Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.






Инструкция. Ребенку предлагают: «Я сейчас прочитаю слова,
которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце
занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты
можешь на этом листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но нарисовать можно только картинки, а
не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один,
постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков
не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл
слова».

Проведение теста. Приведенные выше слова и словосочетания
медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придет в голову.
На каждый рисунок отводится 1-2 мин. При этом взрослый внимательно следит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.
Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить,
что листочек один, а на нем надо уместить все картинки. Это на-
поминание делают один раз, примерно после второго - третьего
слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и
добавлять что-то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь с произнесенным
словом. Если ребенок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам). Через 20 - 30 мин после проведения теста детям
предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы
они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а
также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если
вместо слова «расставание» ребенок говорит «разлука» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин», это ошибкой не считается.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных
слов говорит об объеме опосредованной памяти, который должен
быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для
детей этого возраста составляет 10 - 12 слов (т.е. практически сто-
процентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо эта связь поверхностная, а у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают
суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может
быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой и т.п. Для «болезни» может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и больничная кровать, и больница.

Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранным в «Пиктограмме».
Так, придумать рисунок, изображающий вкусный ужин или строгую -
воспитательницу, детям намного проще, чем болезнь или обман. Наиболее сложными считаются слова «теплый ветер» и «
развитие». Норма для 5-летних детей - адекватные рисунки для простых
слов и отказ нарисовать сложные слова, или буквальное, конкретное
их отражение. Дети 6 лет и старше должны адекватно изображать все слова «Пиктограммы».

«Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае низкий уровень мышления компенсируется хорошей механической памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления может
в какой-то степени быть показателем общего интеллектуального отставания ребенка.

Большой интерес представляет сравнение данных о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление может компенсировать недостаток памяти-
. Ребенок способен воспроизводить нормальное количество слов (10-12) в «Пиктограмме», однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего
3-5 слов.

Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, его неумение уложиться в отведенное время может говорить о ригидности (трудности переключения с одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать, оконча
тельный вывод об этих качествах, поэтому следует просто отметить их существование и в дальнейшем, при использовании других
тестов, обратить особое внимание на эти качества, проверив более объективно их наличие. Если у ребенка во всех рисунках -
присутствует сквозная тема, которая мало видоизменяется (например, везде рисуются люди в разных положениях - больные, веселящиеся и т.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств у данного ребенка, например общительности, тревожности и т.п. О личностных проблемах говорит и отк
аз ребенка рисовать какое-то определенное слово (например, «страх» или «обман») притом, что остальные слова он рисует нормально. Однако эти признаки также надо только отметить, так как для более точного исследования этих проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике шестилеток, так как это является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце «Пиктограммы». При
этом изображения отдельны друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. При низком уровне организации
деятельности рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на
одной стороне, ребенку приходится переворачивать листок,
чтобы уместить все слова.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.