Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на свободный труд






Как известно, в СССР труд был не только правом, но и обязанностью каждого трудоспособного гражданина, что полностью соответствовало классическому марксистскому принципу " кто не работает, тот не ест". В увязке с этим принципом государство брало на себя как обязательство обеспечить всех работой, так и право при случае наказать " тунеядцев". Другое дело, что содержание и качество предлагавшейся государством обязательной работы далеко не всегда удовлетворяло запросы трудящихся и приносило пользу самому государству.

Конституция Российской Федерации исходит из принципиально иной установки о том, что каждый гражданин нашей страны имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В рамках такой установки главная обязанность государства - не вмешиваться в реализацию этого права иначе как путем стимулирования экономики для создания новых рабочих мест, оказания гражданам помощи в поиске работы и контроля за тем, чтобы условия труда соответствовали установленным законом стандартам. Еще одна важная обязанность государства - защита права работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с работодателем, включая право на забастовку. Право же на защиту от безработицы, также предусмотренное Конституцией Российской Федерации, по своему содержанию и корреспондирующим ему обязанностям государства, безусловно, ближе к праву на социальную защиту. Что, видимо, объясняет многие трудности, возникающие при его реализации.

Практика работы Уполномоченного с жалобами, поступившими к нему в отчетном году, позволяет, как представляется, выделить ряд ключевых проблем реализации в нашей стране права на свободный труд. Одна из них связана с нарушением права на свободный выбор рода деятельности в отношении лиц, в силу объективных обстоятельств находящихся фактически в зависимости от своего потенциального работодателя: военнослужащих, осужденных к лишению свободы, воспитанников детских домов и др.

Так, например, по-прежнему весьма широко распространена практика подписания контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими по призыву до завершения ими срочной службы. Не ставя под сомнение добросовестность тех, кто предлагает " срочникам" подписать контракт в описанных обстоятельствах, Уполномоченный склонен, однако, считать, что подобная практика содержит системные предпосылки к их принуждению к подписанию искомого контракта. Вновь изучив в этой связи нормативные правовые документы, регламентирующие порядок прохождения военной службы, Уполномоченный обнаружил очевидную коллизию между п. 1 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе", с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 28.11.2009 г. N 285-ФЗ, и подп. " б" п. 1 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. N 1237. Согласно норме упомянутого Федерального закона контракт о прохождении военной службы может быть заключен с военнослужащими по призыву по истечении трех месяцев срочной службы. Напротив, согласно указанному Положению, такой контракт может быть заключен с военнослужащими по призыву только после того, как они прослужат не менее 12 месяцев, то есть полный срок, на который ныне призываются. Понятно, что в случае если нормы, установленные Указом Президента, вступают в противоречие с нормами Федерального закона, действуют нормы Федерального закона. Проще говоря, военнослужащие по призыву остаются в " группе риска" в части соблюдения их права на свободный выбор рода деятельности и профессии. Со своей стороны, Уполномоченный считает, что в целях предотвращения нарушений этого права нормы указанного Федерального закона должны быть приведены в соответствие с нормами Положения, а никак не наоборот.

Еще одна острая проблема соблюдения права на свободный труд связана с его оплатой. Дело в том, что она гарантирована государством лишь не ниже установленного федеральным законом минимума. Ситуации, когда заработная плата работников этот минимум превышает, но остается все же объективно низкой, - отнюдь не редкость. В подобных обстоятельствах установить факт нарушения права работников на вознаграждение за труд зачастую нелегко.

В конце отчетного года к Уполномоченному обратились работники ряда региональных филиалов ФГУП " Почта России" с жалобами на нарушение их трудовых прав в связи с низким уровнем заработной платы.

Изучив полученное обращение, Уполномоченный направил Генеральному прокурору Российской Федерации письмо с просьбой поручить проверить законность и обоснованность локальных нормативных актов, регулирующих оплату труда в филиалах ФГУП " Почта России", и в случае выявления положений, приводящих к нарушениям трудового законодательства, принять необходимые меры прокурорского реагирования. На момент подписания настоящего доклада ответ на это письмо еще не поступил.

В обязанности государства входит забота не только о соблюдении минимальных стандартов оплаты труда, но также и о предотвращении дискриминации при назначении заработной платы. Речь, естественно, не об " уравниловке", а лишь о том, чтобы дифференциация в оплате труда не осуществлялась произвольно, без достаточных объективных оснований. При этом для отдельных категорий работников, нуждающихся в социальной защите в связи с объективными обстоятельствами, например для женщин, несовершеннолетних, инвалидов, для занятых на работах с вредными или опасными условиями и т.д., устанавливаются льготы и преференции.

В отчетном году к федеральному Уполномоченному обратился Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае в защиту сотрудников Восточно-Сибирского банка филиала Сбербанка России (ОАО) в связи с нарушениями их трудовых прав. По его сообщению, при расчете заработной платы сотрудникам указанного филиала, как настоящим, так и бывшим, не учитывался установленный законодательством на территории Красноярского края районный коэффициент в размере 1, 3.

В связи с указанными нарушениями трудового законодательства Уполномоченный обратился к президенту Сбербанка России с просьбой поручить разобраться в сложившейся ситуации и принять необходимые меры для восстановления трудовых прав сотрудников банка.

По итогам рассмотрения этого обращения Сбербанком России 29 марта 2010 года в территориальные банки были направлены дополнительные разъяснения, касающиеся применения действующего законодательства в части выплаты районных коэффициентов. Постановлением правления Восточно-Сибирского банка от 21.04.2010 г. N 15 для работников банка с 1 января 2010 года установлен районный коэффициент 1, 3 (в отдельных подразделениях - 1, 5 и 1, 6) и произведен соответствующий перерасчет выплат. (См. приложение 14.1.)

Зачастую нарушения права на вознаграждение за труд возникают не в связи с его размером, а ввиду необоснованных задержек по его выплате. Никто не вправе заставить работника трудиться бесплатно, что фактически происходит при подобных задержках. Со своей стороны, государство, борясь с недобросовестными работодателями, применяет различные методы: от предоставления работнику возможности приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы до привлечения работодателя к уголовной ответственности.

В отчетном году к Уполномоченному обратились работники ООО Швейная фабрика " Восход" с жалобой на нарушение их трудовых прав, выразившееся в задержках выплаты заработной платы. Изучив поступившее обращение, Уполномоченный попросил прокурора Нижегородской области проверить изложенные факты и при их подтверждении принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав заявителей.

По сообщению прокуратуры Нижегородской области, факты, изложенные в обращении работников ООО ШФ " Восход" подтвердились. В нарушение требований ст. 22, 136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, компенсации за неиспользованные отпуска и окончательный расчет работникам своевременно не выплачивались. На период проведения проверки задолженность составила более 2 млн. рублей. В отношении юридического лица прокуратурой возбуждено административное производство, по результатам которого ООО ШФ " Восход" привлечено к административной ответственности.

Также нашли подтверждение сообщения заявителей о крайне поверхностных проверках, проведенных ранее прокуратурой Нижегородского района г. Нижнего Новгорода и Государственной инспекции труда в Нижегородской области. В адрес руководителя Государственной инспекцией труда области подготовлено представление. В связи с ненадлежащим рассмотрением прокуратурой Нижегородского района г. Нижнего Новгорода обращения работников ООО ШФ " Восход" решается вопрос о привлечении допустивших нарушения работников к ответственности. (См. приложение 2.14.2.)

Особую проблему защиты права на свободный труд, по мнению Уполномоченного, представляет неспособность государственных органов обеспечить выполнение действующего законодательства, регулирующего это право, в своего рода " автоматическом режиме", без личного вмешательства политического руководства страны. Весьма характерен в этом смысле пример г. Пикалево Ленинградской области, где проблемы поддержки градообразующих предприятий-банкротов удалось разрешить только после вмешательства Председателя Правительства Российской Федерации. Очень отрадно, что Председатель Правительства нашел возможность лично разобраться с отмеченными проблемами на месте, защитив в итоге нарушенные права работников злополучных предприятий. Но защита прав наемных работников в принципе не способна эффективно осуществляться в ручном режиме. В связи с этим Уполномоченный считает крайне актуальным системный анализ механизмов государственного управления в сфере защиты трудовых прав граждан.

В отчетном году к Уполномоченному поступило около 5 тыс. жалоб на нарушение экономических прав граждан. Чуть менее половины от этого количества составили жалобы на нарушения трудовых прав, допущенных работодателями при решении вопросов увольнения и приема на работу, выплаты справедливого вознаграждения за труд, обеспечения безопасных условий труда, а также регулирования порядка и времени осуществления трудовой деятельности. При этом обращает на себя внимание то, что практически ни в одной из поступивших жалоб не было заметно следов активного участия профсоюзов в трудовых конфликтах на стороне наемных работников. В связи с этим Уполномоченный считает уместным привести выдержки из раздела, посвященного защите трудовых прав, опубликованного в докладе за 2009 год.

" Столь удивительная пассивность... профсоюзов в защите прав работников имеет, как представляется, несколько объяснений....в частности, в некоторых важных вопросах действующее российское законодательство предоставляет профсоюзам меньше прав, чем старое советское. Так, например, в соответствии со ст. 35 советского Кодекса законов о труде, увольнение работника было возможно не иначе как с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа. Напротив, ст. 82 российского Трудового кодекса предусматривает, что увольнение работника производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Если это мнение отрицательное, вопрос о законности увольнения передается, в конечном счете, в Государственную инспекцию труда. Многие советские законы работали только на бумаге, а профсоюзы были, в сущности, частью вертикали власти. И все же никуда не уйти от констатации того факта, что в данном конкретном случае они хотя бы потенциально были более эффективным инструментом защиты прав наемных работников, чем в наши дни.

Сказанное выше - не призыв к возвращению в советское прошлое. В том числе и потому, что в части, касающейся деятельности прямого наследника ВЦСПС - Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), - это прошлое никуда и не уходило. ФНПР объединяет в своих рядах более двух десятков миллионов работников, унаследовала материальную базу ВЦСПС, располагает, одним словом, огромными возможностями для того, чтобы голос профсоюзов был услышан, а их мнение стало решающим при разрешении трудовых споров. На деле же ничего подобного не происходит: наемные работники, чьи трудовые права были нарушены работодателем, готовы обращаться к Президенту страны, к Председателю Правительства и чуть ли не в ООН, но не в ФНПР. В чем причины такого положения, и что предпринять для его исправления, следовало бы, как представляется, всерьез подумать. И чем скорее, тем лучше.

Впрочем, один из рецептов лечения подсказывает сама жизнь. Во многом как следствие неэффективности старых советских профсоюзов на предприятиях и в отраслях возникают альтернативные им новые профсоюзы. Этот в своей основе здоровый и прогрессивный процесс государство могло бы всемерно поддержать. К сожалению, пока этого не происходит. Напротив, органы власти на местах зачастую демонстрируют настороженность и плохо скрываемую неприязнь к новым профсоюзам. Организаторы и активисты новых профсоюзов подвергаются нападениям " неустановленных" лиц, другие " неустановленные" лица угрожают их семьям. Уполномоченный не располагает сведениями о причастности органов власти к таким антиконституционным действиям. Однако случаев выявления и наказания виновных в их совершении лиц Уполномоченному также не известно. Равно как и примеров выступления ФНПР в защиту права граждан нашей страны на создание новых профсоюзов".

К огромному сожалению, отчетный год не дал Уполномоченному каких-либо оснований для того, чтобы хотя бы отчасти изменить приведенные выше наблюдения и выводы, сделанные в докладе за 2009 год.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.