Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебный процесс.






Судебная система по реформам Хаммурапи стала более централизованной и почти независима от жречества, а главным источником судебных решений стало письменное право. Царские законы приравнивались к божественным установлениям.

Хотя о судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало, всё же нам удалось что-то найти, а именно: он многим похож на наш современный судебный процесс, за исключением небольших отличий.

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11). Например, п. 9:

" Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: " Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях ", а хозяин пропавшей вещи скажет: " Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь ", то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца".

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13 - " Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-ого месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведёт, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле" - суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

Конечно свидетельские показания вещь хорошая, но в некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к " божьему суду" (перед статуями богов Шамаша и Мардука), который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Заключение.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать следующее: Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи.

Законы Хаммурапи принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они на долгое время служили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Так же можно отметить, что главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, которое в свою очередь основывалось на тягловой силе животных, следовательно, само скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами ТАМКАРАМИ, которые в свою очередь действовали с помощью своих помощников ШАМАЛЛУМОВ, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, воины которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношениях наметился определенный прогресс, в частности рабы подлежали наказанию только по суду, и слабый мог выступать на суде против сильного, хотя вопрос о том насколько закон соответствовал действительности остается загадкой.

Женщина не имела практически никаких прав, особенно, если она не принадлежала к числу свободных.

Список литературы.

1) История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Сот. А. А. Вигасин, С. С. Соловьёва, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200с.

2) История Древнего Востока Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. - М.: 1983. - 534с.

3) Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. - М.: 1989. - 413с.

4) История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: 1988.

5) Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. - М., 1988. - Том 1.

6) Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1980.

7) Всемирная история. - Том 2. - Минск, 1998.

8) Артёмов В. В. - Всемирная история: Вопросы и ответы. 1996.

9) Черниловский З. М. - Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.

10) Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.-М.: Юристъ, 2000г. - 576с

11) Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т./ Нац. Обществ. - науч. фонд; Рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин. - М.: Мысль.

12) Беккарпа, Чезаре. О преступлениях и наказаниях. - М.: Международные отношения, 2000. - 240с.

13) История государства и права зарубежных стран: Программа высших педагогических учебных заведений: Спец. " Соц. Работа со спец." Соц. - правовая поддержка населения/ КГУ им. Н. А. Некрасова, кафедра всемирной истории и источниковедения. - Кострома: Б. И., 1999г.

14) Павлов, Александр А. Гуго Гроцкий: право и государство. - Иванов: Б. И., 1988. - 114с.

15) Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права, 1996г.

16) Успенский Ф. И. История Византийской империи. Том 1., 1996г.

17) Успенский Ф. И. История Византийской империи. Том 2., 1996г.

18) Милехина Е. В. История государства и права зарубежных стран., 2002г.

19) Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество., 1992г.

20) https://accoona.ru/referat/

21) https://www.bankreferatov.ru/

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.