Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренировочные эффекты нагрузки (упражнения)






 

Под тренировочным эффектом понимают изменения, которые происходят в организме вследствие применения определённой тренировочной нагрузки (серии нагрузок). Тренировочный эффект может быть положительным – приводящим к развитию необходимых способностей; нейтральным – не оказывающим влияния на тренируемую способность; отрицательным – негативно влияющим на тренируемую способность. В этой связи необходимо отметить, что нагрузки, развивающие одни способности, могут отрицательно воздействовать на развитие других способностей.

Разновидности тренировочных эффектов

1. Срочный – определяется величиной и характером биохимических изменений в организме, происходящих непосредственно во время действия физической нагрузки и в период срочного восстановления (ближайшие 0, 5–1, 5 ч после нагрузки), когда происходит ликвидация кислородного долга, образовавшегося во время нагрузки.

2. Отставленный – наблюдается на поздних фазах восстановления после физической нагрузки. Его сущность составляют стимулированные тренировкой пластические процессы, направленные на восполнение энергетических ресурсов организма и ускоренное воспроизводство разрушенных при работе и вновь синтезируемых клеточных структур

3. Кумулятивный – возникает как результат последовательного суммирования следов нагрузок или большого числа срочных и отставленных эффектов. В кумулятивном тренировочном эффекте воплощаются биохимические изменения, связанные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков, наблюдаемые на протяжении длительного периода тренировки. Кумулятивный тренировочный эффект выражается в приросте показателей работоспособности и улучшении спортивных результатов.

 

Чередование тренировочных занятий должно осуществляться таким образом, чтобы физические нагрузки, направленные на развитие определённой двигательной способности спортсмена и его биохимических механизмов, задавались через промежутки времени, обеспечивающие суперкомпенсацию ведущей функции, а нагрузки иной направленности, применяемые в этот период, не оказывали отрицательного влияния на восстановление основной функции.

 

Таблица 1

Допустимые сочетания в одном тренировочном занятии
нагрузок разной направленности
(Волков, 1986)

Последовательность выполнения нагрузки Характер достигаемого срочного тренировочного эффекта
Алактатного анаэробного + гликолитического анаэробного воздействия Гликолитический анаэробный
Алактатного анаэробного + аэробного воздействия Аэробный
Гликолитического анаэробного (в небольшом объёме) + аэробного воздействия Аэробный
Аэробного (в небольшом объёме) + алактатного анаэробного воздействия Алактатный анаэробный

 

 

При планировании тренировок в пределах одного тренировочного дня также следует учитывать данные таблицы 1.

Во всех случаях, когда достижение положительного взаимодействия тренировочных эффектов нагрузок разной направленности при их совместном применении в рамках отведённого занятия невозможно, занятия следует строить по принципу однонаправленного воздействия, т. е. в основной части занятия должны использоваться нагрузки одного и того же вида тренирующего воздействия (Волков и др., 1995, 2000; Мякинченко, Селуянов, 2005).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.