Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения.






Актуальность темы. По оценке специалистов института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, к 2013 году в России насчитывалось около 3, 5 млн. пациентов, страдающих хронической сердечной недостаточностью (ХСН), из которых 30% ежегодно умирают. В течение более 200 лет считалось, что основными препаратами терапии этой патологии могут быть только сердечные гликозиды. Однако изучение патофизиологических механизмов ХСН показало, что в ее формировании определенную роль играет ренин-ангиотензиновая система, в связи с чем для терапии этой патологии стали предлагаться блокаторы АПФ и другие кардиотоники негликозидной природы (дофамин, амринон, эуфиллин, нитроглицерин, празозин, блокаторы АПФ и др.).

Цель занятия: Изучить средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения.

Задачи:

- изучить фармакологические свойства сердечных гликозидов (классификации, фармакокинетические и фармакодинамические особенности отдельных препаратов) и уметь назначать препараты при разных типах сердечной недостаточности;

- знать все группы препаратов, которые могут быть использованы в терапии острой и хронической сердечной недостаточности помимо сердечных гликозидов;

- уметь выписывать в рецептах препараты этой группы.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать средства для лечения сердечной недостаточности проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие препаратов для лечения недостаточности коронарного кровообращения по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные препараты для купирования сердечной недостаточности;

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы указанных препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора средств для лечения недостаточности коронарного кровообращения для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных препаратов для лечения сердечной недостаточности:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных средств для лечения сердечной недостаточности.

Препараты для изучения: дигитоксин, дигоксин, целанид, строфантин К, коргликон; дофамин, добутамин, амринон, милранон, эуфиллин, нитроглицерин, ингибиторы АПФ (эналаприл и др.).

 

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Принципы лечения (в историческом аспекте) хронической недостаточности сердца. История внедрения сердечных гликолизов в практику.

2. Классификация сердечных гликозидов по источникам получения, полярности их молекул.

3. Химическое строение сердечных гликозидов (агликона-генина), сахаров, входящих в состав гликона, функциональное значение агликона и гликона; особенности всасывания в желудочно-кишечном тракте, связывание с белками плазмы, выведения через почки, кумулятивные свойства полярных и неполярных гликозидов).

4. Действие сердечных гликозидов на основные функции сердца и гемодинамику в терапевтической стадии (влияние на систолу, частоту сердечных сокращений, диастолу, проводимость; возбудимость; ударный объем сердца, минутный объем, остаточный объем желудочков, объем циркулирующей крови, венозное давление; периферическое сопротивление сосудов, диурез, кровоснабжение и оксигенацию тканей); электрокардиограмму - Q–T, R–R, P–Q, сегмент S-T, зубец Т.

5. Этапы механизма кардиотонического действия гликозидов:

- действие на транспортную АТФазу;

- возникающие изменения транспорта ионов калия, натрия и кальция через мембрану кардиомиоцита;

- роль кальция в механизме взаимодействия актина и миозина.

6. Действие сердечных гликозидов на биоэнергетику миокарда в терапевтическую стадию (влияние на углеводный и липидный обмен; обмен макроэргов; использование кислорода; содержание миоглобина и др.).

7. Фармакологическая характеристика дигитоксина, дигоксина, целанида, строфантина К, коргликона, настоя травы горицвета:

- особенности фармакокинетики (скорость всасывания при энтеральном и парентеральном введении, длительность действия, время полувыведения, кумулятивные свойства) – на базе сведений о полярности гликозидов – и специфика применения;

- симптомы интоксикации (жалобы пациента, изменения частоты и ритма сердечных сокращений, показателей ЭКГ);

- профилактика и лечение интоксикации сердечными гликозидами.

8. Факторы, влияющие на терапевтическую активность и токсичность сердечных гликозидов:

- при совместном назначении с препаратами, повышающими и снижающими активность микросомальных ферментов печени, вытесняющими гликозиды из комплекса с альбуминами;

- при гипокалиемии, гипомагнезиемии и гиперкальциемии, ацидозе, патологии печени и почек.

9. Роль и место в терапии сердечной недостаточности кардиотонических средств различной структуры (дофамина, добутамина, амринона и др.), ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента.

Уметь выписать в рецептах с указанием показаний к применению (выписать рецепты в тетради для самостоятельной работы): дигитоксин, дигоксин (в таблетках и ампулах), строфантин К, коргликон, микстуру Бехтерева, настойку ландыша.

 

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.