Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие внушения. Общие условия эффективности пед. внушения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Внушение – основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации. Направлено не на логику и разум личности, не на её готовность мыслить рассуждать, а на получение инструкций к действию, распоряжений. Виды внушения: - в зависимости от наличия или отсутствия цели внушения: непреднамеренное (не ставиться специальная цель внушения мысли, действия, поступка. Например, так происходит, когда педагог внушает студентам страх перед экзаменом по своему предмету) и преднамеренное (сознательно организуемое воздействие с четко поставленными целями и усилиями со стороны внушаемого для достижения планируемого результата). - по результатам: положительное (итогом является формирование положительных психологических качеств) и отрицательное (прививаются отрицательные психологические качества – заниженная самооценка, необязательность и т.д.). ЗАДАНИЕ 2: выпишите определение внушения, запишите виды внушения в виде схемы, не забудьте указать основу классификации. Рассмотрите ситуации 1, 2 (см. приложение 1) и определите, какая к какому виду внушения относится (запишите номер ситуации под соответствующим видом) Формы внушения:
- команды и приказы. Будут выполняться только в том случае, если не противоречат сложившимся в данном коллективе традициям, нормам. Команды и приказы бывают: предварительные и мобилизующие (Внимание! Приготовиться!); исполнительные (Равняйся! Вперёд! Стой!); запретительные (Прекратить! Оставить!); действия по образцу (Делать как я! Повторять за Сашей!)
- широко применяется внушающее наставление. Отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач – перестройки сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Осуществляется в виде лаконичных фраз. Например, учитель хочет добиться, чтобы у ученика сформировалась положительная установка на выполнение домашних заданий. Выразительно глядя ему в глаза, учитель максимально повелительным тоном говорит: «Ты можешь и хочешь хорошо учиться. Сегодня в три часа ты сядешь делать уроки». При этом учитель не даёт распоряжения, а именно внушает определённый образ действий и поведения. Условия применения: применяется для ограничения детей в нежелательных действиях, для выработки уверенности в себе; возможно только при установившихся положительных отношениях между учителем и учеником.
- применяют косвенное внушение. Формы: намёк (Ты случайно не устал?), косвенное одобрение (Мне кажется, что наиболее точно сказано об этом в сочинении Тани), косвенное осуждение. Приемы: через противопоставление (Эта гора не очень высокая, но у тебя вряд ли хватит смелости ее одолеть. Вот К. наверняка не побоялся бы спуститься), через запрет – работает с теми людьми, которые привыкли действовать наперекор, делать наоборот, доверием – «Я не могу подвести людей, потому что мне доверяют» - работает только по отношению к людям, у кого развиты моральные качества: ответственность, дисциплинированность, чувство долга и чести. ЗАДАНИЕ 3: запишите формы внушения: оформите виды команд и приказов в виде схемы и дополните каждый вид своими примерами; кратко охарактеризуйте внушающее наставление и выпишите условия его применения; запишите формы и приемы косвенного внушения в виде таблицы и дополните своими примерами каждую форму. Факторы, оказывающие влияние на эффективность внушения: - возраст – чем младше ребёнок, тем более он внушаем. С увеличением объёма знаний критичность повышается. - состояние организма – больные или уставшие люди легче поддаются внушению. - уровень критичности. - консерватизм – не гибкость – лучше держатся за идеи и взгляды, доверчивость – легко соглашаются с другими. - уверенность внушающего в истинности своих слов, его авторитет. Сказанное твёрдо и уверенно воспринимается с большим доверием. - обстановка воздействия – апартаменты директорского кабинета больше располагают к внушению, нежели те же слова, но сказанные в коридоре.
Некоторые приёмы внушения: Смотрите в глаза человеку. Держитесь спокойно. Говорите властно и ни в коем случае не проявляйте нервозность. Ваши высказывания должны быть предельно понятными и желательно краткими. Главный элемент – интонация – доверительная. Ключевые слова и фразы, выражающие основную мысль, произносятся акцентировано. Умело выдерживайте паузы. Однако злоупотреблять внушением нельзя. Внушённая информация прочно входит в сознание человека.
ЗАДАНИЕ 4: запишите факторы, оказывающие влияние на эффективность внушения, приёмы внушения по пунктам. Выполните задание в приложении 2. ЗАДАНИЕ 5: выполните тестовую проверку своих знаний. После выполнения проверьте себя по Приложению 3.
1. Убеждение – это: а) воздействие через референтное лицо; б) воздействие, основанное на системе логических доказательств, требующей осознанного отношения того, кто её воспринимает; в) воздействие, основанное на некритическом восприятии и предполагающее неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации; г) воздействие учителя на ученика с помощью вербальных и невербальных средств общения. 2. Выделите факторы, оказывающие влияние на эффективность внушения (2): а) память человека; б) внешний вид; в) возраст; г) состояние организма. 3. Выделите виды внушения в зависимости от наличия или отсутствия цели внушения (2): а) отрицательное; б) преднамеренное; в) положительное; г) непреднамеренное. 4. Внушение – это: а) воздействие через референтное лицо; б) воздействие, основанное на системе логических доказательств, требующей осознанного отношения того, кто её воспринимает; в) воздействие, основанное на некритическом восприятии и предполагающее неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации; г) воздействие учителя на ученика с помощью вербальных и невербальных средств общения. 5. Выделите виды внушения по результатам (2): а) отрицательное; б) положительное; в) преднамеренное; г) непреднамеренное.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ситуация №1. Ученик 4 класса Коля очень застенчив, с явно заниженной самооценкой. Учительница русского языка на одном из уроков говорит: «Проверила ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля, встань! Расправь плечи! Так, хорошо! Посмотри мне в глаза! Ты можешь отвечать громко и уверенно выученный урок. Иди к доске». Ситуация №2. Молодая учительница, желая, чтобы её ученики хорошо подготовились к экзаменам, на протяжении всего года бесконечно повторяла: «Экзамен покажет, на что вы способны. Не думайте, что вам удастся легко проскочить. Все ваши недостатки на экзамене проявятся». В результате большинство учеников на самом экзамене показали результаты значительно ниже своих возможностей. Даже некоторые отличники получили тройки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1. Противники целенаправленного использования внушения в пед. процессе приводят в пользу своей точки зрения следующие доводы: 1. Мы воспитываем сознательную, активную личность посредством активных методов, внушение же рассчитано на некритическое принятие воздействий, оно не осмысливается, а потому и не может служить средством воспитания личности. 2. Посредством внушения подавляется воля ребёнка, поэтому в результате его воздействия исчезает способность человека к принятию собственных решений, совершению волевых усилий. 3. Внушение унизительно для человека, так как неосознаваемое повторение чужого есть обидный самообман. 4. В целом внушение уподобляет человека нерассуждающему автомату. Проанализируйте доводы и выскажите свою точку зрения. 2. Несмотря на то, что эффективность внушения в младшем возрасте велика, психологи рекомендуют учителю реже обращаться к этому методу пед. воздействия. И наоборот, в старшем школьном возрасте, когда растёт критичность сознания, рекомендуют шире практиковать внушающее воздействие. Нет ли здесь противоречия?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 1. Б 2. В, Г 3. Б, Г 4. В 5. А, Б
|