Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIII-XV вв. 1 страница






Литература

1. Барг М.А. Становление историзма. М.: Политиздат, 1987. – 132 с.

2. Блок М. Апология истории. М., 1986.

3. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

4. Историческая наука. Вопросы методологии. М.: Политиздат, 1986. – 262 с.

5. История государственного управления России: учебник / от вред. В.Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 544 с.

6. История России: учебное пособие для вузов / под ред. В.Л. Бердинских. М.: Академический проект, 2005. – 608 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. – 47 с.

8. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М., 2002.

9. Семеникова Л.И. Россия в мировом обществе цивилизаций. М., 1994.

10. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2004.

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 1. М., 2002.

 

Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях

XIII-XV вв.

 

 

Вопросы:

 

 

  1. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в VI - IX вв.
  2. Этапы развития Киевской Руси в IX - XIII вв.
  3. Нашествие монголо-татарских завоевателей на Русь. Борьба русского наро­да за независимость со шведскими и немецкими агрессорами.
  4. Начало объединения русских земель в конце XIII - начале XIV вв. вокруг Москвы.

 

 

Вопрос первый. Раскрывая вопрос, надо, прежде всего, остановиться на происхождении и расселении восточнославянских племен (1, С.16-17; 2, С. 6-10; 3, С.8-10; 5, С. 93-102, 7, С. 62-66). Известно, что уровень развития произво­дительных сил характеризует степень цивилизованности конкретных племен, народностей и наций. Исходя из этого, определите роль и место земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в экономике восточных славян в VI - IX вв. (3, 10-12; 5, С. 103-117; 7, С. 66-73). Восточные славяне не обособлялись от своих соседей, они вели активную торговлю. Подумайте, какие были у них в то время основные экспортные товары. Как у восточных славян исчисля­лись единицы обмена? (1, С.17). Иностранные путешественники и купцы, по­бывавшие в землях восточных славян, всегда с особым интересом рассказы­вали об их верованиях и обычаях. Что представляла из себя религия восточ­нославянских племен? Какую роль играла религия в их хозяйственной жизни, в быту? (4, С. 8-9; 5, С. 108-110).

В VI - VIII веках в экономической жизни восточных славян произошли значительные перемены. Проанализируйте факторы, благодаря которым ро­довая община стала распадаться, уступая свое место территориальной (со­седской). (3, С. 12-13; 7, С.70-71). Перемены в экономическом укладе вели и к изменениям социальной структуры восточнославянского общества. Вместо патриархального объединения родичей появляются общественные классы. Расскажите о процессе становления в феодализирующемся древнерусском обществе основных классов (3, С. 13-14; 7, С.72-73). Под действием объектив­но существовавших законов социально-экономического развития раннефео­дального общества начали складываться предпосылки для образования фео­дального государства на Руси. Подумайте, представители каких классов были первыми носителями государственной власти у восточных славян. Какие главные задачи призвано было решать возникающее государство? (2, С.13-15. 5, С.135).

В исторической науке до сих пор продолжается дискуссия по вопросу о возникновении древнерусского государства. Главными действующими лица­ми этой дискуссии являются сторонники норманнской теории происхожде­ния Российского государства и их противники - антинорманнисты. Объясни, в чем сущность норманнской теории. Расскажите о точке зрения антинорманнистов на возникновение древнерусского государства (3, С. 16-23; 4. С.9-11; 6, С.17-23; 7, С.74-78).

Вопрос второй. Киевская Русь - первое устойчивое крупное государствен­ное объединение восточных славян периода становления феодализма. Рас­скажите о развитии феодальных отношений в древнерусском государстве. Объясните, как происходил процесс возникновения и роста феодальной соб­ственности на землю (2, С.30-34; 3, С.26). Почему Киевскую Русь считают раннефеодальной монархией? Как можно охарактеризовать политический строй древнерусского государства? (4, С.24-26; 6, С.25-28). Письменным па­мятником феодальных отношений в Киевской Руси считается «Русская прав­да». Основываясь на своде законов, назовите основные категории населения древнерусского государства. Какие данные свидетельствуют о большом со­циальном неравенстве в Киевской Руси? Какие из этих категорий населения можно отнести к классам эксплуатируемых и эксплуататоров? (8, С.24-25).

Огромное значение в укреплении древнерусской государственности и культурном развитии народа имело принятие христианства в 988 г. Подумай­те, какие объективные и субъективные факторы предопределили выбор князя Владимира в пользу христианства? Расскажите об основных символах хри­стианской веры. Как проходил процесс крещения Руси? Объясните, какие изменения благодаря принятию христианства произошли в образовании, ис­кусстве, каменном зодчестве. (1, С. 27-29; 2, С.25-30; 4, С.14-17; 6, С.30-33; 8, С. 33-37).

Завершение объединения восточных славян вокруг Киева способствовало развитию ремесла, торговли, росту городов. Но в древнерусском обществе зрели социально-экономические и политические предпосылки для перехода от централизованного государства к феодальной раздробленности. Назовите эти предпосылки. Объясните их влияние на процесс образования самостоя­тельных княжеств и земель на территории Киевской Руси. Обоснуйте отри­цательное влияние феодальной раздробленности на экономику и обороно­способность древнерусского государства (1, С. 41-42; 2, С. 34-36; 3, С.73-74; 4, С. 31-35; 5, С.165-180; 6, С. 41-45).

Вопрос третий. Период феодальной раздробленности на Руси совпал со временем образования централизованного государства у монголов во главе с Чингисханом. Государство монголов проводило агрессивную политику в от­ношении своих соседей. Вспомните, когда и где произошла первая битва ме­жду русским и монгольским войсками. (1, С.52-53; 3, С.108-109; 8, С. 66-67). Расскажите о подготовке похода монголо-татар против Руси. Какие силы монголов предполагалось использовать для покорения Руси? Какие княжест­ва первыми встретили удар монголо-татар? Остановитесь подробнее на при­мерах героического сопротивления русского народа агрессии монгольских захватчиков. Подумайте, почему не удалось организовать общерусское вой­ско для борьбы с монголо-татарами? Опишите масштаб людских и материальных потерь Руси в результате монголо-татарского нашествия (1, С. 53-56; 3, С.112-123; 4, С.77-78; 6, С.45-50; 8, С. 67-74), Аргументировано обоснуйте всемирно-историческое значение борьбы Руси с монголо-татарскими завое­вателями.

Не менее грозная опасность в первой половине XIII века для Руси исходи­ла с Запада. Римский папа организовал крестовый поход против русского на­рода с целью его окатоличивания. Объектом экспансии стала Северо-Западная Русь. Ударной силой осуществления замыслов римского папы ста­ли шведские и немецкие крестоносцы. Расскажите об организации отпора аг­рессии шведских агрессоров. Какую роль играл в этой освободительной борьбе князь Александр Невский? Объясните, в чем было значение победы русских дружин над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. (1, С.56-59; 3, С.123-131; 4, С.59-60; 6, С.37-38; 8, С.75-79).

Вопрос четвертый. После опустошительного похода в Европу монголо-татарские завоеватели создали в степях Причерноморья и Прикаспия госу­дарство, получившее название Золотая Орда. Прокомментируйте отношения между покоренными русскими князьями и золотоордынскими ханами. Какие формы и методы угнетения Руси использовали монголо-татарские угнетате­ли? Приведите наиболее яркие примеры вооруженной борьбы русского наро­да против иноземного ига. (1, С.59-62; 3, С.138-142; 4, С.60-65; 5, С.378-379; 6, С.51-55; 7, С.122-126).

В конце XIIIв. главным политико-экономическим центром Северо-Восточной Руси стала Тверь. Ее князья получили ярлык на великое княжение Владимирское. Но уже с начала XIV в. в борьбу за великое княжение вступи­ли московские князья. Подумайте, какие объективные факторы (географиче­ские, экономические, религиозные) влияли на усиление роли Москвы как объединительного центра русского народа. Большую роль в накоплении сил Руси вокруг Москвы для последующего свержения монголо-татарского ига играла дальновидная политика московских князей. На примере деятельности Ивана Калиты проиллюстрируйте главные направления такой политики. (1, С.67-72; 3, С.142-155; 4, С.80-87). Политику собирания русских княжеств во­круг Москвы продолжил внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович. Про­анализируйте ход борьбы за лидерство на Руси между Москвой и Тверью. Какие факторы способствовали успеху Москвы? Как татарские ханы реаги­ровали на усиление Москвы? Почему к 1380 году князю Дмитрию удалось собрать общерусское войско? Какую роль в мобилизации русских войск сыг­рал настоятель Троице-Сергиевого монастыря Сергий Радонежский? Расска­жите о ходе Куликовской битвы. Объясните, в чем состоит значение победы русских войск на Куликовом поле. (1, С.71-76; 3, С.157-174; 6, С.55-58; 8, С.89-95).

Литература

 

1. Гаврилов Б.И. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1997.

2. Головатенко Л. История России: спорные проблемы. М., 1993.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. М, 1992.

4. История России. Учебник / Под общ. Ред. Ю.И. Казанцева, В.Г.Деева. М., Новосибирск, 2000.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Книга первая. Ростов-на-Дону, 1998.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М, 1997.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб, 1998.

8. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2006

 

Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.

План

 

1. Русь на рубеже XIV - XV вв. Организация государственной власти. Эпоха Ивана III.

2. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.

3. «Смутное время» начала XVII в.

4. Российское государство в годы царствования первых Романовых.

 

Вопрос первый. В XIV в. Русь все еще распадалась на ряд самостоятельных «великих» княжеств. Из них наиболее крупными были Московское, Твер­ское, Рязанское, Суздальское и Нижегородское, князья которых, вели борьбу за великокняжеский престол. В 90-х годах XIV в. правительство Василия I Дмитриевича (1389-1425 гг.) ликвидировало самостоятельность Нижегород­ского княжества и присоединило его к Московскому. Покажите развитие борьбы Новгородского боярства за Двинскую землю, определите итоги борь­бы. Каковы были главные причины обострения классовой борьбы в Новгоро­де и Пскове, связанные с движением еретиков «стригольников», каковы по­следствия восстаний (2, С.95-97)?

После смерти Василия I началась феодальная война (1431-1453 гг.), кото­рая закончилась победой сил централизации. Выявите объективные и субъективные факторы начала княжеской борьбы, определите основные методы деятельности противоборствующих сторон.

В условиях борьбы происходили важные события международного значе­ния. О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквями под главенством папы (Флорентийская уния 1439 г.). Докажите значимость этого исторического факта (6, С.74-75).

В XIV - XV в.в. происходило складывание великорусской, украинской и белорусской народностей. Как шел процесс формирования самостоятельно­сти, роста самосознания, политической и экономической независимости рус­ского, украинского, белорусского народов (2, С. 102-104).

С середины XV до середины XVI в.в. шла «эпоха собирания Руси», время, когда Россия впервые вышла из «сумрака теней», когда состоялся переход от средневековья к Новому времени. Прежде всего, следует показать особенно­сти социально-экономического развития России: оформление поместной сис­темы и переход к барщине, дальнейшее закрепощение крестьян, укрепление внешнеторговых связей и т.д.

В 1462 г. московский престол занял Иван III. С его именем связаны доста­точно яркие события, прежде всего с государственным объединением и организацией государственной власти (падение золотоордынского ига, объединение земель Северо-Восточной Руси, присоединение Новгорода, центра­лизация государственной власти, начало деятельности Боярской думы, при­нятие первого общерусского Судебника 1497 г.). Охарактеризуйте данные исторические события и дайте им соответствующую оценку (2, С.106-130, 6, С.77-81).

Вопрос второй. Вторая половина XVI - начало XVII вв. характеризуется процессом укрепления Российского государства. Следует учитывать особен­ности и своеобразие условий, в которых протекало это развитие. Прежде всего, необходимо проанализировать позитивные и негативные тенденции соци­ально-экономического развития: расширение территорий и демографический рост населения, развитие городов и торговли, традиционность сельского хо­зяйства, основанного на господстве натурального (8, С. 32-41).

Для понимания сложности процесса складывания централизованного рос­сийского государства целесообразно охарактеризовать период Боярского правления и обострения классовой борьбы. Каковы были итоги народных выступлений, кто стал идеологом проведения государственных реформ 1549-1560 гг.? Какую роль в их проведении сыграл Иван IV (4, С. 378-385)? Особое место занимает деятельность Избранной рады. Уместно выявить осо­бенности складывающегося при Иване IV государственного строя: возникно­вение нового органа власти - Земского собора, формирование единой систе­мы на местах, принятие Судебника 1550 г., проведение военной реформы, со­зыв Стоглавого собора (6, С.85-89).

Внешняя политика Ивана IV также имела своеобразные черты: шел про­цесс присоединения и освоения новых земель. Каких? Каковы основные ито­ги Ливонской войны (1558-1583)?

Главной неудачей своей политики Иван IV (Грозный) видел в мятежах и изменах боярской знати, которая являлась прямой угрозой самодержавной власти. Почему? Для преодоления боярского сопротивления царь предпри­нимает политический маневр: утверждает право неограниченной самодер­жавной власти и опричнину. Охарактеризуйте эти процессы, выявите объек­тивные и субъективные причины, определите историческое значение для судьбы российского государства (7, С. 180-189).

Вопрос третий. События рубежа XVI - XVII вв. получили название «смут­ное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - эконо­мику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравствен­ность. Объясните, почему. Покажите основные этапы фактического закрепо­щения крестьянства в конце XVI в. Какую роль в делах государственного развития сыграли цари Федор Иоаннович и особенно Борис Годунов? Како­вы были основные направления их практической деятельности? Целесооб­разно выделить причины «появления» на арене государственной нестабиль­ности столь своеобразной фигуры как Лжедмитрий I (2, С. 236-250).

Политика правительства Василия Шуйского привела к еще большему ос­лаблению страны, наряду с этим обострилась международная обстановка, особенно отношения с Речью Посполитой и Швецией. К каким последствиям привели эти события? Уместно выделить причины иностранной интервен­ции, подчеркнуть, что во главе движения против царского правительства был вновь самозванец - Лжедмитрий II. Последствия носили необратимый харак­тер (переворот 1610 г. и создание «семибоярщины», создание первого и вто­рого ополчений, воцарение на престол Михаила Романова - как факт усиле­ния самодержавной власти). Следует описать эти исторические события для более полного их осмысления (3, С. 90-109).

Четвертый вопрос. Преодоление «великого московского разорения», восстановительный про­цесс после смуты занял примерно три десятилетия. Какова была линия дан­ного процесса? Выделите особенности социально-экономического и полити­ческого развития Русского государства в XVII в.: феодальное землевла­дение и усиление крестьянских повинностей, развитие городских ремесел, мануфактурного производства, формирование всероссийского рынка, скла­дывание купеческого капитала. Какую роль в экономическом укреплении страны сыграло освоение Сибири?

Освободительная война украинского народа 1648-1654 г.г. повлекла воссо­единение Украины с Россией. Опишите и дайте историческую оценку этому процессу (9, С. 43-45).

Почему XVII в. истории России называют «бунташным». Выделите причины социальных движений в этот период. Какой документ поставил окончательную точку в процессе закрепощения крестьян. В завершении понимания данного исторического периода целесообразно определить роль крестьянских восстаний и войн в развитии российского го­сударства. В чем состояло значение выступлений И. Болотникова, С. Разина и других?

Особый интерес представляет и факт укрепления позиций православной церкви в государстве, особенно появление старообрядчества. Почему? (6, С. 126-127).

 

Литература

 

  1. Головатенко Л. История России: спорные проблемы. М., 1993.
  2. История России. С древнейших времен до Великой Октябрьской социали­стической революции / Под ред. В.А. Рыбакова. М., 1964.
  3. История России / Под ред. Ю.И. Казанцева. Учебник. М., 2000.
  4. Ключевский В.О. Русская история. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1998. Kh. I.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 1997.

6. Орлов А.С. и др. История России. Учебник. М., 2006.

  1. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Санкт-Петербург, 1998.

8. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995.

9. Радугин А.А. История России (Россия в мировой цивилизации) М., 1997

 

 

Тема IV. Российская империя в XVIII веке

Вопросы:

 

  1. Россия на рубеже XVII –XVIII вв. Реформы Петра I: цели, содержание, ха­рактер, последствия.
  2. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины I и Елизаветы Петровны.
  3. Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.

Вопрос первый. Начинать изложение вопроса следуете выяснения предпо­сылок, этапов, петровских реформ (3, С. 157-159). Война, по мнению В.О. Ключевского «была главным движущим рычагом преобразований, а во­енная реформа - ее начальным моментом» (4, С. 122). Основой создания регу­лярных вооруженных сил стала рекрутская система. Расскажите о ней. Что было сделано Петром I для обучения солдат и офицеров? Раскройте деятель­ность Петра по созданию сильного флота (2. С. 148-151). Подумайте, для чего нужны экономические реформы. В чем они состояли? Что такое протекционизм и меркантилизм? Почему Петр I придавал большое значение развитию крупной промышленности, особенно металлургии? Что было сделано в этом направлении? Расскажите о достижениях текстильного (суконного, полотняно-парусного), кожевенного производства. Какие отрасли возникли впервые?

Главным инициатором развития промышленности было государство. Поду­майте, почему. Петр I придавал большое значение развитию мелкотоварного производства, предпринимательства. Что вы знаете об этом?

Вновь создаваемая промышленность требовала свободных рабочих рук. Как Петр I решил этот вопрос? Кто такие «приписные», «посессионные» кре­стьяне? (1, С. 149-151).

В области социальной политики большое значение имели «Указ о едино­наследии» (1714 г.), «Табель о рангах» (1722 г.), укрепившее главную осно­ву- сословие дворян. Раскройте их содержание (7, С. 166, 173-174).

Какие изменения при Петре I произошли в положении некрепостного сель­ского населения? Когда появилось сословие государственных крестьян? Произошли изменения в положении крепостных крестьян. Какие?

Существенной была реформа в отношении жителей городов. Осветите ее. Какой стала система управления городами? (5, С.104-105). Подумайте, какую цель в целом преследовала социальная политика Петра I.

В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись, на ее основе введена подушная подать. Кто обязан был платить ее? Что она означала?

Центральное место в реформах Петра I занимает реформа государственно­го управления. Почему? Расскажите о реформе Сената (1711 г.). Чем он от­личался от Боярской думы? Какие на него возлагались функции? Для чего была введена должность генерал-прокурора? Кто был первым генерал-прокурором? Каковы функции института тайного надзора фискалов-чиновников?

В 1708-1710 гг. была проведена областная или губернская реформа. Пояс­ните ее смысл, значение. Преобразования коснулись и церкви. Что измени­лось в ее жизни в результате реформы? Как служители церкви отнеслись к петровским преобразованиям (1, С. 152-155)?

В заключении отметьте, что в результате всех этих реформ укрепилась централизованная административно-бюрократическая система управления, в которой решающую роль играл монарх. Назовите характерные признаки аб­солютной монархии. Когда Петру I был преподнесен титул императора? (7, С. 170).

Далее следует остановиться на преобразованиях в области культуры, быта. Особое внимание уделите изменениям в области просвещения. Развитию ис­торической науки, общественно-политической мысли, естественно-научных и географических знаний и т.д.

Расскажите об изменениях в быту (новое летоисчисление, введение ас­самблей, европейских костюмов, обычаев и т.д.). Почему большой популяр­ностью у дворян пользовалось «Юности честное зерцало или показание к жи­тейскому обхождению» (1717 г.) (7, С. 180-185).

Итогом ответа на весь вопрос должна быть оценка петровских реформ. Приведите ее (1, С.156-157, 3, С.164-165).

Вопрос второй. После смерти Петра I (1725 г.) борьба за трон стала харак­терной для нескольких десятилетий, которые названы эпохой дворцовых пе­реворотов. Назовите их хронологические рамки, причины, особенности, отличие переворотов от революций (3, С. 165-166). Объясните, почему решаю­щей силой переворотов была гвардия. Чьи интересы отражали соперничав­шие группировки Меньшикова, Долгорукого и Голицына? Что предопреде­лило победу Екатерины I (1725-1727 гг.)? Для чего был создан Верховный Совет, каковы его полномочия, кто входил в его состав? Как изменилась роль Сената с появлением этого органа?

1730-1740 годы - правление Анны Иоанновны, племянницы Петра I. По­чему она представлялась «верховникам» наиболее предпочтительной канди­датурой на престол? Что такое «кондиции»? Какие кондиции подписала Анна Иоанновна (7, С. 192)? Подумайте, как изменился бы характер государствен­ной власти в случае их исполнения. Что позволило императрице отменить их?

Правление Анны Иоанновны получило название «бироновщины». Поче­му? Как с «бироновщиной» боролось дворянство?

С 1741 по 1761 гг. - период правления дочери Петра I - Елизаветы Пет­ровны. Какие силы помогли ей взойти на престол? При Елизавете были предприняты попытки реставрации некоторых петровских порядков. Рас­кройте их. Внутренняя политика царицы была направлена на укрепление со­циально-экономического правового положения дворянства, на закрепощение крестьянства. Подтвердите это на примере Указов 1746, 1754, 1756 гг. и фак­тическим материалом (1, С. 163; 3, С. 171-172).

Историки по-разному оценивают правление Елизаветы Петровны. Как? Обоснуйте ответ (3, С.170).

Правление Петра III (сына старшей сестры Петра Анны, внука Петра I) длилось 6 месяцев. Среди серии многочисленных указов (192) уделите внимание «Манифесту о вольности дворянской» 1762 (7, С.189-192) секуляризации церковных земель. Что они означали?

В заключение дайте оценку эпохе дворцовых переворотов. Какая социальная группа была их движущей силой. Подумайте над вопросом: есть ли различия, и в чем вы их видите, между деятельностью Петра I и его преемников в эту эпоху?

Вопрос третий. Период правления Екатерины II (1762-1786 гг .) получил название «просвещенного абсолютизма». Что это такое? (2, С.171-175). Ека­терина II придавала большое значение законодательству, потому одной из первых реформ была реформа Сената. Осветите ее. Подумайте, способство­вала ли она повышению роли Сената.

Для разработки нового свода в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия. Почему она так называлась? По какому принципу выбирались в нее депута­ты? Была ли сама Екатерина депутатом, и, если да, го кого она представляла? В качестве руководящего документа для комиссии императрица подготовила «наказ» - теоретическое обоснование просвещенного абсолютизма. Какие взгляды на власть и государство выразила в нем Екатерина II (2, С. 175-177)? Каковы результаты деятельности комиссии? Была ли достигнута цель?

Для укрепления власти на местах была проведена губернская реформа в 1775 г. Осветите ее. При Екатерине II произошли изменения в системе судебно-сословных учреждений. Какие?

Время правления Екатерины II называют золотым веком дворянства и закре­пощения крестьян. Почему? Какие для этого были основания? Ответ найдите в Указах императрицы 1761, 1765, 1767, 1775, 1783 г.г. В чьих интересах бы­ло создано Вольное экономическое общество? Особое внимание уделите анализу «Жалованной грамоты благородному дворянству» (1785 г.). Укажи­те, какие прежние привилегии дворянам подтверждались и какие новые дава­лись (7, С.211-217). Раскройте содержание одновременно принятой «Жало­ванной грамоты городам». Охарактеризуйте реформы Екатерины II в области образования.

В заключение оцените итоги екатерининских преобразований. Какова ее роль в русской истории? Какие качества позволили ей добиться успеха в по­литике (3, С.203).

Литература

 

1. История России. Учебник под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева. и др. М., 2006.

2. История России. Учебник. М., Новосибирск, 2000.

3. История России / Под ред. Шумилова, Рябикина. Санкт-Петербург, 1997.

4. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник. М., 2000.

6. Павленко Н.Е. Петр Великий. М, 1994.

7. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.С. Орлова и др. М., 2006.

 

 

Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное

Вопросы:

  1. Россия в первой половине XIX века. Завершение развития феодальных от­ношений и назревание кризиса.
  2. Формирование основ буржуазного общества во второй половине XIX века. Реформы 60-70-х и контрреформы 80-х - начала 90-х годов XIX в.: сущность, со­держание, результаты.
  3. Идейные течения и общественно-политические движения: дворянско-консервативное, либерально-буржуазное, революционно-демократическое.
  4. Российская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

XIX век - огромный пласт истории, насыщенный такими событиями, кото­рые во многом определили дальнейшее развитие человеческого общества, стали истоками бурного XX века. События, протекавшие в этот период в крупнейших странах Европы и Америки - становление и развитие новой ка­питалистической общественно-экономической формации, появление на ис­торической сцене новых классов, политических структур, общественных движений — имели всеобщий, закономерный, интернациональный характер. При этом, конечно, каждая имела свои особенности перехода от феодализма к капитализму, которые и определили национальную специфику их общест­венно-политического и экономического развития. Встав на этот путь первы­ми, европейские государства продемонстрировали в общих чертах направле­ние и формы социально-экономического развития других стран, в том числе и России. Под этим углом зрения и нужно рассматривать характерные черты развития России в XIX веке (1, С. 6).

Вопрос первый. Условно можно выделить два основных периода в истории России XIX века: первая половина века - завершающий этап развития фео­дальных отношений и назревание кризиса; вторая половина - период реформ и контрреформ, своеобразная «революция сверху», складывание основ бур­жуазного (капиталистического, индустриального) развития (7; 8, С. 3 - 6, С. 13 -23).

Охарактеризуйте правление Александра I (1801-1825 гг.). Это время было заполнено бурными событиями, ожиданием перемен в жизни страны. В нача­ле своего царствования он шокировал окружение либеральными высказыва­ниями, поисками путей достаточно решительного реформирования системы государственного управления, а заканчивал жизненный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика и «энтузиаста» общеев­ропейской политической реакции (7, С. 142 - 145).

Рассмотрите влияние идей Великой Французской революции, деятельность Негласного комитета, вклад в совершенствование системы управления стра­ной М.М. Сперанского (1772-1839) (6; 8, с. 26 - 33).

Как отразились Отечественная война 1812 г. и европейские походы рус­ской армии на положении на стране? Остановитесь на причинах возникнове­ния политической оппозиции, движении декабристов и его результатах (8).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.