Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль творческих мастерских в развитии художественно-эстетических качеств личности дошкольника






 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г.Н. Селевко можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.

В широком смысле, под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Исходя из выше изложенного, под творческой мастерской будем понимать – альтернативную технологию, которая состоит из педагогических приемов обучения, направленных на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей.

В творческой мастерской взяты приемы из педагогической мастерской, а именно индукция, создание собственного продукта, афиширование, рефлексия. Теоретические основы педагогической мастерской созданы педагогами французской группы “Новое образование” (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен) и получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга (А.А.Окунев, О.В.Орлова, Н.И.Белова, М.Г.Ермолаева, Н.В.Груздева).

Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений. Использование в рамках мастерской особого приема – индуктора, в качестве основной формы организации образовательного процесса мастерской, отличного и по целевой ориентации, и по структуре, и по содержанию от традиционного занятия.

В творческой мастерской, кроме приемов из педагогической мастерской, используются приемы из игровой технологии. Но игру на занятии педагог использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

На занятиях по изобразительной деятельности применяются следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

- Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.

- Импровизационный характер деятельности.

- Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

- Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.

- Атмосфера эмоционального подъема.

- Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

- Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.

- Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

- Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.

- Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.

- Дети знают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.

- Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

- Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Педагогу нужно уметь:

- Не мешать ребенку творить;

- Быть рядом с ним в этом процессе;

- Принять и понять его позицию;

-Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

- Самому быть творцом;

- Бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим. Работа детей в творческой мастерской помогает детям перенести полученный опыт в другие виды деятельности, что соответствует одному из основных принципов ФГОС к основной общеобразовательной программы – принцип интеграции.

Целью работы нашей творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы, а также развитие мелкой моторики, воображения, мышления, умения действовать по образцу и привносить в работу нечто свое (к примеру – выполнить работу в другом цвете, с другим узором, чем предложено на образце; таким образом, происходит развитие творческого начала в ребенке).

Работа творческой мастерской строится поэтапно, работа ведется циклично.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован:

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

Очень важно, что во время работы в творческой мастерской ребёнок-дошкольник проявляет заинтересованность, активность, с интересом выполняет задания педагога и радуется своим успехам. А значит, у него есть стремление развивать творческий потенциал, познавать окружающий мир, а воспитатель способствует этому через развитие таких качеств личности, как активность, доброжелательность, любознательность; развитие у ребёнка проходит гармонично. Но, следует помнить, что необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка является регулярное посещение дошкольного учреждения, в котором созданы все условия для воспитания разносторонне развитой творческой личности.

 

 

Выводы по 1-ой главе:

Проведя анализ литературы, можно сделать следующие выводы.

В процессе художественно-эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, вкуса, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Значение художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте особенно велико. Поскольку в том возрасте особенно повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов.

Х удожественно-эстетическое направление развития ребенка:

Младший дошкольный возраст: формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов.

Старший дошкольный возраст продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество.

Для реализации задач эстетического развития ребенка в творчестве наиболее эффективно может быть использована изобразительная техника – аппликации. Все настолько привыкли к этому виду изобразительной техники, что даже не задумываемся о том, что художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость кусочков цветной бумаги. Различные виды аппликация являются доступными средствами приобщения ребенка к творческой деятельности. Поскольку аппликация позволяют избежать копирования детьми предлагаемого образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Развивающая среда должна соответствовать функциональному назначению, отвечать требованиям художественного вкуса, на содержать пестроты, перегрузки предметами, иллюстративным материалом, разностильности, китча.

Использование творческих мастерских способствует развитию творческого потенциала. Строя непосредственно-организационную деятельность по определенной схеме, педагог не ограничивает фантазии ребенка и его творческие порывы, а лишь направляет их в нужное русло, формируя правильный эстетический вкус и воспитывая личность, имеющую чувство прекрасного и способность выражать свой взгляд на мир, с помощью собственных художественных творений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.