Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаниям и умениям студента






После прохождения практики «студент четвертого курса должен

знать:

- сущность общепедагогических методов и форм воспитания;

- особенности социально-педагогических технологий и механизмы их реализации, используемые в работе конкретного учреждения;

- особенности профессионально-этических взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка;

уметь:

- собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать

социальный диагноз детей различных категорий;

- создавать и развивать отношения, способствующие успешной социально-педагогической деятельности;

- наблюдать и интерпретировать поведение ребенка;

- активизировать собственные усилия ребенка и его родителей для решения их проблем;

- анализировать состояние коррекционной, реабилитационной деятельности данного учреждения, проектировать социально-педагогическую деятельность;

- использовать личностный и средовой подход для устранения негативных факторов возникновения у ребенка проблемы;

- анализировать конкретную социальную ситуацию и видеть свою роль в решении проблемы ребенка;

- организовывать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей;

- строить взаимоотношения с родителями (лицами, их заменяющими) ребен-ка в соответствии с профессионально-этическими нормами и правилами;

- взаимодействовать с коллегами для решения проблем ребенка;

- анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Содержание практики.

Задания:

1. Познакомится с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями. Участие в работе установочной конференции.

2. Составить индивидуальный план работы. Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции.

3. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Побеседовать с представителем администрации и конкретными специалистами. Изучить документацию, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления работы.

4. Познакомиться с категориями детей, которым оказывается социально- педагогическая помощь в данном учреждении, выявить их ведущие проблемы и потребности. Изучить документацию, отражающую работу с ребенком и его проблемой. Составить анкету и провести социологическое исследование (или устный опрос в ходе беседы с ребенком и его семьей).

5. Изучить должностные обязанности социального педагога (если он есть в штате), его план работы. В случае отсутствия такого специалиста самостоятельно разработать его должностные обязанности и планы работы. Побеседовать с социальным педагогом, ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении. Проанализировать квалификационную характеристику социального педагога и сопоставить ее со спецификой данного учреждения.

6. Овладеть приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребенок в семье, школе, коллективе. Организовать встречу с ребенком или его семьей. Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений.

7. Изучить особенности профилактической дельности данного учреждения. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей.

8. Разработать эффективные формы профилактики конкретной категории детей. Провести с ребенком беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе.

9. Изучить особенности социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении. Познакомиться с индивидуальной программой реабилитации конкретного ребенка. На основании изучения документов в процессе общения с ребенком провести диагностику:

- уровня развития эмоционально-познавательной сферы;

- позитивных и нежелательных качеств личности;

- уровня освоения основных социальных ролей: члена семьи, члена коллектива, друг, гражданин.

10. Формировать у ребенка положительный опыт социального поведения, навыки бесконфликтного общения.

11. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Наблюдая за взаимоотношениями социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими), выявить степень применения нравственно- этических норм и правил в профессиональном общении специалиста.

12. Задание по выбору: изучить особенности нравственного конфликта, возникшего в отношениях социального педагога и ребенка или его родителей. Выделить и проанализировать этапы развития конфликта и средства его разрешения.

13. Обобщить полученные на практике результаты.

14. Подготовить и провести заключительную конференцию тематическое выступление.

 

Формы отчетности:

- Оформить в дневнике практики: цель и задачи, содержание заданий.

- Провести в дневнике индивидуальный план работы.

- Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении.

- Перечислить в дневнике категории детей, с которыми работает данное учреждение, назвать их ведущие проблемы и потребности. Привести в дневнике вариант составленной анкеты, сделать вывод о результатах исследования.

- Зафиксировать в дневнике сведения об особенностях работы социального педагога в данном учреждении. Оформить свой проект должностных обязанностей социального педагога в данном учреждении.

- Представить формализованный протокол диагностического исследования.

- Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения. Определить область применения технологий социальной профилактики. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы ее измерения.

- Привести в дневнике план проведения беседы и анализ ее результатов.

- Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности.

- Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими). Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими).

- Представить в дневнике краткую характеристику конфликтной ситуации. Перечислить и охарактеризовать основные способы разрешения нравственного конфликта во взаимоотношениях социального педагога и ребенка (его родителей).

- Написать отчет по практике по установленной форме.

- Отзыв группового руководителя и оценка по практике.

 


Вопросы для обсуждения на итоговой конференции

 

1. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в том учреждении, где Вы проходили практику?

2. Раскройте сущность социально-педагогических технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи ребенку.

3. Эффективны ли диагностические технологии, применяемые в данном учреждении?

4. Обоснуйте роль организационных, педагогических, психологических методов в решении проблем ребенка.

5. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий, проводимых данным учреждением.

6. Выделите наиболее эффективные технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска.

7. Раскройте задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками группы риска.

8. Раскройте особенности системы " телефонов доверия". Обоснуйте методы и принципы их работы.

9. Раскройте содержание социально-педагогической работы с семьями детей и подростков.

10. Какие технологии применяются в работе с различными учреждениями и организациями по решению проблем ребенка?

11. Какова роль социального эксперимента в поисках и разработке новых социально-педагогических технологий?


Список литературы:

 

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Москва, «Академия», 2001 г.

2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: М., 2003 г.

3. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: М., 2005 г.

4. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных детей». М: Школьная пресса, 2006 г.

5. Записки в рабочую тетрадь социального педагога: под ред. Григорьевой Г.Г, Терентьевой Н.П., Маляренко Н.И..

6. Звягина О.М. Открытое будущее для детей группы риска: Петрозаводск, 2004 г.

7. Звягина О.М., Комарова И.В., Корожнева Л.А. Ребенок и социум. Взгляд в третье тысячелетие: Петрозаводск, 2001 г.

8. Карпова С.В. Работа психолога с родителями: метод. Рекомендации и программа курса: Петрозаводск, 2007 г.

9. Клушина Н.П., Ткаченко В.С. Организация практики студентов по социальной работе: М., Владос, 2004 г.

10. Кочубей. А., Ушарова Н. Визит в семью или практика работы с семьями: Псков, 2002 г.

11. Кузнецова А.В. Методика работы социального педагога: Москва «Школьная Пресса», 2006 г.

12. Никитина Н.Н., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М, «Владос», 2007.

13. Овчарова Р.В. Семейная академия: М. Посвящение Учебная литература, 1996 г.

14. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева Н.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М., Академия, 2002 г.

15. Социальная педагогика. Галазуев Ю.Н., Сорвайчева Г.В., Штинов Г.Н.: М., «Владос», 2001 г.

16. Социальная педагогика. В.А. Никитина: М., Гуманитарный издательский центр «Владос», Московского государственного университета, 2002 г.

17. Терентьева Н.П., Степанова Т.В., Предтеченская Н.В. Семья. Благополучие. Здоровье. Петрозаводск: НКФ «Новое образование», 2008 г.

18. Терентьева Н.П., Уварова С.Л., Заревина Н.В. Диагностика социально-педагогической запущенности подростков с отклонениями в поведении. Петрозаводск, изд. КГПУ, 2007 г.

19. Терентьева Н. П., Шеварова И.Я. Формирование здорового стиля жизни без употребления психоактивных веществ: Петрозаводск. Изд-во КГПУ, 2007 г.

20. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки xxi века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: М., «Веко», 2006 г.

21. Шептенко П.Я., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: М., Академия, 2001 г.

22. Якимова В.И. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения. М, АРКТИ, 2007 г.

 

Приложение № 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.