Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международный обмен товарами, услугами, информацией, нововведениями






Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.

Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно производила данный вид продукции.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров.

В последнее 10-летие на основе международного разделения труда происходит очень быстрое увеличение международной торговли. Это сопровождается также изменениями в географической и товарной структуре. Так до II МВ ~ 2/3 всего товарооборота приходилось на сырьё, продовольствие, которое экспортировалось из аграрных стран. И готовой продукции потребительского значения, которой торговали индустриальные страны.

Сейчас на это всё приходится < ¼ товарооборота. Доля продукции отраслей обрабатывающей промышленности увеличилось с 1/3 до ¾.

Так развито продвигается торговля услугами. В 1-ю очередь: НТ плана, производительного плана, коммерческого плана и фин.-кредит. характера. Международная торговля характеризуется показателями платёжного и торгового баланса.

Платёжный баланс – это соотношение платежей за границу и поступающих из-за границы платежей за определенный период времени.

Это м.б. актив и пассив. Если платежи в страну > чем за границу – активный, наоборот - пассивный.

Фундаментом платёжного баланса является торговый баланс. Это отношение экспорта к импорту. М.б. актив и пассив.

Эксп. > имп. – актив;

Эксп. < имп. – пассив.

 

Факторы, оказывающие влияние на ПБ и ТБ:

ü Динамика цен;

ü Изменение курса валют;

ü Внешнеэкономическая политика государства.

Внешнеторговая политика государства – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами в интересах развития национальной экономики.

2 тенденции в современной внешнеторговой политике:

Либерализация – максимально убрать все ограничения в торговых сделках при торговле.

Протекционизм – защита внутреннего рынка от внешних конкурентов (таможенные квоты, пошлины, барьеры).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.