил евангельские
программы. Я так боялся провала после того, как было по­
трачено много времени и сил. Я обращался за ободрением
к советам, данным Еленой Уайт в книге «Евангелизм».
Вот один, который я тоже выучил буквально наизусть:


«Многие наши работники все еще боятся пойти на риск и начать эту огромную работу, опасаясь, что затра­ченные средства не принесут ожидаемых результатов. Что, если средства окажутся истраченными, а мы так и не увидим спасенные души?.. Лучше продолжать рабо­ту, чем ничего не делать, поскольку никогда не знаешь, какое из начинаний принесет обильные плоды... У Бога найдутся работники, готовые рисковать всем и вся ради спасения души... Бог призывает на служение людей стойких, полных надежды, веры и мужества, на­строенных продолжать работу до конца»42.

—Хорошая цитата, Джаред, — одобрила Джин.

—Я упустил некоторые предложения, но эта цитата
много раз помогала мне не терять присутствия духа в
различных ситуациях на протяжении многих лет.

—Я бы тоже хотела привести одну цитату, которую я
очень хорошо запомнила, — включилась миссис Даун-
тон. — Я тоже опущу несколько предложений. А взята
эта цитата из книги «Христианский дом»:

«Когда мужья уходят на работу, оставляя своих жен заботиться о детях, то жена и мать выполняет не менее важную работу, чем мужи отец... Муж на открытом мис­сионерском поле может принимать почести от людей, тогда как домашняя труженица может и не получить земной похвалы за свой труд. Но если она трудится ради своей семьи, стараясь сформировать характер детей по Божественному образцу, то ангел, ведущий запись, ука­жет ее имя среди величайших миссионеров мира. Богу видится все несколько иначе, чем ограниченному чело­веческому взору»43. Я часто перечитывала эту цитату, когда дети были маленькими, а Джаред тогда часто от­сутствовал, исполняя свое служение. И эта мысль очень поддерживала меня.


 


40 Советы авторам и редакторам, с. 39.

41 Воспитание, с. 57.


42 43


Евангелизм, с. 62, 63. Христианский дом, с. 235.


 



Глава 6


Елена Уайт и Библия


 


Я думаю, мы можем много говорить об этом, — заме­
тил доктор Смитарст. — У каждого из нас, кто является ад­
вентистами уже много лет, есть любимые цитаты, которые
имеют для нас особое значение. Эти обетования актуальны
всегда, и мы действительно обладаем бесценным богатст­
вом. Если вы прочтете книги Е. Уайт, вы окрепнете в вере,
и в итоге станете по-настоящему сильным христианином.

—Но у нее такие толстые книги! — пожаловался Ми­
хаэль.

—Я знаю, — ответил доктор Смитарст, — поэтому-то
церковь и решила делать компиляции из ее книг, чтобы
сделать их более доступными для молодого поколения.
Сегодня ты можешь найти, например, сокращенный ва­
риант книги «Желание веков», переложенную на более со­
временный язык. Она называется «Мессия»44. Есть еще
одна книга, которая специально была подготовлена для
молодежи, то есть для вас, Михаэль и Шэрон. Называется
она «Выйди из мира»45. Почему бы вам не прочитать их?

Они промолчали. А Даг предложил:

—Я приобрету им эти книги.

—Есть еще одна серьезная причина, по которой все-та­
ки следует читать книги Е. Уайт, — продолжил доктор
Смитарст. — Ее труды — важная часть адвентистского на­
следия. Если ее не читать и не размышлять о прочитанном,
вы будете адвентистом, но, возможно, не таким убежден­
ным. Она твердо отстаивает позицию, что Бог вновь возро­
дил Свою Церковь с особой целью. Мы отличаемся от
других церквей. Бог доверил нам особую миссию, которой
нет у других христианских церквей, и Е. Уайт постоянно
напоминает нам об этом. Господь использовал ее, чтобы за­
щищать и вести Свою Церковь, мы должны всегда об этом

44 Messiah: A contemporary adaptation of the classic work on Jesus' life, The
Desire of Ages, Pacific Press Publishing Association, 2003.

45 A Call to Stand Apart: Challenging Young Adults to make an Eternal Di­
fference, a paraphrase of selections from the writings of Ellen G. White, Review
and Herald Publishing Association, 2002.


помнить. Мы не должны отрываться от своих корней и помнить о нашей цели и ее уникальности.

— Но в других церквах тоже есть искренние христиа­
не, — возразила Шэрон.

Доктор Смитарст посмотрел на нее, улыбнулся и сказал:

— Я знаю это, Шэрон. Я не имел в виду, что в других
церквах нет истинно верующих людей, но у нас есть осо­
бая весть, дарованная нам Богом, чтобы мы поделились
этой вестью, подготавливая всех — и христиан и нехри­
стиан — к встрече с Иисусом.

Для адвентистов важно сохранять это особое призва­ние. Если мы утратим свою самоидентификацию, мы бу­дем, как другие деноминации. Е. Уайт помогает нам помнить о нашем особом призвании. Это и делает ее про­изведения важной частью нашего адвентистского насле­дия. В начале истории нашей церкви Бог совершал через нее удивительные вещи. Мы никогда не должны забывать, как она духовно вела нашу церковь. Как родилась наша церковь, и каким образом мы дошли до таких великих ис­тин без помощи людей, имеющих богословское образова­ние, это просто удивительно! Мы можем сказать, что Бог вел их особенным образом — и этот путь был утвержден через проявление пророческого дара, который был дан Е. Уайт. Поэтому, когда вы читаете ее произведения, вы будете всегда об этом помнить.

— Так что же сегодня отличает нашу церковь от других
деноминацией и делает ее особенной? — спросила Джин.

— Вы действительно хотите, чтобы я углубился в эту
тему? — улыбнулся доктор Смитарст.

— Да, хотим! — ответили все дружно.

— Ну, хорошо. Я на самом деле завершил изложение
того, что хотел сказать о Е. Уайт, и намеревался уже за­
кончить нашу встречу. Но если вы желаете, я был бы рад
вновь назначить серию встреч по теме «Что делает нашу
церковь особенной». Но сегодня мне нужно сделать еще



Глава 6


массу работы, проверить тесты и подготовиться к выпус­ку в колледже. Я договорюсь с пастором Даунтоном о следующих встречах, так чтобы для всех это было удобно.

— Конечно же, — поддержал эту идею Дат. — Я хотел бы
выразить вам благодарность за то, что вы уделили нам вре­
мя, чтобы помочь разобраться в этом вопросе. Мы с Джин
почувствовали, как эти беседы укрепили нашу веру.

— Для меня было огромным удовольствием встре­
чаться с вами каждую неделю. Я, конечно, не смог отве­
тить на все ваши вопросы, но, по крайней мере, мы
могли обсудить тему. Я рад тому, что Михаэль и Шэрон
были с нами последние несколько встреч. Надеюсь, что
они все же прочтут некоторые из книг Е. Уайт и ближе
познакомятся с ней. Пастор Даунтон, могли бы вы по­
молиться в завершение нашей встречи?

Пастор Даунтон помолился и попросил Божьего ру­ководства, чтобы Он помог им быть верными Ему до са­мого возвращения Иисуса Христа.

В ту ночь Дат и Джин долго не могли уснуть.

— Ты знаешь, Джин, — сказал Даг, — эти встречи
много для меня значат. Я изменил свое мнение по мно­
гим вопросам, и чувствую, что моя веря






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.