Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Молитвы после святого Причащения






Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва благодарственная, первая

Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих. Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего; чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты - истинная цель стремления всякого человека и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.

Молитва вторая, св. Василия Великаго

Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин. И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под Твоим покровом, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную. Ибо Ты - Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва третья, св. Симеона Метафраста

Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты - огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих. Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай, украшай меня; укрепляй, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их - Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света. Ибо Ты, Милостивый, - Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.

Молитва четвертая

Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие;

в страшное же и второе пришествие Твоё сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице, свет помрачённой души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моём, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения. И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.

После чего окончание благодарственных молитв:

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.

После Причащения Тела и Крови Господа да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.

 

[1] Крестное знамение – изображение христианином рукой знака Креста в знак нашего свидетельства в истинности распятия и воскресения Христова. Символ принадлежности ко Христу.

[2] Названия молитв и пояснения, набранные жирным шрифтом и курсивом, вслух не читаются.

[3] Верно, да будет так, именно так (с усиленным акцентом и ударением).

[4] Мытарь – сборщик податей, налогов; в Иудее 1 века было почти равнозначно слову «грешник».

[5] Все молитвы, составленные в основном святыми отцами, написаны в мужском роде; женщины могут молиться как в мужском роде (подразумевая под ним вообще человека), так и в женском (как кому удобнее).

[6] Православные христиане традиционно сопровождают молитвы к Богу поясным поклонением, сопровождаемым крестным знамением. Поклонение (как поясное, так и в особенности до земли) и последующее восстание символизирует падение человечества в грехопадении и грешной жизни и восстановление его в прежнем райском достоинстве Жертвой Христовой.

[7] Молитва, с которой обычно начинаются все келейные молитвословия.

[8] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы трижды читается тропарь Воскресению: " Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровав". От праздника Вознесения до Троицы все молитвы начинаем с Трисвятого, опуская всё предыдущее. Это замечание относится и к вечерним молитвам.

[9] Весь созданный Богом мир: земной и небесный, видимый и невидимый, тварный и нетварный.

[10] Источник благ - источник добра и пользы для наших душ.

[11] Каждое прошение этой молитвы сопровождается, как правило, крестным знамением.

[12] Необходимый для существования и жизни, т.е. и Хлеб причастия и хлеб обыкновенной еды.

[13] Объяснение этой молитвы в тексте сноски было бы очень громоздким, поэтому рекомендуем обратится к толкованиям на молитву Господню, например, священномученика Киприана Карфагенского(+258).

[14] Припадём – повергнемся на землю, поклонимся, прильнём

[15] Иссоп - душистое, полукустарниковое растение с синими или розовыми цветами. Прутики иссопа, связанные в пучок, употреблялись евреями для окропления

[16] Перевод П.А. Юнгерова (1915 г.), вариант – от движения крови, то есть от блудных грехов

[17] Всесожжение – ветхозаветное жертвоприношение, при котором животное все без остатка сжигалось на жертвеннике

[18] Сион – холм в Иерусалиме, на котором был построен Храм (Пс. 64, 2; 83, 8), символ Церкви как живого Храма Иеговы (Ис. 2, 3; Евр. 12, 22; Откр. 14, 1).

[19] Принявшего плоть

[20] По правую руку, справа

[21] Дающего жизнь

[22] Открыто признаю и верю

[23] Эта молитва после внезапного пробуждения посреди ночи.

[24] Перевод этого места осуществлен со славянского текста

[25] Святой Василий Великий называет Бога Светом, то есть Солнцем, но безначальным и вечным, в Котором нет периодических изменений в силе освящения, и Которое всё одинаково освящает, не оставляя никаких затенённых мест, как видимое солнце.

[26] Тело человека, как и душа тоже бессмертно, имеется ввиду это тело, т.е. тело людей до всеобщего воскресения.

[27] Речь идёт о человеке, потерявшем волю и энергию в деле своего спасения, с " опустившимися" руками. Он не в силах выбраться сам на путь и спасения и просит своего Ангела-хранителя взять его за безвольную " руку" и вывести на этот путь.

[28] Т.е. христиан

[29] Прежде всего имеются ввиду духовные противники, то есть демоны и вызываемые ими страсти

[30] Т.е. людей, составляющих эту Церковь=всех христиан

[31] При желании можно помолиться о наших близких более пространно своими словами.

[32] Т.е. без мук рождения.

[33] От праздника светлого Христова Воскресения до Вознесения Господня вместо этой молитвы читаются припев и ирмос 9 песни пасхального канона: " Припев: Ангел возгласил Благодатной: " чистая Дева, радуйся! " И я повторяю: радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив мёртвых, люди, торжествуйте!

Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим: слава Господня озарила Тебя! Ликуй ныне и веселись, Сион! Ты же, Чистая, радуйся Богородица о восстании Рождённого Тобой". Это замечание относится и к окончанию остальных молитв.

[34] Т.е. дьявола

[35] Так понимал это место святитель Феофан Затворник (см. письма)

[36] льстивыми, ложными

[37] Прежде всего, в духовной борьбе со страстями и дьяволом.

[38] Данная молитва к Богу является сердечным сокрушением человека о своих грехах и служит, таким образом, подготовкой к таинству Святого Покаяния. И, конечно, ни в коем случае не может служить заменой ему.

[39] Допустимая в православной традиции образная поэтическая гипербола личного обращения ко Кресту, подразумевающая обращение к Распятому на Нём Спасителю.

[40] Канон (греч. правило) есть ряд церковных песнопений, ирмосов и тропарей, тесно между собою связанных, как в музыкальном отношении (напевом, а в греческом подлиннике и определённым размером стиха), так и по содержанию. Последнее выражает дух и сущность празднуемого церковного события, подвигов чествуемого святого или иного события.

[41] Иссоп - душистое, полукустарниковое растение с синими или розовыми цветами. Прутики иссопа, связанные в пучок, употреблялись евреями для окропления

[42] Перевод П.А. Юнгерова (1915 г.), вариант – от движения крови, то есть от блудных грехов

[43] Всесожжение – ветхозаветное жертвоприношение, при котором животное все без остатка сжигалось на жертвеннике

[44] Сион – холм в Иерусалиме, на котором был построен Храм (Пс. 64, 2; 83, 8), символ Церкви как живого Храма Иеговы (Ис. 2, 3; Евр. 12, 22; Откр. 14, 1).

[45] Ирмос (греч. связь) - вступительный стих, как бы заглавие, показывающий содержание прочих стихов песни или канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни.

[46] Т.е. Пресвятая Богородица Дева Мария (трапеза - дословно стол)

[47] Кондак – краткая песнь, содержащая изложение сущности праздника или события канона, и представляющая собой по большей части древнейшую молитву Церкви в честь праздника. Кондак всегда поётся или читается после 6-й песни канона.

[48] Имеется ввиду, конечно, не повторение самой Жертвы Христовой, а повторение нашего приобщения этой Жертве, принесённой " единожды".

[49] Молитвенная подготовка к Святому Причащению и благодарение после нее – это не обязанность, а желание общения с Богом, проистекающее из личного благочестия желающего причаститься. Последование призвано помочь душе христианина более глубоко подготовиться к принятию Христа в Таинстве, разумеется при невозможности полностью прочитать все молитвы последования, допустимо его разумное сокращение.

[50] В этом месте человек образно уподобляется овце, которую пасёт Господь

[51] Так понимал это место свщмч. Киприан Карфагенский (Письмо 63 к Цецилию о таинстве Чаши Господней)

[52] По толкованию св.Василия Великого, имеется ввиду не затмение ума, а удивление (Предисловие к толкованию на книгу пророка Исаии)

[53] Узы - цепи, оковы, путы.

[54] В греческом оригинале это напоминание имеет стихотворную форму.

[55] Кормушка для скота

[56] Один единственный

[57] По правую руку, справа

[58] См. 57

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.