Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маржинальный анализ прибыли и рентабельности






Маржинальный анализ прибыли и рентабельности позволяет эффективно управлять производственным процессом и финансовыми ресурсами. В основу данного анализа заложено деление производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные.

На первом этапе анализа производится общая оценка деятельности организации (табл. 111).

 

Таблица 111 – Анализ эффективности работы организации с использованием маржинального анализа

 

Показатель Базисный год Отчетный год Отклонение (+, -)
Объем реализации продукции, млн. р.      
Себестоимость продукции, млн. р.      
в том числе переменные затраты, млн.р.      
Сумма постоянных расходов, млн. р.      
Прибыль от реализации, млн. р.      
Маржинальный доход, млн. р.      
Доля маржинального дохода в выручке, %      
Рентабельность продукции, %      
Рентабельность продаж, %      

 

Маржинальный доход определяется следующим образом:

 

МД = П+А (87)

 

или

 

МД = В-Зп (88)

 

где МД – маржинальный доход, млн. р.;

П – прибыль от реализации продукции, млн. р.;

В – выручка от реализации продукции, млн. р.;

А – постоянные затраты, млн. р.;

Зп – переменные затраты, млн. р.

 

После обобщения полученных результатов проводится анализ влияния факторов на изменение прибыли и рентабельности. Для этого необходимо в таблице 112 представить исходную информацию для анализа, а расчеты влияния факторов оформить в таблицах 113 и 114.

 

Таблица 112 – Исходная информация для проведения анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации и рентабельности продукции

 

Вид продукции Количество реализованной продукции, ед. Средняя цена реализации, тыс. р. Переменные затраты, млн. р. Постоянные затраты, млн. р.
план факт план факт план факт план факт
А                
В                
               
Итого:                

 

Таблица 113 – Расчет влияния факторов на изменение прибыли

от реализации

 

Влияние факторов Расчет Уровень влияния фактора
Объема реализации    
Цен на продукцию    
Суммы переменных затрат    
Суммы постоянных затрат    
Итого изменение прибыли    

 

Таблица 114 – Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продукции

 

Влияние факторов Расчет Уровень влияния фактора
Объема реализации    
Цен на продукцию    
Суммы переменных затрат    
Суммы постоянных затрат    
Итого изменение рентабельности продукции    

Далее на основании вышеприведенных данных производится анализ безубыточного объема продаж и определяется зона безопасности организации. Точка безубыточного объема продаж(порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж) в денежном выражении определяется по формулам 89, 90.

 

(89)

 

или

 

(90)

 

где Т – точка безубыточного объема реализации (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж, точка окупаемости, мертвая точка), млн. р.;

Дмд – доля маржинального дохода в выручке от реализации продукции, %.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном выражении на соответствующий объем реализации в натуральных единицах, то можно рассчитать точку безубыточного объема реализации в натуральных единицах:

 

(91)

 

где К – объем реализованной продукции в натуральных единицах, ед.

 

Таким образом, под данным понятием подразумевается объем продукции, доходы от продажи которой в точности будут покрывать совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. При этом единица продукции, произведенная сверх этого объема, будет приносить прибыль.

Кроме того, для определения точки безубыточного объема реализации в натуральном выражении можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции:

 

(92)

 

где Смд – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

 

Отсюда следует:

 

(93)

 

Тогда формулу 91 можно записать следующим образом:

 

(94)

 

Помимо этого, ставку маржинального дохода можно определить как разность между ценой и удельными переменными затратами (см. форм. 87).

 

Смд = р – b (95)

 

где р – цена единицы продукции, тыс. р.;

b – удельные переменные затраты, тыс. р.

 

После чего, преобразовав формулу 94 точку безубыточного объема реализации в натуральных единицах можно определить следующим образом:

 

(96)

 

(97)

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом используется следующая формула:

 

(98)

 

Исходя из этого, под запасом финансовой устойчивости (зоной безопасности) предприятия понимается тот объем реализации продукции, который обеспечивает организации определенную устойчивость финансового положения.

Приведенные формулы показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек организации, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждая организация стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют методику анализа прибыли по системе «директ-костинг», в основе которой лежит маржинальный доход. За основу при определении прибыли по данной методике необходимо взять формулу 87. Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется количество реализованной продукции и ставка маржинального дохода. При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции:

 

П = К * Смд – А (99)

 

Исходная модель выглядит следующим образом:

 

П = К * (р – b) – А (100)

 

Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и суммы постоянных затрат. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по организации можно использовать следующую модель:

 

П = К * Уд * (р – b) – А (101)

 

где Уд – структура реализованной продукции, %.

 

Таким образом, сравнительный анализ различных методик факторного анализа прибыли показывает преимущество методики, основанной на делении затрат на постоянные и переменные. Она позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости.

Методика анализа рентабельности по системе «директ-костинг»базируется на использовании традиционной факторной модели:

 

(102)

 

Исходя из этого, при анализе рентабельности одного вида продукции можно применять преобразованную формулу определения рентабельности, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, сумма постоянных и переменных затрат. Модифицированная факторная модель определения рентабельности может быть представлена следующим образом:

 

(103)

 

Для анализа рентабельности в целом по организации необходимо использовать следующую факторную модель:

 

(104)

 

Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции, ее структуры, цены, удельных переменных расходов и суммы постоянных затрат.

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли и рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.