Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на собственность






Принцип неприкосновенности частной собственности - отличительная черта современной демократии. Право владеть, пользоваться и свободно распоряжаться своим имуществом, как и любое другое конституционное право, может быть ограничено федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом понятно, что любые такие ограничения должны отвечать требованиям правовой определенности и соразмерности.

В действующем российском законодательстве существуют различные виды ограничения права собственности: от обязанности заявлять о ней (декларирование) до ее принудительного изъятия. Последнее может иметь место только по решению суда.

Одной из разновидностей ограничения конституционного права на собственность является обязанность ее государственной регистрации. Уместность самой такой процедуры бесспорна. Следует, однако, понимать и ее возможные издержки. К примеру, право на недвижимость не будет признано государством до ее регистрации. Точно так же, как и право пользования движимым имуществом. Таким образом, при излишне вольном или недобросовестном применении процедура регистрации может без всякого судебного решения фактически лишить собственника права распоряжаться своей собственностью. Причина в том, что процедурные ограничения порой не вполне отвечают требованиям правовой определенности или соразмерности.

В частности, Уполномоченный регулярно получает обращения граждан, жалующихся на отказ ГИБДД в регистрации автомобилей с измененными идентификационными номерами. При приобретении автомобиля человек может даже не подозревать о том, что номерные обозначения его узлов и агрегатов были изменены. Тем более что изменение номеров не обязательно связано с каким-либо криминалом. Нередко оно является следствием аварий или ремонта автомобиля. Между тем при обнаружении факта изменения номеров узлов или агрегатов автомобиль снимается с регистрационного учета или на него не ставится в полном соответствии с п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N1001. Обезопасить себя от этого собственник автомобиля никак не может, даже если сам автомобиль ранее уже находился на регистрационном учете. В результате добросовестный приобретатель ограничивается в праве на свою собственность. До недавнего времени в случае установления отсутствия вины собственника в умышленном изменении номеров узлов и агрегатов его автомобиль ставился на учет, а в техническом паспорте делалась на этот счет специальная отметка. К сожалению, с 2003 года этот пункт из Правил исключен на том основании, что автомобиль с измененными номерами узлов и агрегатов невозможно идентифицировать. Такой позиции придерживаются, в частности, специалисты Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте России, куда Уполномоченный обратился за консультацией. Не ставя под сомнение эти доводы, Уполномоченный считает необходимым продолжить поиски выхода из правовой коллизии. Один из возможных вариантов ее решения видится в создании системы ответственного посредничества при продаже автомобилей с передачей посреднику функций технического осмотра и страхования автомобиля, по результатам которых будет осуществляться и его регистрация, и последующая возможная перепродажа. В этом случае все сделки по продаже автомобилей станут объектом независимой проверки на предмет изменения номерных обозначений узлов и агрегатов, а у покупателя автомобиля появится возможность гарантированно избежать проблем с его регистрацией.

Что же касается тех лиц, которым уже " повезло" стать добросовестным приобретателем автомобиля с измененными номерами узлов и агрегатов, то для них следовало бы предусмотреть возможность повторного нанесения этих номеров.

В почте Уполномоченного в отчетном году имелись также обращения граждан в связи с трудностями государственной регистрации маломерных судов. Согласно гражданскому законодательству воздушные и водные суда относятся к недвижимости. Право собственности на них возникает с момента государственной регистрации. Одновременно существует и государственная регистрация специальных прав - на управление транспортным средством, плавание под флагом Российской Федерации, нанесение бортовых номеров, техническое освидетельствование и др. Сегодня эти два вида регистрации осуществляются в рамках единой процедуры, в результате чего, например, надувную резиновую лодку небольшой грузоподъемности нельзя зарегистрировать без регистрации права на плавание под российским флагом или на нанесение бортовых номеров.

В поле зрения Уполномоченного эта проблема попала после обращения к нему гражданина Л., увлекающегося рыбалкой на несудоходных реках. Заявитель выразил несогласие с Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 г. N 502, согласно которым он был лишен права пользования своей надувной резиновой лодкой без ее государственной регистрации. Лица, уличенные в управлении такими лодками или байдарками без регистрации, подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 11.8 КоАП РФ.

Уполномоченный считает требование регистрации лодок и байдарок, используемых на несудоходных реках и водоемах, неправомерным ограничением права на свободное пользование имуществом, а равно и конституционного права на собственность. В настоящее время Уполномоченный не имеет процессуального повода для обжалования перечисленных нормативных актов в суде: ибо не имеет жалоб на их применение в конкретном деле. При поступлении таких жалоб он будет готов в судебном порядке добиваться отмены недопустимого смешения регистрации права собственности и специального права.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. N 835 " Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" к функциям данной инспекции относится государственная регистрация маломерных судов. Указанное Постановление основано на положениях Указа Президента Российской Федерации от 28.08.2003 г. N 991 " О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и на ч. 4 ст.17 и ч. 2 ст.19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В соответствии с этими нормативными актами уполномоченным Правительством Российской Федерации государственным органам предоставляется право устанавливать порядок государственной регистрации определенных видов судов.

Следует заметить, что положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации распространяются на отношения, возникающие при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации. Бесспорно, что понятие " внутренние воды", используемое в подзаконных актах, и понятие " внутренние водные пути", указанное в законе, неравнозначны. Если под внутренними водами понимается все водное пространство на территории государства, то под внутренними водными путями Российской Федерации понимаются естественные или искусственные водные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Иными словами, федеральный закон ограничивает пределы государственного вмешательства в сферу пользования гражданами внутренним водным транспортом лишь территорией внутренних водных путей Российской Федерации.

Расширение территории действия федерального закона в подзаконных нормативных актах позволило установить ограничения на пользование собственностью, не предусмотренные федеральным законом. В частности, запрет на пользование незарегистрированным маломерным судном вне внутренних водных путей.

В связи с рассматриваемой проблемой Уполномоченный полагает необходимым обратить внимание на статьи 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым морские суда, суда внутреннего плавания отнесены к недвижимости и подлежат государственной регистрации. Понятие " судно внутреннего плавания" в Гражданском кодексе Российской Федерации не раскрыто и содержится в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации. В соответствии с ним к таковым относится судно, которое используется на внутренних водных путях для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых и т.д.

Таким образом, и данный федеральный закон предписывает, что судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге только в случае его использования на внутренних водных путях Российской Федерации.

Еще одна " регистрационная" проблема, касающаяся конституционного права на собственность, связана с оформлением земельных участков.

Как следует из обращений граждан к Уполномоченному, государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается и не производится в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о его границах.

Таким образом, законодательно возможность осуществления права собственности в отношении земли поставлена в прямую зависимость не только от процедуры государственной регистрации права, но и от действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, от своевременности и качества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о земельном участке.

Между тем если время, отведенное на предусмотренную законом государственную регистрацию права на земельный участок, является обоснованно необходимой задержкой в осуществлении права собственности, то задержки, связанные с осуществлением кадастрового учета, по мнению Уполномоченного, могут рассматриваться как опосредованное нарушение права собственности на землю.

В августе 2009 года к Уполномоченному обратилась гражданка А. с жалобой на неоднократные отказы Управления Роснедвижимости по Московской области в постановке на учет принадлежащего ей объекта недвижимости.

После обращения Уполномоченного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (до 1 марта 2009 года - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)) была проведена проверка жалобы. Было установлено, что вынесение повторных решений об отказе в кадастровом учете происходило в нарушение требований, изложенных в официальном письме Росреестра от 15.05.2009 г. N 3-2864-ГЕ, разъясняющем необходимость соблюдения норм федерального законодательства о государственном кадастре недвижимости.

В итоге в конце 2009 года Управление Роснедвижимости по Московской области приняло решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, принадлежащего А.

Не вполне понятно только, почему все же областное Управление Роснедвижимости не могло выполнить указания вышестоящего органа без вмешательства Уполномоченного.

В целом Уполномоченный вполне понимает стремление законодателя максимально упорядочить любые общественные отношения по вопросам собственности. При этом, однако, нельзя забывать и о том, что любая процедура - есть объективное препятствие для гражданина в использовании своей собственности. Поэтому введение любого предписывающего порядка пользования собственностью должно вызываться лишь действительной необходимостью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.