Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Способности






 

Вопросы к семинару

1. Определение способностей, связь способностей с успешностью выполнения деятельности.

2. Представление о задатках: задатки как природные предпосылки способностей.

3. Взаимосвязь способностей и задатков.

4. Способности как индивидуальные различия людей.

5. Условия и предпосылки развития способностей.

6. Общие и специальные способности.

Темы для докладов

1. Способности, одаренность и талант.

2. Развитие способностей у человека.

3. Креативность в профессиональной деятельности.

Литература

1. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2008.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

5. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR. – М., 2008.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985.

Задания по теме

Задание 1.

Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств.

1. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.

2. Какие из свойств являются стержневыми?

Виды деятельности:

· математическая деятельность;

· деятельность музыканта;

· техническое творчество;

· изобретательская деятельность;

· чтение художественных текстов.

Свойства личности:

· способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);

· способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение;

· хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

· целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;

· полнота, яркость представлений наглядных образов;

· способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;

· умение находить рациональный подход к практическим задачам с

учетом свойств и возможностей материалов;

· многообразный подход к решению вопроса;

· умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

· способность к воссозданию образов по словесному описанию;

· способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;

· острота наблюдательности за работой и устройством механизмов;

· легкое переключение от одной умственной операции к другой;

· точность восприятия цветовых оттенков;

· чуткость к языковым особенностям;

· способность тонко различать звуки по высоте;

· последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;

· точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений;

· эмоциональная отзывчивость на происходящее

· способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;

· способность к абстрактным рассуждениям;

· изобретательность, находчивость в решении вопроса;

· умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

· способность к анализу и синтезу образного материала.

Задание 2.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются.

1. Б.М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

2. А.Н. Леонтьев: «Природные способности – это не задатки, а то, что формируется на их основе».

3. Н.С. Лейтес: «Способности – особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

4. Ю.Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально – психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.