Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический обзор






 

Алкоголизм известен человечеству с древнейших времен, свидетельством чему может явиться следующее выразительное стихотворение Асклепиада (IV-III в. до н.э.):

 

К ЗЕВСУ

Снегом и градом осыпь меня, Зевс! Окружи темнотою,

Молнией жги, отряхай с неба все тучи свои!

Если убьешь, усмирюсь я; но если ты жить мне позволишь,

Бражничать стану опять, как бы ни гневался ты.

Бог мною движет, сильнее тебя: не ему ли послушный,

Сам ты дождем золотым в медный спускался чертог?

 

Асклепиад правильно отобразил тот факт, что наказания, в том числе и тяжелые физические, не способны освободить человека от алкоголизма. В эпоху античности пьянство не имело большого распространения, афиняне, например, считали уделом раба пить вино, не разбавленное несколькими частями воды, спартанцы вообще его не употребляли. Алкоголизм начал распространяться с утверждением христианской религии, согласно которой употребление вина в меру – богоугодное занятие, отказ от него – гнушение даром божьим, пьянство – грех. Так, еще в XI в. игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии Печерский писал: «ангелы же святые, пришедши, поведали святым отцам с великою печалию, чтобы они писанием отучили христиан от пьянства, но не от пития: ибо иное пьянство злое, а иное питье – в меру, и в закон, и в приличное время, и во славу Божию». Подобный взгляд выражен в «Домострое» (XVI в.), он не изменился и в нашем XX-в. Например, в 1910 г. протоиерей А.Малевинский поучал: Вино не виновато, оно не винит пьющего, пить не грех; если в меру, то пить полезно человеку, «Не винно вино, укоризненно же пьянство...»

Что же такое умеренное питье по представлениям духовенства? Феодосии так ответил на этот вопрос: «егда сядеши, первую чашу испивши здоровою, вторую веселию, третью сытости, четвертую безумию, пятую беснованию, шестую горцей смерти, седьмую же – не будет конца мучениям». Выходит, что предел умеренности – три чаши. Некоторые церковники умеренное питье называли трезвостью. Православное духовенство издавна считает эту «трезвость» нормальным и даже необходимым занятием, поэтому не интересовалось его причиной. Оно осуждало пьянство, которое объяснило вселением беса в человека, причем нередко подчеркивается трудность, а то и невозможность изгнания его. Очень хорошо об этом сказал тот же Феодосии: «бесный бо нужею терпит, небесного царства сподобится, а пьянчивый волею бесится, наследит огнь негасимый. Пришедши бо иереи сотворят молитву бесному, проженут беса; а над пьяным сице бо со всея земли сошлися попова и творили молитву, то не могут прогнати самовольного беса запойства злаго». Смысл этого утверждения: бесоодержимый страдает не по своей воле, поэтому иереи с помощью молитвы изгонят беса и человек может оказаться в царстве небесном, а пьяница по собственной воле отдается во власть дьявола, поэтому его ожидают вечные муки, неугасимый огонь. «Беса запойства злаго» неспособны изгнать даже все попы земли, к тому же общей молитвой.

Подобного взгляда придерживаются церковники и наших дней: несколько лет назад я разговаривал в Псково-Печерском монастыре с монахом, который «спасал» алкоголиков. Красивый молодой человек с самым серьезным видом уверял меня в том, что алкоголизм появляется в результате вселения в человека беса пьянства, отличающегося большой цепкостью и огромным сопротивлением изгоняющим религиозным воздействиям. Он представил мне изображения разных бесов алкоголизма и охарактеризовал каждого.

Некоторые церковники успешно помогали алкоголикам и пьяницам, причем в части случаев большим толпам их. Так «отец Матью, ирландский апостол трезвости» (Ф.Энгельс) в отдельных городах добивался фантастических успехов – до 60 тыс. рабочих давали обеты трезвости, и многие стойко избавились от пьянства. По данным Л.Л.Толстого, под влиянием выступлений «братца Чурикова» только в Петрограде 70 тыс. человек вступили в ряды трезвенников.

В первое пятилетие послеоктябрьского периода, когда В.И.Ленин руководил страной и партией, алкогольная проблема по существу не стояла, действовала ленинская запретительная система, суть которой была четко сформулирована в знаменитом плане ГОЭЛРО: «Запрещение потребления алкоголя должно быть проведено и далее жизнь как безусловно вредного для здоровья населения».

Эта гуманная установка нарушалась в период длительной болезни В.И.Ленина (1922-1924 гг.) и после его смерти, а с 1 октября 1925 г. полностью утратила свое значение в связи с введением водочной монополии и открытием широкой торговли разнообразными алкогольными напитками. Инициатор объявления советской водочной монополии И.В.Сталин уверял, что она временная мера, нужная для получения средств на подъем промышленности. Высокими темпами росла торговля спиртными напитками, они широко рекламировались, их нередко навязывали, иногда развозили по домам; поглощать дозволялось всюду, даже на рабочих местах. Темпы роста пьянства показаны в таблице 1, взятой из книги З.А.Гуревича и А.З.Залевского.

 

Таблица 2.1

Потребление на душу населения водки, вина и пива

в СССР в 1923-1927 гг.

 

Алкогольные напитки Годы
         
Потребление напитков в литрах
Водка 40° - 0, 05 0, 39 1, 59 2, 69
Вино 0, 08 0, 27 0, 35 0, 47 0, 54
Пиво 0, 74 1, 57 1, 79 3, 04 3, 38

 

 

По утверждению первого председателя ОБСА Ю.Ларина, в 1928 г. пили в 8 раз больше, чем в 1924, процент рабочих семей, покупавших водку, за тот же период вырос от незначительной величины до «чудовищной цифры» – 95 %. Алкогольная ситуация того времени хорошо отображена советскими поэтами, В.В.Маяковский, например, в стихотворении «Чье рождество» писал:

 

Нынче лозунг:

«Водкой вылей

Все свои получки».

 

Выливание получек производилось настолько усердно, что вместо подъема наблюдался спад промышленности, прогулы так выросли, что приходилось держать запасных рабочих для подмены загулявших, ЦК ВКП(б) вынужден был установить максимум дозволенных прогулов – три дня в месяц!

Для сдерживания высокого темпа роста алкоголизма создавалась и совершенствовалась наркологическая служба. В Москве активно действовал наркодиспансер, который, по данный А.Шоломовича только в 1928 г. принял 18 000 первичных и 193 000 повторных алкоголиков. Деятельность наркологической службы резко усилилась в 1928 г. в связи с учреждением Общества борьбы с алкоголизмом (ОБСА) и изданием журнала «Трезвость и культура». Большой вклад в организацию общества и в его плодотворную деятельность внесли врачи, особенно наркологи, одно время его возглавлял нарком здравоохранения Н.А.Семашко. В тот период ОБСА и наркологи руководствовались ленинской противоалкогольной стратегией, предусматривающей ликвидацию всякого алкоголепотребления. Эта позиция хорошо отображена наркологом А.Шоломовичем, который писал: «Алкоголизм отдельного человека, всего общества, всей страны в целом создается массовым «употреблением» спиртных напитков, а не только «злоупотреблением» или пьянством...

Только в старой, дореволюционной – и теперь в буржуазной медицине – лицемерно боролись с пьянством, делая вид, что не замечают причины – умеренной выпивки.

Советская медицина, как общественная наука не лицемерно, а по существу должна ставить вопрос профилактически, т.е. заботиться о предупреждении болезни (пьянства) путем уничтожения причины, ее вызывающей (умеренности). Вот почему наше Общество борется не только с пьянством, но и с умеренным алкоголизмом, и стремится к полному изгнанию наркотических ядов из быта».

Несколько позже председатель ОБСА Н.А.Семашко дал такие установки: 1) «Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как одного из элементов (составных частей) культурной жизни», 2) «...надо, чтобы трезвость рассматривалась как часть культурной жизни и нового быта» и 3) «Общества по борьбе с пьянством должны стать массовыми организациями. Только тогда они выполнят свою основную задачу: распространить трезвость в нашей стране и помочь созданию здоровой, трезвой, культурной жизни».

Советское трезвенное движение вызвало постепенное закрытие мест продажи и производства спиртного, снижение пьянства, прогулов и т.д. Под влиянием ОБСА Госплан СССР в первом пятилетнем плане предусмотрел заметное свертывание производства спиртных напитков, предполагалось в следующую – полностью освободиться от водки и пива. Некоторые газеты открыли рубрику «Я бросил пить – кто следующий?» для публикации заявлений трудящихся, в том числе алкоголиков, о добровольном отказе от употребления алкогольных напитков.

В.И.Ленин призывал не бояться признавать свои поражения и недостатки, «истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». Чтобы победить зло, непременно нужно не прятать истину, правду, а обнажать ее. Крикливая похвальба несуществующими достижениями на фронте борьбы с пьянством и алкоголизмом, фальсификация действительности некоторыми признается патриотическими поступками, на самом же деле правильнее их считать актами идеологической диверсии. Истинные патриоты не маскируют зло, не представляют его благом, а открыто говорят о нем и настойчиво борются с ним, не думая о печальных последствиях лично для себя. За беспринципность некоторых деятелей, в том числе части руководителей ОБСА, наша страна уже полвека расплачивается жизнями, здоровьем и благополучием советских граждан.

Триумфальное шествие трезвости встревожило кое-кого, посыпались нападки на Всесоюзный совет противоалкогольных обществ (ВСПО), на ОБСА, «Трезвость и культуру», в результате погибло замечательное патриотическое движение. Его положительное влияние долго сохранялось, не случайно до войны пьянство в СССР было незначительным. Оно стало заметно расти со второй половины войны. Ясная, четкая, материалистическая цель ОБСА – утверждение в СССР трезвости – была объявлена узкотрезвеннической, вместо нее предложили широкую и туманную – выполнение «указания т.Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». «Новаторы» решили уничтожить пьянство путем борьбы с клопами, вшами, грязью, плохой постановкой общественного питания и т.п. Например, зав. Московским горздравотделом Д.Ефимов объявил основной задачей борьбу «с грязью, неряшливостью, с уродливыми явлениями в быту». П.Петухов дополнил этот перечень: «Корни пьянства гнездятся именно в быту. Борьба за новый быт решает успех борьбы с алкоголизмом. Если мы сумеем рабочему дать хорошее жилище, улучшить бытовое обслуживание, организовать детские сады и площадки, наладить общественное питание, то пьянству неминуемо придет конец».

Произошел удивительный идейный переворот: совершенно правильное понимание алкогольной проблемы подменили нелепым. Именно в это время сложился в первом приближении алкогольный абсурдизм, который в дальнейшем дополнялся взглядами, заимствованными у христианского духовенства. Вспомнили и взяли на вооружение поповские идеи и стратегию, запамятовали материалистические, накопленные в дореволюционное время и в первые полтора десятилетия существования советской власти. Забыли простые и давно известные истины: «Пьянство и алкоголизм – закономерное следствие умеренного употребления спиртного», «Понятие «умеренности» неприложимо к употреблению растворов спирта, т.к. всякий прием яда есть злоупотребление», «Алкогольные напитки не являются ни пищевыми, ни питательными, ни гигиеническими напитками», «Малые дозы алкоголя у некоторых людей вызывают тяжелые формы алкоголизма», «Употребление малых доз алкоголя населением само по себе значительно увеличивает заболеваемость, смертность, самоубийства, распространенность психических болезней и преступности, словом, вздет к физическому, умственному и моральному вырождению», «Врачебное назначение спиртных напитков не приносит пользы больным, иногда бывает причиной развития алкоголизма» (Все положения, кроме первого, взяты с некоторыми сокращениями из решений Совещания врачей по вопросу о борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в мае 1915 г. – См. «Общественный врач», 1915, № 6).

Многие взгляды, пропагандируемые в наши дни, можно найти в христианских публикациях. Несколько подтверждений. Феодосии Печерский целиком возложил вину за пьянство на пьяниц (см. стр.10), также поступаем и мы. Он считал противоположностями «питье – в меру», и «пьянство злое» (стр.9), многие из нас солидарны с ним. В «Домострое» вино признано «даром божьим», наши авторы (Г.Сунягин и др.) величают этот вреднейший искусственный продукт «даром природы». Церковь признает умеренное питье полезным человеку, таково же мнение многих советских авторов (Г.Блинов и др.). Попы издавна связывают алкоголизм с безволием, наши советские наркологи и пропагандисты считают это чуть ни аксиомой. Например, А.В.Воропай даже книге дал соответственное название: «Расплата за безволие».

Жизнь показала, что с заменой распространения трезвости борьбой с клопами, грязью и т.п. и с отказом от материалистической стратегии в пользу поповской не только не пришел конец пьянству, но оно начало неуклонно возрастать и в наши дни достигло катастрофического уровня. За период 1940-1980 гг. продажа алкогольных напитков выросла в 7, 8, а численность населения только в 1, 36 раза. С повышением пьянства повышалась и смертность: I960 г. – 7, 1; 1970 г. – 8, 2; 1975 г. – 9, 3; I980 г. – 10, 3 человек на тысячу населения (Сб. «Народное хозяйство СССР в I980 г.», М., «Финансы и статистика», 1981, с.402, 7, 31). И такой фантастически быстрый рост смертности наблюдается в нашей стране, в которой сосредоточена четверть ученых и треть врачей мира! Если бы нам удалось искоренить употребление спиртных напитков и табачных изделий, то смертность снизилась бы примерно наполовину.

После смерти Сталина (1953 г.) началась борьба с пьянством и алкоголизмом, были приняты в разные годы партийно-правительственные противоалкогольные решения, причем наиболее сильные в 1972 г., вышедшие под общим названием «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». За истекающие десять лет проделана значительная противоалкогольная работа: прочитана масса лекций, часто проводятся телепередачи, появилась гора публикаций в их числе много книг известных авторов: И.В.Стрельчука (1973), Г.И.Езриелева (1975), Л.В.Штеревой и В.М.Неженцева (1976), И.Г.Уракова и В.В.Куликова (1977), Ю.П.Лисицына и Н.Я.Копыт (1978), Г.М.Энтина (1979), К.Г.Даниеляна (1980), И.А.Сытинского (1980), Э.А.Бабаяна и М.Х.Гонопольского (1981), Б.С.Бейсенова (1981) и др. За последние десять лет резко усилилась и выросла наркологическая служба: в некоторых городах созданы наркологические центры, на многих заводах появились наркологические стационары, кабинеты и общественные посты, действуют ЛТП и комиссии по борьбе с пьянством. Появляются все новые препараты, почти каждый сначала обнадеживал, затем следовало разочарование. Серьезные надежды связывали с тетурамом и эспералью, вызывающими непереносимость алкоголя, казалось, что теперь из опасения тяжелых мучений и гибели пациенты пить не будут. Многие лечившиеся этими лекарствами, но далеко не все, стали воздерживаться от употребления спиртных напитков, отдельные нарушители требований наркологов погибли. На сегодня наша страна располагает широкой и дорогостоящей противоалкогольной службой с огромной армией наркологов и сотрудников медвытрезвителей и т.д., с большим набором фармакологических средств и методов лечения, однако результаты остаются скромными. Мы не только не выполнили партийно-правительственные решения об искоренении алкоголизма и пьянства, но не смогли остановить неуклонный рост этих опасных явлений. Результаты лечения, даже в сочетании с трудовым перевоспитанием и длительной изоляцией, оставляют желать много большего и сколько-нибудь заметно не улучшаются. В 1973 г. В.Павличенко привел такие результаты работы ЛТП: более 30 % освобожденных «срываются» в первые сутки, 33 % «держатся» более шести месяцев и лишь 18-23 % стойко излечиваются. 8 декабря 1981 г. Г.В.Антонов-Романовский сообщил на Всесоюзной межведомственной научно-практической конференции по профилактике пьянства и алкоголизма, состоявшейся в Дзержинске, о том, что только ~ 2 % освобожденных из ЛТП не пьют в течение года, остальные запивают раньше.

Парадоксальный факт: полвека назад пьянство и алкоголизм снижались, теперь растут. Значит, необходимо критически отнестись к ныне действующим теории алкоголизма, принципам и методам лечения. Мне кажется, что реальный путь к пониманию и решению алкогольной проблемы открыла гортоновика, почему необходимо специально уделить ей некоторое внимание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.