Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фармакокинетика.






1. Определение фармакологии.

Фармакология – учение о лекарствах или лекарствоведение. Это наука о взаимодействии веществ с живыми системами.

 

1. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины.

1. Поиск новых лекарств; 2) изучение механизма действия лекарств, их влияния на органы и системы организма; 3) установление показаний и противопоказаний к назначению лекарств; 4) изучение побочных и токсических реакций лекарств; 5) разработка рационального дозирования лекарств.

 

1. Роль фармакологии в системе здравоохранения.

Фармакотерапия – универсальный метод лечения большинства заболеваний.

 

1. Роль фармакологии в системе медицинского образования.

Поскольку роль фармакотерапии для медицины огромна, знание фармакологии необходимо для врача любой специальности.

 

2. Место фармакологии в системе здравоохранения и медицинского образования.

Фармакология тесно связана:

1. С физиологией. Например, с помощью лекарств, влияющих на вегетативную нервную систему, раскрыты механизмы синаптической передачи с помощью медиаторов.

2. С биохимией. Например, создание лекарств, блокирующих отдельные ферменты способствовало прогрессу энзимологии.

3. С хирургией. Например, создание анестетиков и миорелаксантов способствовало прогрессу хирургии.

4. С психиатрией. Например, благодаря нейролептикам больные шизофренией покинули психиатрические клиники и смогли жить в более гуманных условиях без постоянных ограничений.

5. С эндокринологией. Например, создание инсулина улучшило результаты лечения больных сахарным диабетом.

6. С инфекционными заболеваниями. Например, создание антибиотиков позволило бороться с многими инфекционными заболеваниями.

7. С трансплантологией. Например, пересадка органов стала возможной только после создания иммунодепрессантов.

2. Понятие о лекарственных (фармакологических) средствах.

Это вещества, которые используются для лечения, профилактики или диагностики заболеваний.

 

2. Лекарственное сырье. Это источник, из которого получаютлекарства путем специальной обработки. Используют: 1) части растений, 2) органы животных, 3) бактерии, 4) грибки, 5) минералы.

 

2. Лекарственный препарат. Это лекарственное средство, приготовленное в виде определенной лекарственной формы (например, в виде таблетки).

2. Лекарственная форма. Это удобная для применения форма, придаваемая лекарственным средствам для получения необходимого лечебного или профилактического эффекта. Классификация лекарственных форм: 1) жидкие (растворы, настои, настойки, отвары, экстракты, слизи, эмульсии, суспензии, микстуры, линименты); 2) мягкие (мази, пасты, суппозитории, пластыри); 3) твердые (таблетки, драже, порошки, гранулы); 4) газообразные (аэрозоли).

 

3. Источники получения лекарственных средств. Это: 1) растения, 2) продукты животного и микробного происхождения, 3) химический синтез.

3. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

Стадии:

1. Лекарственный скрининг. Изучается фармакологическая активность кандидата в лекарство на молекулярном, клеточном, органном и организменном уровнях.

2. Доклиническая оценка безопасности и токсичности. Изучается: 1) острая, 2) подострая и 3) хроническая токсичность; 4) влияние на репродуктивные органы, 5) канцерогенный и 6) мутагенный потенциал.

3. Клинические испытания. 4 Фазы. Фаза 1. Оценка эффектов лекарства в зависимости от дозы на небольшом числе здоровых добровольцев.

Фаза 2. Оценка эффективности лекарства у 10 – 200 больных с профильным заболеванием.

Фаза 3. Оценка эффективности и безопасности лекарства у нескольких тысяч больных.

Фаза 4. Мониторинг безопасности лекарства в реальных условиях применения у большого числа больных.

 

4. Понятие о лекарствоведении.

Это учение о лекарствах.

Структура лекарствоведения: 1) фармакология, 2) фармация, 3) фармакогнозия, 4) фармацевтическая химия.

Задачи лекарствоведения.

1. Фармакология. Изучает действие лекарственных веществ на организм.

2. Фармация. Изыскание, изготовление, хранение и отпуск лекарств.

3. Фармакогнозия. Изучает лекарственное сырье.

4. Фармацевтическая химия. Изучает строение и химические свойства лекарств.

 

4. Понятие о фармации.

Это комплекс наук и практических знаний по изысканию, изготовлению, исследованию, стандартизации, хранению и отпуску лекарств.

4. Структура фармации: 1) фармакогнозия, 2) технология лекарственных форм, 3) фармацевтическая химия, 4) токсикологическая химия, 5) организация и экономика фармации.

4. Задачи фармации (см. выше).

 

4. Определение фармакопеи.

Фармакопея – особое издание, которое представляет собой свод стандартов и норм, определяющих качество лекарств.

 

5. Предназначение фармакопеи.

1. Контроль за производством и применением лекарств на основе приведенных в ней нормативов; 2) приведены физические и химические свойства лекарств; 3) указаны способы определения их тождества и доброкачественности; таблицы высших разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействующих лекарств для взрослых и детей; 4) даны методы количественного определения лекарств; 5) приведены сведения о применяемых реактивах и индикаторах, таблицы капель и относительной атомной массы, алкоголеметрические таблицы; 6) условия и сроки хранения, отпуска веществ, способы изготовления лекарственных форм, биологическая стандартизация.

5. Официнальные лекарственные формы.

Это лекарственные формы, изготовляемые на фармацевтических заводах.

 

5. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

5. Международные.

Присваиваются комитетом ВОЗ. Чаще основаны на химическом строении. Эти названия не патентуются. Регистрируются, как торговые марки. Под такими названиями лекарства известны во всем мире. Их еще называют генерические (родовые) названия.

5. Торговые (фирменные) названия лекарств. Эти названия присваиваются фирмой, производящей лекарства. Они патентуются.

Например, ацетаминофен – это международное (фармакопейное, генерическое) название лекарства, которое широко упоминается по его торговому (фирменному) названию – тайленол.

 

6. Основные направления лекарственной терапии, их сущность и широта использования.

1. Профилактическая – предупреждение болезней (например, дезинфекция. Обязательна в очагах заразных заболеваний и операционных).

2. Этиотропная (каузальная) – устранение причины заболевания (например, уничтожение микроорганизмов антибиотиками. Часто используют инфекционисты).

3. Симптоматическая – устранение нежелательных симптомов (например, снятие сильной боли морфином. Используют реаниматологи.

4. Заместительная – замещение недостающих веществ в организме (например, введение инсулина при сахарном диабете. Используют эндокринологи).

5. Патогенетическая – вмешательство в патогенез заболевания (например, закапывание фенилэфрина в нос при насморке вызывает сужение сосудов и уменьшение выделений из носа). Используют врачи различного профиля.

6. Немедикаментозные методы лечения больных.

Классификация.

 
 

 


Климатотерапия

Лечебная физкультура

Лечебное питание

Водолечение

Теплолечение

Аппаратная физиотерапия

Рефлексотерапия

Фитотерапия

Психотерапия

 

Рисунок 1.1. Основные виды немедикаментозных методов

лечения больных.

 

 

Фармакология – учение о лекарствах. Различают общую и частную фармакологию.

 

7.Общая фармакология: определение раздела.

Это наука, изучающая общие принципы действия и использования лекарств.

Частная фармакология. Изучает свойства лекарств отдельных групп.

 

7. Содержание общей фармакологии:

1) фармакокинетика и 2) фармакодинамика.

 

7. Фармакокинетика лекарственных средств.

Фармакокинетика – наука, изучающая движение лекарств в организме. Это то, что организм делает с лекарством).

Фармакодинамика– наука об: изменении функций организма под влиянием лекарств и о механизме действия лекарств. Это то, что лекарство делает с организмом.

 

7. Составные части фармакокинетики:

1) всасывание; 2) распределение и метаболизм; 3) выведение лекарств (рис. 1.2).

 

8. Пути введения лекарств в организм: классификация.

1) энтеральный – через ЖКТ и 2) парентеральный – минуя ЖКТ, часто с повреждением покровов.

Энтеральный: через рот, под язык, в прямую кишку.

Парентеральный: ингаляционно, под кожу, в мышцу, в вену, местно, через кожу (ТТС).

 

8. Сравнительная характеристика путей введения лекарственных веществ в организм.

Критерий Энтеральный Парентеральный
1. Начало действия Медленное Быстрое
2. Всасывание Частичное Полное
3. Первичный метаболизм в печени + -
4. Выполнение Самостоятельно Часто медперсонал
5. Вероятность боли - +
6. Вероятность инфицирования - +
7. Токсичность от лечебных доз - Да (при быстром введении в вену)
8.Необходимость растворения Нет Часто «Да»

 

Энтеральный путь введения лекарств.

1.1. Преимущества и недостатки перорального пути введения лекарственных веществ.

Наиболее широко используемый путь введения лекарств.

Преимущества: 1) удобство, 2) большая площадь поверхности в ЖКТ для всасывания, 3) менее резкие изменения концентрации лекарства в плазме, чем при парентерельном введении.

Недостатки:

1-ый (основной): первичный метаболизм в печени (рис. 1.4).

 

Весь поток крови от тонкого кишечника вместе с лекарством направляется в печень по воротной вене. Поэтому лекарство может метаболизироваться до начала распределения в других тканях организма (например, более 90 % нитроглицерина разрушается при однократном прохождении через печень).

2-ой недостаток: замедляется попадание лекарств в ткани-мишени.

9. Особенности сублингвального пути введения лекарственных веществ.

Преимущества. 1. Лекарство прямо попадает в системный кровоток (отсутствует эффект первого прохождения через печень). 2. Не разрушается кислотой желудка и ферментами ЖКТ (не контактирует). Недостаток. Невозможен прием лекарств с неприятным вкусом.

 

9. Особенности ректального пути введения лекарственных веществ.

Преимущества: 1) 90% оттекающей от прямой кишки крови попадает в нижнюю полую вену, минуя печень. Поэтому скорость биотрансформации лекарств, метаболизирующихся в печени снижается; 2) исключается разрушение лекарств кислотой желудка или ферментами кишечного эпителия.

Ректальный путь применяют:

1. Если лекарство вызывает рвоту при приеме через рот.

2. Если у больного уже рвота.

3. При бессознательном состоянии.

4. У детей.

Недостатки:

1. Не гигиеничность.

2. Невозможность использования на работе, в пути и при заболеваниях прямой кишки.

Парентеральный – минуя ЖКТ, чаще с нарушением целостности покровов тела (внутривенный, внутримышечный, подкожный, ингаляционный, накожный и другие).

Парентеральное применение используется:

1. Для лекарств, которые плохо всасываются в ЖКТ (например,

тубокурарин).

2. Разрушаются в ЖКТ (например, инсулин).

3. Для лечения больных в бессознательном состоянии.

 

10. Особенности инъекционных путей введения лекарственных веществ.

1.Внутривенный. Лекарства вводят медленно, часто капельно. Отсутствует стадия первичного метаболизма в печени. Используют для: 1) быстрого начала действия и 2) высокой точности дозы лекарства. Внутривенное введение некоторых лекарств может вызывать гемолиз эритроцитов и другие побочные реакции в результате быстрого попадания высоких концентраций лекарств в кровь и ткани. Например, быстрое введение барбитуратов вызывает остановку дыхания (нейротоксичность).

2.Внутримышечный. Можно вводить специальные депо–препараты (часто суспензии лекарств с неводным растворителем, таким как этиленгликоль или масла). По мере диффузии растворителя из мышцы лекарство покидает место введения. Медленное растворение лекарства предусматривает поддержание дозы на более длительный промежуток времени. Классический пример длительного высвобождения – протаминцинцинкинсулин, который медленно диффундирует из мышцы, вызывая длительный гипогликемический эффект.

3.Подкожный. Распространен менее широко, чем внутримышечное введение. Всасывание лекарства происходит более медленно, чем при внутривенном и внутримышечном путях. Безопаснее внутривенного, так как нет риска нарушения дыхания и кровообращения из–за быстрого повышения концентрации вещества в ЦНС.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.