Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика зрелости эмоциональных ориентаций- опосредованности действий ребенка социальной нормой, оценочными эталонами.






Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер.

А.А. Венгер считает, что в системе социальных эмоций существуют позитивные и негативные этические эталоны, с которыми ребенок соотносит свои поступки. Эти эталоны соответствуют различным видам эмоциональных отношений к другим людям, предметам и ситуациям. Так, существует эталон привлекательного человека, человека, заслуживающего презрения, сочувствия и т.д.

Существуют различные уровни владения социальными нормами. Высший уровень характеризуется тем, что норме соответствуют определенные оценочные эталоны. В этом случае она выступает как реальный регулятор деятельности. Низкий уровень - это вербальное владение нормой, не обеспеченное оценочными эталонами, а, следовательно, соответствующими эмоциями. Такие нормы не будут реально регулировать деятельность ребенка, и владение ими проявляется лишь на вербальном уровне. В экспериментах Венгера было установлено, что к начальной школе у ребенка еще не сформированы эмоциональные процессы, благодаря которым значимые социальные нормы могли бы эффективно опосредовать деятельностное общение детей друг с другом. Эти нормы опосредуют лишь вербальное общение ребенка со взрослым. Только в младшем школьном возрасте дети начинают овладевать оценочными эталонами, соответствующими социально заданным нормам. В этом возрасте иерархия норм становится более адекватной, ориентированной на наиболее значимые, в том числе и моральные параметры. Младший школьник более точно, дифференцированно постигает нормы поведения, выработанные обществом. Ребенок узнает о правилах поведения дома и в общественных местах, определяется с тем, что является дозволенным и недозволенным в отношениях с товарищами и т.д. Происходит узнавание и таких норм, которые в какой-то своей части превращаются во внутренние требования к самому себе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.